© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / статьи и интервью / Какая радость в слове «школа»?

Какая радость в слове «школа»?

Архив статей

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

02.12.2022

Какая радость в слове «школа»?

«ЗА ЧТО меня школа учит?» — спросил один мой знакомый, собираясь утром в первый класс. Будем милосердны. Простим древних греков. Они не хотели. Они не знали, что так получится. И представить себе не могли, как оно потом обернется.

Слово школа происходит от древнегреческого схолэ. Откроем словарь и обнаружим, что в переводе означает — «досуг, свободное время, свобода, отдых, праздность, бездействие». Да, но как же из « свободного времени» могла получиться « школа»? Они там что, в Древней Греции, все были прогульщиками?

Слово «схолэ» появилось в те далекие времена, когда древнегреческих мальчиков еще никто не будил по утрам, чтобы отправить в учебное заведение, и прогуливать им было попросту нечего. «Схолэ» придумали взрослые древние греки, большие любители поговорить. Некоторые из них были не прочь обсудить устройство природы и смысл жизни и полагали, что заниматься этим лучше в компании признанных мудрецов. Как правило, хорошая древнегреческая погода не препятствовала таким разговорам, хватало свободного времени и мудреца выслушать, и, если придет охота, поспорить. Такие дружеские собрания тоже стали называть «схолэ».

Читаем словарь дальше: «занятие на досуге, разговоры, ученая беседа». Когда древнегреческим детям пришлось-таки отправиться на учебу, их занятия назвали словом, относившимся прежде только к ученым беседам взрослых, которые те вели на досуге и для собственного удовольствия. 
Так взрослое «свободное время» стало «школой» для детей.

Не стоит думать, что древнегреческие взрослые были полными бездельниками и лишь развлекались, пока их дети корпели над грамматикой и математикой. Для работы, труда у греков тоже слово нашлось. Оно звучало «асхолиа» — «отсутствие отдыха». Но не отменяло школы, бывшей когда-то досугом.

В школах Древней Греции обучались мальчики, и почти все ШКОЛЫ БЫЛИ частными и все ПЛАТНЫМИ. А назывались они по-разному, в зависимости от целей обучения.

Школы в Афинах делились на МУСИЧЕСКИЕ и ГИМНАСТИЧЕСКИЕ.
Оптимальным вариантом считалось посещение обеих школ одновременно.

???? МУСИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ (от греч. musike – общее образование, духовная культура; букв. – искусство муз) – это учебные заведения для детей афинских граждан, 7–16-летних мальчиков и юношей. Эти школы давали литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний (математика)

????????‍♂️ ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ (палестры и гимнасии)

ПАЛЕСТРА (греч. Παλαίστρα — арена) – частная гимнастическая школа для мальчиков с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин). В палестрах молодые люди обучались различным видам спорта. Главная цель обучения в палестре – развитие культуры тела.

Завершив обучение в частных мусических и гимнастических школах, наиболее состоятельная часть молодежи продолжала образование в государственных учреждениях – ГИМНАСИЯХ.

ГИМНАСИЙ (γυμνάσιον от gymnós – обнаженный) – воспитательно-образовательное учреждение, где сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки. Здесь изучали философию, риторику, диалектику, политику.

В Афинах V-IV вв. до н. э. было три гимнасии:
???? АКАДЕМИЯ Ἀκαδήμεια – по названию рощи за стенами Афин, где с 385 г. до н. э. находилась платоновская школа, 
???? ЛИКЕЙ (ЛИЦЕЙ) — возле храма Аполлона Ликейского , 
???? Киносарг — на холме в Афинах с одноименным гимнасием, посвящённым Гераклу, где основатель кинизма Антисфен занимался с учениками. По одной из версий, от Киносарга получила своё название школа философов-киников

В гимнасиях тренировались и зачастую побеждали на соревнованиях мужчины 25-30 лет, а некоторым это удавалось даже после 40 лет

С 18-летнего возраста юноши обучались в ЭФЕБИЯХ – государственных учреждениях по совершенствованию военного мастерства.
Срок пребывания в эфебиях был 2 года, но в конце IV в. до н.э. она стала одногодичной и необязательной для всех. Эфебы несли гарнизонную службу, за что получали от полиса 4 обола ежедневно.

????‍♂️ В отличие от Афин, спартанская программа — АГОГЭ — была четко выстроена с семи лет и до 18-ти. Детей забирали у родителей и помещали в казарму, где они воспитывались в максимально жестких условиях до 12 лет. Их скудно кормили и одевали, чтобы они учились выживать самостоятельно. Грамоту преподавали в минимальном объеме, основной упор делался на физическое воспитание. В роли учителя всегда выступал опытный солдат.

Возможно, Плутарх и слукавил насчет младенцев и пропасти, но первый этап спартанского воспитания переживали не все. Те, кто дожил до двенадцатилетия, следующие шесть лет проводили в еще более изнурительных тренировках: занимались спортом, дрались между собой, маршировали в фалангах и, как ни странно, учились танцевать: это помогало двигаться в строю. После еще двух лет тренировок с настоящим оружием спартанцы, наконец, принимались в армию.

Агогэ было обязанностью для граждан Спарты и редкой привилегией для остальных. Система предусматривала образование и для девочек, правда и тут оно было ориентировано на войну: физическое воспитание, борьба, обращение с метательным оружием и культурный минимум, который можно было получить от странствующих музыкантов или старших женщин. Спартанская женщина, в первую очередь, должна была быть матерью в условиях войны.

 
***
 
Школа в современном понимании существует немногим более 100 лет; мы называем её массовой школой, она основана на классно-урочной системе, описанной Я. А. Коменским около 300 лет назад.
 
Обучение же существует с тех пор, как человек обрел речь, и подчинено необходимости вырастить полноценного члена общества и сохранить знания или веру — рода, общины, нации. Первый народ в истории с достижением  всеобщей грамотности — евреи. В 64 году первосвященник Иешуа бен Гамла (Joshua ben Gamla) издал и ввел в действие указ об обязательных школах для всех мальчиков, начиная с 6 лет. За 100 лет евреи добились всеобщей грамотности и умения считать у мужчин.
Поделиться