© 2005-2020 Игорь и Валентина Чапковские
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / статьи и интервью

статьи и интервью

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

статьи и интервью

Вы также можете искать нужный материл с помощью сервиса «поиск» (в правом верхнем углу экрана) или просмотрите анонсы статей в списке ниже:


Стратегическая ошибка в договоре? Или что-то еще можно сделать?

Как добиться исполнения закона в отношении ребенка, если закон на вашей стороне? Этот, на первый взгляд, странный вопрос становится реальной проблемой в государстве, где де-факто и де-юре существуют будто бы в параллельных плоскостях. Точки пересечения, однако же, есть, а значит, есть и способы добиваться исполнения своих законных прав. В случае с Ольгой таким способом стало […]

Как прошла 1-я аттестация и что было дальше

Александр Ж.
Александр Ж.

Первая аттестация в школе, впервые столкнувшейся с семейным образованием прошла так. Мы явились к назначенному времени. Далее – пустое получасовое ожидание в коридоре, и никаких извинений за это. После ожидания – первый конфликт… Нам предлагают сидеть в коридоре и дальше, а детей закрыть с учителем в кабинете на аттестацию. Мы возражаем, мол мы договорились что […]

Суд постановил взыскать со школы компенсацию за питание ребёнка, обучающегося по семейной форме образования

Единственное требование имущественного характера  не было удовлетворено- это требование о взыскании со школы компенсации за образование и за питание за 2010/2011учебный год. Это связано с тем, что в начале  2010/2011учебного года истец добровольно отказался от получения  « каких-либо компенсаций» в письменном виде. Требование о взыскании этих средств было добавлено истцом  уже в процессе судебного разбирательства, […]

Компенсации в МО

Алина Дьякова
Алина Дьякова

В начале 2016 года жительница города Черноголовка Екатерина Борзова https://vk.com/id3292718 обратилась к губернатору Московской области А. Ю. Воробьеву с просьбой восстановить права детей на СО и продолжить выплачивать компенсации на семейном образовании. Компенсации выплачивались на территории Московской области на протяжении нескольких лет и были отменены в 2014 году без всяких оснований. Региональный Минобр МО по распоряжению губернатора […]

Внуки Хмелика в школу не ходят. Принципиально

Беседу с Наталией Хмелик вела Елена Костина
Беседу с Наталией Хмелик вела Елена Костина

Автор «Ералаша» Александр Хмелик придумал не один десяток забавных школьных историй — про отпетых двоечников и хулиганов. Родные внуки Хмелика никогда таковыми не были — однако в школу они не ходят совсем. Принципиально и законно. Юра, Паша и Маша покинули школу… с благословения матери. И в соответствии с Положением о семейном образовании. Юра в 16 […]

Обращение участников конференции «Развитие семейного образования в Уральском регионе» к родителям и органам управления образованием

Мы, участники межрегиональной конференции по семейному образованию, обращаемся к педагогической и родительской общественности, представителям власти, органам управления образованием, а также ко всем заинтересованным во всестороннем развитии и достойном воспитании подрастающего поколения. В нашей конференции, которая состоялась 19 ноября 2016 года в г. Перми, участвовали сторонники семейного образования из Пермского края, Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Республики […]

Под лежачий камень вода не течет

19 ноября 2016 года в г. Перми при поддержке местного Минобра состоялась Межрегиональная Уральская конференция по семейному образованию. На ней собрались родители из Пермского края, Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Тюменской, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областей. Целью конференции было укрепление связей между родителями регионов, обмен опытом, выявление и обобщение потребностей семей, выбравших семейную форму, […]

Вопрос о семейном образовании поставили ребром: обзор круглого стола в ОП г. Москвы

Нина Иванова, наш специальный корреспондент
Нина Иванова, наш специальный корреспондент

Круглый стол в Общественной палате, посвященный семейному образованию, еще не успел завершиться, а на сайте газеты «Вечерняя Москва» уже появилась новость об этом мероприятии под заголовком «Родители верны классике». Журналистка Екатерина Петрова рассказала читателям о том, как прошло мероприятие, однако это, как выяснилось, очень во многом не совпало с тем, что увидели и услышали непосредственные […]

Будем учить своих детей сами!

