© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / статьи и интервью / Будем учить своих детей сами!

Будем учить своих детей сами!

История СО

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

01.12.2022

Будем учить своих детей сами!

Елена Лосевская

Не было бы счастья, да несчастья помогли

Конечно, эта необычная школа возникла не вдруг и не на пустом месте. За ее основателями стояли появившийся в северном городе в начале 90-х годов Центр нравственной реабилитации человека, рожденные при нем школа семейного воспитания, клуб здорового образа жизни, общественное объединение родителей и педагогов… и необычный детский сад, который отличала удивительно теплая, раскрепощенная атмосфера.

Именно с детского сада все и началось: после его закрытия пять семей решили сами учить детей — их возраст как раз приближался к школьному. Объединившись, родители полностью погрузились в образовательный процесс. Пригласили молодого педагога Ирину Геннадьевну Мерзлякову, психолога Юлию Винцевич.

А к началу следующего учебного года к этим пяти семьям примкнуло еще более двадцати. С помещениями везло: каждый раз находились люди, которые приходили на помощь. Казалось, повезло и со школой: по договору каждый ребенок был оформлен и сдавал экзамены в школе № 4, с которой у родителей сложились хорошие отношения.

Но после вмешательства городского департамента образования, сотрудники которого пытались доказать и директору, и родителям, что семейной формы обучения не существует, все отношения со школой прекратились. В прошлом учебном году ребята сдавали экзамены в школе Щетинина, за три тысячи километров от Архангельска.

А родителей ожидало очередное испытание: в марте нынешнего года областная прокуратура подала на них в суд, обвинив в ведении незаконной образовательной деятельности. «Сажаете детей за парты? Проводите уроки? Значит, это у вас уже школа, а школа без лицензии работать не может, — назидательно говорили им. — Сделайте все по закону, организуйте частную школу, и у вас исчезнут все проблемы».

Родители не понимали, какие же священные устои они нарушают: важен результат, а каким способом идут к нему ребята — индивидуально или группой, с помощью родителей, репетиторов или педагогов — это уже они решают сами. И все-таки судиться пришлось: сначала на областном уровне, потом на федеральном. И в том и в другом случае выиграли родители: обвинения в их адрес и областным, и Верховным судами были признаны несостоятельными.

В начале нынешнего учебного года они лишились помещения, и теперь занятия проходят по квартирам. Но после всего, что пришлось пережить, это кажется мелочью. Кроме того, снова пришлось искать, к какой школе прикрепиться. Нашли: директор школы № 20 Владимир Алексеевич Петухов согласился заключить с ними договор. Сейчас ребята сдают там первые экзамены — в основном успешно. Несмотря на все преграды, которые пришлось преодолеть, родители смотрят в будущее с оптимизмом. И, как ни странно, во многом даже благодарны тем, кто эти преграды усиленно сооружал.

— Все трудности, которые сопровождали нас эти годы, пошли нам на пользу и невероятно закалили, — считают Анна Ивановна Чащина и Татьяна Борисовна Обрядина. — Не испытав их, мы, наверное, никогда бы так глубоко не вникли в проблемы образования: ни в содержание, ни в экономику, ни в политику. Мы познакомились с замечательными педагогами: Амонашвили, Щетининым, Лобком, Чапковским. Шалва Александрович приезжал к нам несколько раз, проводил семинары со взрослыми, занимался с детьми. Пожалуй, только теперь мы понимаем, какая это большая ответственность — быть учителем, и готовы полностью взять ее на себя.

Как здорово искать ответы на вопросы вместе!

Прежде всего родители поняли: семейное образование требует от них большой работы над собой. Как трудно бывает принять ребенка таким, каков он есть, отказаться от назиданий и нравоучений, от излишней требовательности, мелочных обид и раздражения. Но если бы не учились они изгонять из себя эти чувства и эмоции, если бы не настраивали себя постоянно на поддержку своего ребенка — что бы ни произошло, -наверное, и дети не поверили бы в то, что взрослых действительно интересует все, что с ними; происходит, и просто не открылись бы им.

Нет утомительнее процедуры для многих родителей, чьи дети учатся в обычной школе, чем совместная подготовка домашних заданий. Для моих собеседников — мам и пап из Архангельска, отдавших предпочтение семейному образованию, — эта тягостная повинность превращается в настоящую радость. Они так и говорят: как мы рады, что совместная учеба не прошла мимо нас, это так здорово — доверять друг другу, знать, чем каждый из нас живет, вместе постигать тайны мира и искать ответы на вопросы. При этом вовсе не стоит навязывать свою помощь, иногда достаточно просто находиться рядом, занимаясь какими-то своими делами, и быть готовым откликнуться на просьбу ребенка. Многие заметили: появившееся общее дело меняло в лучшую сторону отношения в семье — и не только между ребенком и родителями, но и между супругами.

