Американская школа. Коллекция фактов
Средства на школьное образование поступают из трех основных источников: федеральный бюджет обеспечивает примерно 9 процентов финансирования, бюджет штата — примерно 47 процентов, местные бюджеты (графства и муниципалитета) — около 44 процентов.
По подсчетам Национальной Образовательной Ассоциации\National Education Association, в масштабах США на одного учащегося школы в 2007 году было потрачено $9.1 тыс. Однако это лишь усредненные данные — в разных штатах затраты на школьников серьезно отличаются. К примеру, в Нью-Джерси на одного школьника было потрачено $13 781, а в Юте почти в три раза меньше — $5347. Это значит, что на школьника, начавшего учиться в 2004 году, за время его пребывания в школе будет потрачено примерно $111 тыс. В любом случае, по подсчетам Ассоциации, для того чтобы успешно учиться, каждому школьнику требуется выделить на четверть больше средств.
Затраты на школьное образование в США растут рекордно быстрыми темпами. Так, за период с 1984 по 2004 год с учетом инфляции они выросли на 49 процентов. Любопытно, что анализ исследовательского центра Heritage Foundation показал, что увеличение затрат на образование в США не привело к улучшению успеваемости школьников. Если позитивные изменения и присутствуют, они несопоставимы по масштабам с темпами увеличения финансирования.
По данным Национального Центра Статистики Образования\National Center for Educational Statistics, в США действуют примерно 125 тыс. школ, которые традиционно делятся на финансируемые из бюджета общественные\public schools (около 95.6 тыс.) и частные\private schools (29.2 тыс.). Число частных школ стабильно росло последние десять лет, однако по очевидным причинам наиболее распространены общественные школы, в которых учится подавляющее большинство (ныне примерно 88 процентов) американских детей. В 2008 году был отмечен бурный рост популярности общественных школ, в которые во множестве начали переходить ученики из частных учебных заведений — причиной стали экономические трудности в стране, которые вынудили многих родителей начать экономить на оплате школьного образования своих детей.
США — одна из немногих стран мира, где федеральные органы власти относительно мало влияют на школьные и университетские программы и процесс обучения. Любопытно, что в Конституции страны тема образования вообще не упомянута. Федеральное законодательство даже особо запрещает правительству США влиять на школьные программы. Вашингтон вторгается в эту сферу лишь тогда, когда местные власти не обеспечивают защиту определенных ключевых национальных интересов.
Деятельность американских школ регулируется с помощью набора законов и нормативных актов, изданных федеральными властями, штатами, графствами и образовательными округами, на которые разделены графства. В школах, расположенных всего в нескольких километрах друг от друга, но находящихся под различными юрисдикциями, программы отличаются кардинально. Школьники изучают разные предметы, обязаны получать различный объем знаний и умений и т. д. Принято считать, что подобная гибкая и децентрализованная система позволяет педагогам проявлять большую гибкость и лучше реагировать на потребности детей. Проблемы, возникшие в одном образовательном округе, благодаря этому не вызывают «эпидемии» аналогичных трудностей в других. С другой стороны, местный контроль не позволяет быстро адаптировать удачные нововведения на общенациональном уровне. Еще одним недостатком американской системы считается то, что местные власти часто не в состоянии оценить долговременные перспективы и не способны заниматься стратегическим планированием, например, изменяя школьные программы в расчете на будущее.
В США существует несколько фундаментальных теорий относительно того, что и как преподавать в школе. Одна группа экспертов предлагает активизировать использование общегосударственных тестов для проверки качества образования в отдельных школах. Их оппоненты утверждают, что в этом случае педагоги будут стараться, прежде всего, «натаскивать» детей на сдачу тестов, а не прививать им фундаментальные знания. Другая теория предлагает ориентировать детей не на заучивание дат и цифр, а на обучение их поиску и анализу информации: по мнению сторонников данной концепции, человек, у которого в голове смешалось множество фактов, менее приспособлен к жизни и работе, чем тот, кто знает, каким образом подходить к разрешению многообразных проблем. Оппоненты доказывают, что в этом случае ребенок не получит каких-либо фундаментальных знаний и, фактически, вырастет неучем. Третья группа экспертов утверждает, что корень проблемы заключается в недостаточном финансировании школ. Их оппоненты парируют, что проблема заключается не в отсутствии средств, а в их неумелом использовании. Четвертая группа экспертов доказывает, что проблемы школьного образования заключены в ее «не рыночности» — муниципальные школы не конкурируют друг с другом за учеников и не заинтересованы в повышении качества обучения. Сторонники противной точки зрения указывают, что школы и не должны конкурировать между собой, они должны учить.
<…> В школах США насчитывается 14.2 млн. компьютеров — то есть, один компьютер приходится примерно на четверых школьников. С 2003 года все школы США имеют доступ к Интернету.
<…> Академический год в американской школе в среднем составляет 180 дней, в вузе он, обычно, на три недели короче. Летние школьные каникулы продолжаются 9-11 недель. Кроме этого, обычно школьников распускают на рождественские каникулы (1.5-2 недели), День Благодарения\Thanksgiving Day (2-3 дня в конце ноября), пасхальные каникулы (2-5 дней) и т.д.
Washington ProFile
12 сентября 2008 г.