Елена Лосевская
Елена Лосевская

Не было бы счастья, да несчастья помогли Конечно, эта необычная школа возникла не вдруг и не на пустом месте. За ее основателями стояли появившийся в северном городе в начале 90-х годов Центр нравственной реабилитации человека, рожденные при нем школа семейного воспитания, клуб здорового образа жизни, общественное объединение родителей и педагогов… и необычный детский сад, который […]

Как получить среднее образование дома?

Павел Едренкин, «Уфимские новости»
Павел Едренкин, «Уфимские новости»

Марку Трубицыну исполнилось в августе 10 лет, тем не менее, он уже учится в пятом классе в СОШ № 129. Причем «на отлично», хотя даже не посещает школы. — Я всегда занималась развитием способностей ребенка, — объясняет его мама, Наталья Петровна, по образованию педагог начальных классов. — Марк и в детский сад не ходил, поскольку […]

Свободная жизнь Ромы Маркеева

Николай Бастогин, «Наше Омское слово»
Николай Бастогин, «Наше Омское слово»

Вместо класса — собственная квартира, вместо строгих учителей — папа и мама. Вот уже два года тринадцатилетний Рома Маркеев в школу не ходит и занимается на дому. Однако если во всем цивилизованном мире семейная форма обучения довольно распространена, то Омске на такой шаг, кроме родителей Ромы, пока еще никто не отважился. Домашнее образование получили Лермонтов, […]

Ни шага в познании без шага в мышлении

Нина Иванова, наш специальный корреспондент
Нина Иванова, наш специальный корреспондент

«Весь мир – наша школа» – фестиваль хоумскулинга (homeschooling – семейное обучение детей) с таким названием прошел 25 апреля на территории НОУ СОШ «Наши пенаты» в Москве. В отличие от Санкт-Петербурга, где сторонники семейного образования уже проводили подобные встречи, для столицы это был первый масштабный фестиваль такой тематики. Его организовали Светлана Марзеева и Алексей Семенычев, […]

Весь мир – наша школа

Нина Иванова, наш специальный корреспондент
Нина Иванова, наш специальный корреспондент

Плюс полгода и… минус несколько десятков участников: в Москве во второй раз прошел фестиваль хоумскулинга и других альтернативных форм образования «Весь мир – наша школа».

О конференции «Альтернативное образование в России, 2015»

Диана Галимова
Диана Галимова

В зале конференции собрались люди, интересующиеся внешкольным способом получения образования, задумывающиеся о нем для своих детей, а также около четверти собравшихся были родители, уже практикующие этот способ. Среди них была и я. Большинство собравшихся, судя по их вопросам и разговорам, по тому, что их волнует, пытались найти для своих детей более творческий формат учёбы, более […]

Встреча с родителями в Твери

Одна молодая родительница, которой отказали в тверской школе принять ее ребенка на семейное образование, обратилась в комитет по образованию города Твери, там сослались на отсутствие локальных актов по семейному образованию. Что ж, борьба еще только начинается… На встрече в Твери прозвучал рассказ о нашем проекте familyeducation.ru, теперь заинтересованные родители могут написать на Форум нашего сайта […]

Выступление на Круглом Столе в ОП г. Москвы М.В. Макаревич

Маргарита Макаревич, руководитель общественного движения «Семейное образование»
Маргарита Макаревич, руководитель общественного движения «Семейное образование»

В августе 2013г. общественное движение «Семейное образование» обратилось к руководителю Департамента образования г. Москвы И.И. Калине с вопросом будут ли выплачиваться компенсации за образование, поскольку родители были встревожены слухами.

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ круглого стола по теме: «Семейное образование в Москве: проблемы и перспективы»

Перед участниками круглого стола стояла основная задача – выявление проблем при обеспечении прав граждан на получение образования в форме семейного образования, выработка предложений по совершенствованию механизмов образования в данной форме.

Учиться надо неформально

Анна З.
Анна З.

