© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / статьи и интервью / Семейное образование — не чудо, оно доступно всем

Семейное образование — не чудо, оно доступно всем

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

13.09.2022

Семейное образование — не чудо, оно доступно всем

Игорь Чапковский

Рубрика «ДОМАШНЯЯ ШКОЛА» в журнале «Домашний ребенок».

Об авторе: Игорь Чапковский, практик семейного образования, занимался им с 1986 года. Руководитель Ассоциации родителей «Свободное развитие», автор интернет-проекта www.homeschooling.ru («Семейное образование»). Считает, что главное преимущество семейного обучения — это свобода в развитии детей, их образованность и подготовленность к жизни.

Совсем недавно мы жили в стране, где дома имели право учиться лишь инвалиды детства. Времена изменились, и в современной России родители могут выбрать для своего ребенка наилучший способ получения образования. Семейное обучение стало повсеместным, и все больше думающих родителей вступают на этот путь, видя его достоинства.

ПОЧЕМУ ОБЩЕЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАЛО ИМЕННО ТАКИМ

Первый раз пересмотреть свои взгляды на возможности детей усваивать математику мне пришлось на старшем курсе университета, когда я стал участвовать в работе Всесоюзной заочной математической школы А. Н. Колмогорова (ВЗМШ). На мех-мате МГУ, где я учился в то время, были убеждены, что элементарной математике «можно обучить и ворону». Учащиеся ВЗМШ отбирались через конкурсы и олимпиады, тем не менее, даже среди них встречались те самые «вороны». Их, конечно, тоже можно было обучить, но это превращалось в каторгу для ученика. Мне этих детей стало очень жалко. Программа математики в советской школе, как я понял, годилась для восприятия лишь небольшого числа детей. Но ее в принудительном, предусмотренном законом порядке давали всем.

К тому времени я уже ясно видел, насколько агрессивна советская система к своим гражданам и, в частности, к детям. Учащихся массово угнетали на бескрайних просторах СССР, и это положение вещей требовало какого-то выхода. Молодому человеку кажется, что лучше изменить систему, но с годами начинаешь понимать, что хорошо хотя бы выйти из нее, точнее, хотя бы не пользоваться ее образовательными услугами для ребенка.

Вскоре у нас родился первый ребенок, и мы стали не просто искать социальное решение, но выбирать практический способ обучения. Естественно было начать с изучения школьной дореволюционной и советской системы.

Наиболее интересными оказались подходы К.Д. Ушинского и С.А. Рачинского. Эти педагоги, писатели, публицисты и общественные деятели создавали образовательную систему для крестьянских детей средней полосы России. В фундамент будущей конструкции они заложили не абстрактные выкладки, а педагогические взгляды на склонности детей этого региона и их возрастное изменение. Теоретические посылки были проверены на практике, и предположение о художественных наклонностях крестьянских детей нашло блестящее подтверждение. Из школы Сергея Александровича Рачинского вышло три известных российских художника. (Т. Никонов, И. Петерсон и Н.П. Богданов-Бельский, который и увековечил школу Рачинского в знаменитой картине «Устный счет»).

Дореволюционная педагогика ставила целью преодоление неграмотности. В противоположность ей, советская система имела целью не образование, а идеологию. Школа должна была обеспечить винтиками летящий в коммуну паровоз. Двадцатые-тридцатые годы были периодом исканий в педагогике. Но 4 июля 1936 года постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» всякие поиски были прекращены, с разнообразием педагогических подходов покончили. В этот момент была заложена система, действовавшая в СССР и унаследованная — по структуре управления и общим свойствам — Российской Федерацией. Она была нужна для скорейшего достижения светлого будущего, и поэтому в ней не учитывались ни исторические и национальные различия, ни особенности места проживания учащихся, не говоря уже об их индивидуальных чертах.

В ту пору коммунистические идеологи желали осчастливить не только жителей Советского Союза, но и весь мир. Важная роль отводилась техническому образованию. Ведь планировалось, что победа мировой революции будет достигнута с помощью превосходства в военной технике. Тогда были сформулированы определяющие черты образовательной системы, основанные на идеологических установках. Образование должно было быть обязательным, единым и политехническим. Казалось бы, это сделает счастливыми всех советских детей. Но на самом деле всеобщее школьное образование оказалось узко элитарным. Ведь число людей, которые реально его получили и при этом не прошли через психологические травмы, было достаточно мало.

НАШ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

В первый класс наш третий ребенок пошел, умея читать, считать и писать. Его можно было отдать и во второй класс — он бы учился легко. После первого месяца посещения школы начались проблемы со здоровьем. Он возвращался голодным, но был настолько взвинченным, что не мог сесть за стол обедать. Когда же с урока физкультуры его привели с рассеченной рукой не в поликлинику, а домой, нам окончательно стало ясно: школа — место, опасное для здоровья сына и бесполезное для его образования. И мы решились учить его дома. Он буквально расцвел, очень много читал и с удовольствием осваивал учебники.

Ни жену, ни меня не пугали трудности обучения. Больше беспокоила законодательно закрепленная агрессивность государства в отношении родителей, самостоятельно воспитывающих своих детей. Наш шаг в школе вызвал оторопь и, поначалу, огромное сопротивление. Мы пробивались, как говорится, правдами и неправдами. По действующему тогда закону экстернат был разрешен в исключительных случаях, а домашнее обучение было предусмотрено для инвалидов детства. А всем остальным надо было учиться в школе.