Родители трезво оценивают свои силы — далеко не каждый из них способен стать учителем. И не всегда потому, что нет профессиональной подготовки. Иногда приглашают специалистов, но ищут таких, которые обладали бы способностью не раздражаться, не злиться, умерить слишком высокие требования.

У семейного образования есть бесспорные преимущества перед традиционной школьной системой. И родители в них убедились, особенно те, чьи дети успели пройти через обычную школу. Прельщает прежде всего свобода в организации учебного процесса: нет жесткого расписания — занятия проходят когда в группах, когда индивидуально, неделя может быть посвящена только истории или только математике, а может — всем изучаемым наукам сразу. Но эта свобода не развращает, а учит умению организовать свое время, использовать его рационально. У ребят появляется возможность работать в наиболее благоприятном для них режиме, больше времени посвящать тому, что их интересует и что получается лучше всего.

Отсутствие страха перед неправильным ответом, нервозности и перегрузок благоприятно отражается и на здоровье — дети, по словам родителей, редко болеют простудными заболеваниями. Они становятся не только физически, но и психически сильнее, самостоятельнее, увереннее в себе. С каждым годом у них не пропадает познавательный интерес, как это часто бывает у ребят, которые учатся в обычной школе, а, наоборот, растет.

Нередко им приходится слышать в свой адрес упрек: вы растите тепличные цветы, при первом же столкновении с реальной жизнью они сломаются. Но этот довод звучит для них неубедительно: их дети открыты, у них много друзей во дворе, в музыкальной школе, в хореографическом кружке, в спортивной секции, проблем во взаимоотношениях со сверстниками нет никаких.

Ребята действительно учатся с удовольствием, в этом я убедилась сама. Уважают мнения друг друга, свободно и приветливо общаются с незнакомыми людьми. Но по-настоящему пока не могут понять, хотя и знают, сколько сил понадобилось их родителям, чтобы сохранить возможность свободного развития. А родители мечтают об одном -только бы им больше не мешали.

Семейная форма должна быть выгодной и родителям, и школам

Меньше всего хотелось бы в этом материале противопоставлять две формы обучения — традиционную школьную и семейную. И у той, и у другой найдется немало как сторонников, так и противников. И та и другая имеют одинаковое право на существование хотя бы потому, что обе закреплены Законом «Об образовании». Казалось бы, все стереотипы, предрассудки, эмоции должны отойти на второй план. У родителей есть законное право выбора форм обучения, и они осуществляют его, исходя из своих принципов и убеждений. Все так просто и понятно. Но, оказывается, это законное право нужно еще суметь отвоевать.

Основной довод, который управленцы выдвигают родителям: вы не профессионалы, вы не сможете дать ребенку хорошее образование. Но и родители могут в ответ справедливо заметить, что именно они ответственны за своего ребенка, что лучше них никто не знает его особенностей и потребностей, стремлений и переживаний.

Казалось бы, государство должно поощрять родителей, которые берутся за такое непростое дело. Во всем мире необычайно развиты форма семейного образования и экстернат, вообще способность человека учиться самостоятельно считается признаком сильной личности. У нас же образование, получаемое вне стен школы или вуза, считается ущербным, несмотря на то, что сама школа уже давно перестала быть основным источником образования.

Так что же; ждать, пока изменится сознание нескольких поколений? Или все-таки не истреблять, а поливать нежные ростки, которые умудряются пробивать толщу асфальта? Но как поддерживать родителей, которые хотят учить своих детей сами, с чего начать?

— С правовой базы, — считает Игорь Моисеевич Чапковский, руководитель московской региональной общественной организации «Развитие семейного образования». — У нас достаточно прогрессивны и Закон «Об образовании», и Положение о семейном обучении, но вся беда в том, что нет механизмов осуществления тех прав, которые записаны в этих документах. Что я имею в виду? В Америке, например, есть специальные региональные центры для родителей, куда их собирают на консультации и семинары, где их снабжают методическими и учебными пособиями. Это и есть тот механизм, с помощью которого государство утверждает равноправие форм обучения. И ещё важный момент: школам должно быть выгодно, чтобы как можно больше детей переходили на семейную форму обучения. Пока что им это совершенно невыгодно. Чтобы избежать проблем с учителями, принимающими экзамены, дети чаще всего вынуждены оформляться на экстернат, а не на семейную форму, потому что в первом случае учителя получают дополнительную плату за свою работу, а во втором — нет. И пока так будет продолжаться, ни о каком предпочтении семейной формы обучения со стороны учителей и директоров не может быть и речи.

И директорам, и управленцам стоит подумать, как заинтересовать в этой форме учителей. Тем более что для ее развития есть необходимые объективные предпосылки: и инициатива снизу, и социальный заказ. Обидно плестись в хвосте только потому, что кто-то мыслит стереотипами.

(«Первое сентября», № 3, 2000 г.)

Поделиться