Сама школьная система мне не нравилась еще в то время, когда школьницей была я — несправедливым казалось то, что ученики должны автоматически уважать педагогов, даже если этого уважения они не заслуживают, отвратительной выглядела атмосфера подавления любого проявления индивидуальности, мне не нравилась и не нравится манера подачи учебного материала — ведь надо еще постараться, чтобы привить […]

Учеников делят на два лагеря

Из переписки с Яной Р.
Из переписки с Яной Р.

Сын учится в Москве в 8-м классе физико-математической школы. Начиная с 8-го класса учеников делят на два лагеря — базовый класс (по отношению к нему учителей — дети чуть ли не неполноценные (!!!)) и собственно физико-математический класс («белая кость»). В базовом классе учиться считается непрестижно. Со скрипом учимся в математическом. Это очень тяжело, ежедневные проверочные […]

Детей «подготовили» к тому, что они станут хуже учиться

Татьяна К.
Татьяна К.

В начальной школе моя дочь не испытывала никаких трудностей с обучением. Учеба ей давалась достаточно легко. Без особых усилий она училась на «отлично». В пятый класс пошла с достаточно большим волнением, так как предварительно учителя школы «подготовили» детей к тому, что они обязательно начнут хуже учиться. «В средней школе намного сложнее, не ждите, что ваша […]

Школа не принимает наших проблем всерьез

Ольга В.
Ольга В.

Мой девятилетний сын уже второй год учится дома (третий и четвертый четвертом класс). Опишу, почему. Кажется, я собрала едва ли не все возможные причины.

Один дома-4

Разве кто-то всерьез верит, что то, чему школа учит, действительно необходимо? Что без этих правил и теорем не прожить? Да нет же. Сегодня в частных школах поиграли в такую игру: посадили всех учителей ответить на тесты ЕГЭ (единый госэкзамен) не по своему предмету… И посмеялись. Но если учитель математики не знает ответа почти ни на […]

О непривитых детях и прививках

Непривитый ребенок среди привитых детей не представляет для них никакой опасности. Почему родители бессмысленно атакуют «отказников»? Потому, что непривитый имеет преимущество в среде привитых. Ему от окружения инфекции нет, и он не несет тяготы риска от нечистых прививок (бывает, что они содержат примеси, опасные для здоровья). Родители привитых это чувствуют. Процент непривитых людей растет, опасно […]

Домашнее обучение музыке

Более двадцати лет назад мама отвела меня учиться в музыкальную школу. Первые два класса в одной квартире со мной жили три выпускницы музучилища: моя мама, моя сестра и ее подруга, причем сестра и подруга преподавали фортепиано в той же ДМШ, где училась и я. Следует ли удивляться моим пятеркам? Все домашние задания я делала под […]

Если вы выбрали семейное образование

Игорь и Валентина Чапковские
Игорь и Валентина Чапковские

Итак, вы выбрали семейное образование. Не будем смущаться, что нас мало и что путешествие долгое, возможно многолетнее, а в море проблем ждут неизвестности. Сотни людей прошли этим путем, не столько трудным, сколько радостным.

Мы не хотим строить опыт для всех

Мы хотим построить опыт для тех, кто хочет. Нет общих рецептов, наша система опирается на согласие всех участников процесса обучения действовать совместно, на основе взаимопонимания. Радость ребенка, радостное его детство являются безусловным критерием правильности этой работы.

Раскрыть способности ребенка — значит угадать, когда и чему его учить

С Игорем Чапковским беседовала Елена Шарова
С Игорем Чапковским беседовала Елена Шарова

Прежде всего надо сломать принципы насилия: на смену единой должна прийти разнообразная школа, а на смену политехнической — гуманитарное, естественно-научное и художественное образование.

Родитель или учитель?

Перевести ребенка на семейное обучение – шаг важный и очень ответственный. Новым сторонникам хоумскулинга помогает опыт тех, кто уже прошел этот путь. Руководитель проекта «Семейное образование» Игорь Чапковский отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы.