Школа сопротивлялась, устраивала по шесть испытаний в три дня. Иногда аттестация проходила перед комиссией. Случалось, что экзамен в начальной школе тянулся по полтора часа. Мы все выдержали и добились нормальных условий проведения аттестаций. Проверки знаний сыну стали устраивать в конце учебного года. Итак, за три года мы получили желаемый результат: наш ребенок не потерял естественного детского интереса к познанию мира. А сверх ожиданий — что нас особенно обрадовало — он научился самостоятельно работать.

Выяснилось это однажды, когда мы с женой вернулись с работы и, проверив сделанное за день, собирались дать очередное задание. Он предложил: «Папа, я знаю, как ты мне назначаешь задания: один пункт и несколько заданий к нему. Давай, вместо этого я пройду целиком главу, а ты посмотришь, как я напишу по ней контрольную».

Теперь можно было предлагать свой опыт родителям, как результативный, практически осуществимый и не требующий больших жертв.

ЭКСПЕРИМЕНТ «СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Был 1989 год, «перестройка набирала обороты». Наступила если не свобода, то послабление. И хотя школьная система почти не изменилась, многие родители задумывались: что ждет их сыновей и дочерей в новых условиях. Мы рассказали про наш удачный эксперимент молодым семьям из Троицка (это научный городок под Москвой, где много было образованных людей, обеспокоенных образованием своих детей). Нас познакомили с Татьяной Львовной Олейник, директором одного из первых лицеев Московской области. В этом учебном заведении в январе 1990 года был официально открыт разновозрастный класс на 14 учеников. Троицкий горсовет дал разрешение на эксперимент до 1995 года.

И вот эти пять лет прошли. Они подтвердили жизнеспособность семейной формы обучения. Около ста семей с нашей помощью и при поддержке школы в виде честной, без придирок аттестации, обучали детей дома. По прошествии года или двух некоторые учащиеся возвращались к обычной форме. Их родители отмечали, что дети стали более инициативными и самостоятельными, и легче проходят через аттестации и экзамены.

Наиболее эффективно обучать ребенка в семье способны родители, которые рассматривают государственную и школьную систему как повреждающую или сильно ограничивающую развитие личности. Это наиболее реалистичный мотив перехода на семейное обучение.

Родители переходят на семейное обучение ради обеспечения лучшего образования или гармоничного развития, или для укрепления здоровья ребенка. Но даже сейчас, по прошествии двадцати лет, такая форма обучения — малозаметное явление на фоне всеобщего российского школьного образования. До сих пор нужно обладать большой родительской ответственностью и решимостью для осуществления своего законного права на выбор формы обучения. Еще труднее было вначале. Более всего мешали идеологические шаблоны мышления. Родители с удивлением узнавали, что в образовании, в медицине, да вообще во всех аспектах жизни ребенка, решающее слово за ними. Трудно было поверить, что у них есть законная возможность хоть на что-то влиять в области образования. Забирая права на обучение детей, школа декларировала, что ответственность за результаты она принимает на себя.

Образовательный уровень родителей, выбирающих семейное обучение, все эти годы остается стабильным. Более чем у половины семей и мама, и отец имеют высшее образование. Есть семьи, где у обоих образование среднее. Мне известны десятки родителей, обучившие детей самостоятельно от начала и до конца. Всего в поле зрения у меня было несколько сотен семей. Мне неизвестно, чтобы кто-то из них жалел о сделанном выборе.

Чтобы верно оценить результаты, стоит выслушать противников идеи или нейтральных людей. Большинство школьных учителей, аттестовавших учащихся «семейников», отмечают очевидную их заинтересованность в учебе, более высокий в среднем уровень знаний по сравнению со школой и умение свободно излагать свои мысли.

Конечно, не только образованием и тем более его формой определяется успех, счастье и полноценность будущей жизни человека. Однако если образование ребенка делается семейной ценностью, сравнимой с карьерой или материальным благополучием, и родители вкладывают в это мероприятие свое время, силы ума и воли, то не только детство становится более радостным, но и укрепляется фундамент будущего. Главное, что необходимо для успеха в домашнем обучении, — родительское достоинство, личная смелость и стойкость в преодолении трудностей

В настоящее время наша ассоциация «Свободное развитие» продолжает продвигать идеи семейного обучения в России. Новый закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. предоставил родителям право выбора — учить ребенка в школе или в семье. В столице многие школы и управления образования уже привыкли к сотрудничеству с родителями. Но в других городах за исполнение норм закона иногда приходится бороться.

Мы консультируем родителей, решившихся самостоятельно бороться за полноценное и свободное образование для своих детей, и оказываем им организационную и информационную поддержку. А родители делятся с нами своим разнообразным и непосредственным опытом в деле семейного обучения и борьбы за свои законные права в этой сфере.

ПЛЮСЫ СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ

Преодолев шаблоны, родители попадают в область свободного конструирования образовательной среды.

Не нужно расталкивать бедное дитя в семь утра, а можно, поняв его биологические часы, сделать сон естественным.

Можно самостоятельно определить, когда эффективнее — в первой или второй половине дня — заниматься спортом, учебой, а когда — искусством.

Можно изменить акценты в содержании образования, учитывая склонности ребенка и жизненные установки семьи — это и есть индивидуальный подход.

О ЧЕМ МЫ ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РОДИТЕЛЕЙ:

Время, проведенное в школе, целиком посвящено учебе, пусть и неэффективной. Дома же, в многодетных семьях, возникает соблазн использовать старших детей для присмотра за младшими или привлекать к иным домашним делам. В таких случаях помогает составление и обязательное выполнение расписания, а также ведение дневника ежедневных занятий.

В семьях с одним ребенком дети порой испытывают давление от чрезмерного попечения мамы, решившей отдать все свое время воспитанию. «Перекармливание» вниманием практически всегда тормозит взросление.

 
Статья опубликована в журнале «Домашний ребенок», №3, 2009 г.
Поделиться