© 2005-2020 Игорь и Валентина Чапковские
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / Статьи и интервью

Статьи и интервью

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

Статьи и интервью

Статьи и интервью ждут своего читателя.

👉Воспользуйтесь поиском по сайту (в правом верхнем углу экрана), чтобы найти нужный материал или посмотрите анонсы статей и видео в списке ниже:

Как развеялся миф про «белую ворону»

Елена М.
1 июня 2007
Елена М.1 июня 2007

…Поймала себя на мысли, а ведь мы с сыном не можем вспомнить хорошее про школу: про первую учительницу, как ни кощунственно это звучит, он слышать не хочет (на столе лежит согнутый пенал — это она бросила учебником), про праздники и поездки тоже не любит вспоминать, потому что везде их водили строем и повторяли: «Будь благодарен, […]

Если бы чиновники от образования не трепали нервы…

Соловьева Л. В.
2 сентября 2008
Соловьева Л. В.2 сентября 2008

У меня двое детей, дочь и сын, с разницей в возрасте год и семь месяцев. С их появлением я занялась поисками различных методик раннего развития, окончила курсы по кубикам Н. А. Зайцева, с единомышленниками открыла студию раннего развития детей в своем городе. В нашей студии использовались развивающие игры Никитина, Монтессори, Красноухова и др., но упор […]

Своего ребенка родители вполне могут научить сами

Sevilkora
23 января 2013
Sevilkora23 января 2013

Если уж говорить о реальных мотивах выбора СО для моего ребенка, говорить откровенно, то они очень просты: Я люто не люблю школу и всю систему образования в целом. Нелюбовь эта взаимная и началась еще со времен моего заключения на школьной скамье.

Школьное приключение

Эля Л.
10 марта 2008
Эля Л.10 марта 2008

С 5-го по 8-й класс — «слишком хорошая жизнь» Так в пятом классе я оказалась в центре семейного образования. Сначала мне было тяжело. Все другое… Индивидуальные занятия и много-много нового учебного материала. С моими знаниями я проводила по 6 часов в день, тщетно пытаясь решить задачу про куда-то выехавшего велосипедиста и зачем-то встретившего на своем […]

Жизнь без школы. Мой опыт

Наталья, г. Москва
Наталья, г. Москва

«Я выбираю путь, который имеет сердце» К. Кастанеда Двое детей  в нашей семье находятся на семейном образовании (СО). Они сдали все аттестации и закончили 4-й и 1-й классы. Люди часто говорят о своих проблемах, трудностях, страхах. Я за позитив, за то, чтобы находить то хорошее, что у нас действительно есть. Радоваться этому. Конечно, у нас […]

Семейное обучение — не панацея

Мама Софы и Эмилии Шамаиловых
1 марта 2008
Мама Софы и Эмилии Шамаиловых1 марта 2008

Нам пришлось часто менять место жительства — государства, города, квартиры. И естественно, моё беспокойство, в первую очередь, было связано с необходимостью обеспечить нашим детям более или менее стабильную атмосферу — детский коллектив (пусть даже крошечный), гуманных взрослых в роли педагогического сопровождения в рамках школы, наконец, учебное пространство.

Мои дети вернулись ко мне…

Эти интервью были взяты у родителей, которые одни из первых в России перевели детей на семейную форму обучения.

«Освобождение от школ»

Иван Иллич
Иван Иллич

Тезисы по книге И. Иллича «Освобождение от школ»

Семейное образование — не чудо, оно доступно всем

Игорь Чапковский
Игорь Чапковский

Наиболее эффективно обучать ребенка в семье способны родители, которые рассматривают государственную и школьную систему как повреждающую или сильно ограничивающую развитие личности. Это наиболее реалистичный мотив перехода на семейное обучение.

Родитель или учитель?

Перевести ребенка на семейное обучение – шаг важный и очень ответственный. Новым сторонникам хоумскулинга помогает опыт тех, кто уже прошел этот путь. Руководитель проекта «Семейное образование» Игорь Чапковский отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы.

Так скажу: «Зачем мне орден? И зачем нужна медаль?»