Учиться ради знаний, а не ради пятерок

Вы перевели ребенка на семейное образование. Всё, можно сказать, школа вас отпустила. Но вот вопрос: отпустили ли школу вы сами? Решив обучать детей самостоятельно, мы порой невольно переносим на этот процесс традиционный школьный опыт, включая погоню за хорошими отметками… или — за оценками? В чем разница между этими понятиями и почему важно не путать их между […]

Минимум и максимум…

Наталья Рожкова
Наталья Рожкова

Эта ершистая статья о качестве школьных учебников и о шестидневке не теряет своей актуальности. На нашем сайте выбравшие семейную форму обучения узнают о том, как подобрать обучающий материал для своих детей. Вопросы по этой теме вы также можете задать авторам проекта.

Чему учат в школе?

Наталья Хмелик, Игорь Чапковский
Наталья Хмелик, Игорь Чапковский

«Проверенная годами система образования» – не миф ли это? Какова сегодня реальная роль учителя и родителей в учебном процессе? Об этом размышляли первопроходцы семейной формы обучения в нашей стране.

Вольноотпущенник Иванов

Наталья Хмелик
Наталья Хмелик

Человеку, который просил называть его Семеном Владимировичем Ивановым, девять лет. Два года он отучился в школе, а потом стал учиться дома. Семен Владимирович сказал нам, что, как только его забрали из школы, с облегчением вздохнули он сам, школа и его родители. Так что в выигрыше все.

«Родители голосуют за семейное обучение»

Интервью взяла Н.Иванова
29 августа 2015
Интервью взяла Н.Иванова29 августа 2015

Первое сентября приводит в волнение массы детей и родителей – ведь это начало нового учебного года. В последнее время в нашей стране становится все больше людей, для которых День знаний не ассоциируется ни с покупкой школьной формы, ни с подношениями букетов учителям, ни со звонками на уроки и перемены. Причина этого – всплеск интереса к […]

Аргументы «за»

Мария Барабаш
1 февраля 1998
Мария Барабаш1 февраля 1998

Что дает семейное обучение детям? Хорошее образование. Ребята получают более глубокие знания, поскольку, изучая ту или иную тему, не ограничиваются заданным параграфом, а увлекаются и докапываются до тонкостей и нюансов проблемы. Принципиальным отличием от учебы в школе является и умение самому добывать информацию из самых разных, порой труднодоступных источников. Ребенок чувствует, что он представляет определенную […]

Дорога проторена, идти по ней становится легко

Алина Дьякова
Алина Дьякова

Теплота, близость, забота – эти непеременные условия успешного воспитания и эффективного образования – отсутствуют в отношениях между учителем и учащимся, а также между родителями и школой. Родители приходят в школу и… упираются в турникет. И они понимают, что школьное образование отгораживается, уходит от семьи.

Выйти за рамки привычного

Тамара Могильникова
Тамара Могильникова

Первая группа проблем – это выстраивание отношений со школами, организующими аттестации. Вторая – это организация обучения в семье, исходя из интересов и возможностей конкретного ребёнка. Третья – это внутренняя работа родителя, необходимая для того, чтобы освободиться от шаблонов и избежать воспроизведения «школы» в собственном доме.

Самостоятельный или беспризорный

Наталия Хмелик
Наталия Хмелик

Есть на свете счастливые родители. Когда их ребенок идет в первый класс, они видят, что ничего нового он в школе не получает, — читать, писать и считать уже научился. Но ведь есть у людей естественное желание видеть рост своего ребенка, его развитие. И тогда они, чтобы годы начальной школы не пропадали зря, решают приучать своего […]

Чтобы в школу не ходить

Елена Шарова
Елена Шарова

На семейное обучение решаются только те, для кого дети — самая большая жизненная ценность. Карьера, невыплаты зарплаты — все это отступает на задний план и меркнет по сравнению с важностью задачи воспитания ребенка.

И какая же мать согласится отдать?!

nikolaeva.livejournal.com
nikolaeva.livejournal.com

Дети-домашники воспринимают общение как удивительную возможность радоваться и узнавать новых людей. Их никто никогда не заставлял в детстве общаться с неприятными им людьми.  Может, именно поэтому они умеют сейчас общаться со всеми.  Не видя с детства насилия по отношению к себе, они никогда не позволяют его по отношению к другим людям.

СНВГ — не приговор

Оксана А.
Оксана А.