Мы уже говорили о важности (или, скорее, неважности!) отметок в семейном образовании в статье Учиться ради знаний, а не ради пятерок. Наша позиция – нет никакого смысла загонять усилия и творческие порывы ребенка в строгие рамки пятибалльной системы. Но мы уже слышим ваши возражения: «А как же медаль? За отличную учебу можно ведь получить медаль!» Все еще думаете, […]

Учиться ради знаний, а не ради пятерок

Вы перевели ребенка на семейное образование. Всё, можно сказать, школа вас отпустила. Но вот вопрос: отпустили ли школу вы сами? Решив обучать детей самостоятельно, мы порой невольно переносим на этот процесс традиционный школьный опыт, включая погоню за хорошими отметками… или — за оценками? В чем разница между этими понятиями и почему важно не путать их между […]

Чапковский: семейное обучение в РФ – назревший этап развития образовательной системы

Екатерина Рылько, специально для РИА Новости
Екатерина Рылько, специально для РИА Новости

Родители все чаще выбирают семейное образование или экстернат, чтобы обеспечить своим детям действительно индивидуальный подход и творческие методы обучения.

Они получили домашнее образование

Ампер Андре Мари   Байес Томас (Bayes Tomas) Галкин-Враской Михаил Николаевич Елизавета вторая, английская королева Керсновская Евфросиния Антоновна Киреевский И.В. Князь Михаил Петрович Долгорукий Михаил Юрьевич Лермонтов Муравьев Михаил Николаевич Островский Александр Николаевич Сахаров Андрей Дмитриевич Толстая Александра Львовна Хомяков Алексей Степанович Языков Николай Михайлович Сергей Павлович Королев

Как мы ходили в школу

Мама своей дочери
Мама своей дочери

Прежде чем живописать весь наш школьный опыт, хочется в двух словах рассказать о нашей семье. Мы не принадлежим к идеологам домашнего образования, не являемся участниками какого-либо общественного движения на тему школы, не стали также и фанатами семейного обучения.

Есть такая парта

Н. Померанцева
Н. Померанцева

«Получил блестящее домашнее образование» — когда-то в России эта рекомендация значила не меньше, чем сегодняшние дипломы МВА. Сейчас семейная система обучения возвращается — как альтернатива школам, пусть даже самым привилегированным.

Систему не исправить: она враждебна ребенку

Игорь Чапковский
Игорь Чапковский

Школьное образование рассмотрено как система — в прошлом и настоящем, в том числе как часть политической системы. Почему у государства не получается реформировать школьное образование, каковы интересы сообщества родителей в сфере образования, как направлять и регулировать базовое образование своих детей. Государство, владея образовательным инструментом, использует его для решения своих задач, часто не совпадающих с интересами […]

Знакомьтесь: СО

Т. Могильникова, обозреватель
Т. Могильникова, обозреватель

Для людей, ранее не сталкивавшихся с этим «явлением», СО поначалу представляется как некая абстрактная тема для общего разговора. Однако, если вникнуть в суть, обнаруживается, что тема эта затрагивает многие проблемы. Не абстрактные, а вполне конкретные, касающиеся конкретных людей – детей и их родителей, которые живут в нашей стране в наши дни.

Интервью И.М. Чапковского на Детском Радио

Детское радио, г. Москва
27 марта 2009
Детское радио, г. Москва 27 марта 2009

Впечатления от интервью И.М. Чапковского в прямом эфире   «Детского радио» — в заметке Familyeducation.ru  «Знакомьтесь: СО». Ниже приводится отредактированная стенограмма интервью. Эфир радиостанции «Детское радио» от 27 марта 2009г, 22:00-23:00 Программа «Только для взрослых» Ведущий: Александр Ветров Гость (визитная карточка): Игорь Моисеевич Чапковский — разработчик системы и практик семейного образования более двадцати лет. Руководитель […]

Рассказ об одном дипломе

Т. Могильникова
Т. Могильникова

Кем становятся дети, получившие образование в семье? Наиболее полный ответ можно лично пообщавшись с человеком, который в детстве не ходил в школу. Еще лучше, если наблюдаешь этого человека за его профессиональным занятием или видишь результаты его работы.

Главное — оставаться родителями

Игорь Чапковский, Наталья Хмелик
20 апреля 1996
Игорь Чапковский, Наталья Хмелик20 апреля 1996

Главный результат обучения в семье заключается в том, что ребенок остается ребенком. Это означает, что он не теряет интереса к познанию, а значит, способности к развитию. Родителям, прежде всего, нужно вникнуть в проблемы образования и развития собственного ребенка и найти разумные способы решения этих проблем.

Раскрыть способности ребенка — значит угадать, когда и чему его учить

С Игорем Чапковским беседовала Елена Шарова
С Игорем Чапковским беседовала Елена Шарова

Прежде всего надо сломать принципы насилия: на смену единой должна прийти разнообразная школа, а на смену политехнической — гуманитарное, естественно-научное и художественное образование.

Поделиться