Я искала в учителях отношения к сыну не как к «клону» или маленькому роботу, в которого надо закачать определённую программу, но как к личности, находящейся в процессе роста и развития, а значит, требующей закладки в неё прежде всего чувств, а уж потом навыков письма, чтения и счёта. Современная школа совершенно лишена таких целей. С тех […]

За отношение к ребёнку как к человеку пришлось бороться

Елена и Владимир Х.
Елена и Владимир Х.

Мы с мужем всё обсудили и поняли, что это наш шанс. Я написала Вам письмо  и перед решительным броском Вы придали мне уверенности. В понедельник мы пошли в школу с заявлением о семейном обучении.

Как развеялся миф про «белую ворону»

Елена М.
Елена М.

…Поймала себя на мысли, а ведь мы с сыном не можем вспомнить хорошее про школу: про первую учительницу, как ни кощунственно это звучит, он слышать не хочет (на столе лежит согнутый пенал — это она бросила учебником), про праздники и поездки тоже не любит вспоминать, потому что везде их водили строем и повторяли: «Будь благодарен, […]

Если бы чиновники от образования не трепали нервы…

Соловьева Л. В.
2 сентября 2008
Соловьева Л. В.2 сентября 2008

У меня двое детей, дочь и сын, с разницей в возрасте год и семь месяцев. С их появлением я занялась поисками различных методик раннего развития, окончила курсы по кубикам Н. А. Зайцева, с единомышленниками открыла студию раннего развития детей в своем городе. В нашей студии использовались развивающие игры Никитина, Монтессори, Красноухова и др., но упор […]

Своего ребенка родители вполне могут научить сами

Sevilkora
23 января 2013
Sevilkora23 января 2013

Если уж говорить о реальных мотивах выбора СО для моего ребенка, говорить откровенно, то они очень просты: Я люто не люблю школу и всю систему образования в целом. Нелюбовь эта взаимная и началась еще со времен моего заключения на школьной скамье.

Школьное приключение

Эля Л.
10 марта 2008
Эля Л.10 марта 2008

С 5-го по 8-й класс — «слишком хорошая жизнь» Так в пятом классе я оказалась в центре семейного образования. Сначала мне было тяжело. Все другое… Индивидуальные занятия и много-много нового учебного материала. С моими знаниями я проводила по 6 часов в день, тщетно пытаясь решить задачу про куда-то выехавшего велосипедиста и зачем-то встретившего на своем […]

Жизнь без школы. Мой опыт

Наталья, г. Москва
Наталья, г. Москва

«Я выбираю путь, который имеет сердце» К. Кастанеда Двое детей  в нашей семье находятся на семейном образовании (СО). Они сдали все аттестации и закончили 4-й и 1-й классы. Люди часто говорят о своих проблемах, трудностях, страхах. Я за позитив, за то, чтобы находить то хорошее, что у нас действительно есть. Радоваться этому. Конечно, у нас […]

Семейное обучение — не панацея

Мама Софы и Эмилии Шамаиловых
1 марта 2008
Мама Софы и Эмилии Шамаиловых1 марта 2008

Нам пришлось часто менять место жительства — государства, города, квартиры. И естественно, моё беспокойство, в первую очередь, было связано с необходимостью обеспечить нашим детям более или менее стабильную атмосферу — детский коллектив (пусть даже крошечный), гуманных взрослых в роли педагогического сопровождения в рамках школы, наконец, учебное пространство.

Мои дети вернулись ко мне…

Эти интервью были взяты у родителей, которые одни из первых в России перевели детей на семейную форму обучения.

«Освобождение от школ»

Иван Иллич
Иван Иллич

Тезисы по книге И. Иллича «Освобождение от школ»

Семейное образование — не чудо, оно доступно всем

Игорь Чапковский
Игорь Чапковский

Наиболее эффективно обучать ребенка в семье способны родители, которые рассматривают государственную и школьную систему как повреждающую или сильно ограничивающую развитие личности. Это наиболее реалистичный мотив перехода на семейное обучение.

Так скажу: «Зачем мне орден? И зачем нужна медаль?»

Мы уже говорили о важности (или, скорее, неважности!) отметок в семейном образовании в статье Учиться ради знаний, а не ради пятерок. Наша позиция – нет никакого смысла загонять усилия и творческие порывы ребенка в строгие рамки пятибалльной системы. Но мы уже слышим ваши возражения: «А как же медаль? За отличную учебу можно ведь получить медаль!» Все еще думаете, […]

Чапковский: семейное обучение в РФ – назревший этап развития образовательной системы

Екатерина Рылько, специально для РИА Новости
Екатерина Рылько, специально для РИА Новости

Родители все чаще выбирают семейное образование или экстернат, чтобы обеспечить своим детям действительно индивидуальный подход и творческие методы обучения.

Они получили домашнее образование

Ампер Андре Мари   Байес Томас (Bayes Tomas) Галкин-Враской Михаил Николаевич Елизавета вторая, английская королева Керсновская Евфросиния Антоновна Киреевский И.В. Князь Михаил Петрович Долгорукий Михаил Юрьевич Лермонтов Муравьев Михаил Николаевич Островский Александр Николаевич Сахаров Андрей Дмитриевич Толстая Александра Львовна Хомяков Алексей Степанович Языков Николай Михайлович Сергей Павлович Королев

Как мы ходили в школу

Мама своей дочери
Мама своей дочери

Прежде чем живописать весь наш школьный опыт, хочется в двух словах рассказать о нашей семье. Мы не принадлежим к идеологам домашнего образования, не являемся участниками какого-либо общественного движения на тему школы, не стали также и фанатами семейного обучения.

Есть такая парта

Н. Померанцева
Н. Померанцева

«Получил блестящее домашнее образование» — когда-то в России эта рекомендация значила не меньше, чем сегодняшние дипломы МВА. Сейчас семейная система обучения возвращается — как альтернатива школам, пусть даже самым привилегированным.

Систему не исправить: она враждебна ребенку

Игорь Чапковский
Игорь Чапковский

Школьное образование рассмотрено как система — в прошлом и настоящем, в том числе как часть политической системы. Почему у государства не получается реформировать школьное образование, каковы интересы сообщества родителей в сфере образования, как направлять и регулировать базовое образование своих детей. Государство, владея образовательным инструментом, использует его для решения своих задач, часто не совпадающих с интересами […]

Знакомьтесь: СО

Т. Могильникова, обозреватель
Т. Могильникова, обозреватель

Для людей, ранее не сталкивавшихся с этим «явлением», СО поначалу представляется как некая абстрактная тема для общего разговора. Однако, если вникнуть в суть, обнаруживается, что тема эта затрагивает многие проблемы. Не абстрактные, а вполне конкретные, касающиеся конкретных людей – детей и их родителей, которые живут в нашей стране в наши дни.

Интервью И.М. Чапковского на Детском Радио

Детское радио, г. Москва
27 марта 2009
Детское радио, г. Москва 27 марта 2009

Впечатления от интервью И.М. Чапковского в прямом эфире   «Детского радио» — в заметке Familyeducation.ru  «Знакомьтесь: СО». Ниже приводится отредактированная стенограмма интервью. Эфир радиостанции «Детское радио» от 27 марта 2009г, 22:00-23:00 Программа «Только для взрослых» Ведущий: Александр Ветров Гость (визитная карточка): Игорь Моисеевич Чапковский — разработчик системы и практик семейного образования более двадцати лет. Руководитель […]

Рассказ об одном дипломе

Т. Могильникова
Т. Могильникова

Кем становятся дети, получившие образование в семье? Наиболее полный ответ можно лично пообщавшись с человеком, который в детстве не ходил в школу. Еще лучше, если наблюдаешь этого человека за его профессиональным занятием или видишь результаты его работы.

Главное — оставаться родителями

Игорь Чапковский, Наталья Хмелик
20 апреля 1996
Игорь Чапковский, Наталья Хмелик20 апреля 1996

Главный результат обучения в семье заключается в том, что ребенок остается ребенком. Это означает, что он не теряет интереса к познанию, а значит, способности к развитию. Родителям, прежде всего, нужно вникнуть в проблемы образования и развития собственного ребенка и найти разумные способы решения этих проблем.

Поделиться