Сделайте свой выбор
Эту статью Ирины Маркеевой мы разместили на сайте в июле 2007-го, меньше чем через год конфликтная ситуация разрешилась — школа все же заключила договор с родителями!
Мимо опыта семейного образования не смогло пройти Омское телевидение, они сделали телесюжет о Маркеевых и их сыне Романе.
Очень познавательный дневник ведет Ирина Маркеева на форуме нашего сайта, одна из тем ее дневника: «Переговоры со школой об аттестациях. Как мы отстояли свою позицию».
…Если бы меня спросили ровно год назад об учебе, то я бы ответила, что у нашего сына в школе все в порядке и будет так и дальше. Мы с мужем минимально вникали в предметы и оценки, Рома рос достаточно самостоятельным в школьных делах. У нас даже не было синдрома вечерних домашних заданий — от чего страдают почти все родители.
Все свое свободное время мы всегда проводим втроем. У всех нас разные увлечения, мы друг друга поддерживаем и загораемся новыми интересами. Но времени на все катастрофически не хватает.
Что же мы имеем теперь? В марте 2007 года наша семья перешла на семейную форму обучения. Можно подвести первые итоги. Нагрузка на нас с мужем оказалась не такой большой, как мы думали. Режим занятий получился очень щадящим для сына, а домашних заданий вообще нет. Рома постоянно говорит о вечных каникулах. Именно это он и ощущает, хотя я сейчас очень четко представляю себе нагрузки детей в школе и считаю, что они катастрофически велики. Утром с сыном занимаюсь я, по вечерам муж. Это два урока утром (русский язык и литература) и два вечером (математика и английский язык). Другие предметы (история, география, биология, обществознание) — мы решили учить курсами и сразу их сдавать.
Итог первый
Наша семья стала настоящей командой. Друг перед другом мы раскрыли лучшие свои качества: ставить цели, составлять план, выполнять его, сотрудничать, демонстрировать свои знания и проявлять упорство в освоении новых. Это вызывает чувство необыкновенного уважения друг к другу. Мы взглянули на близких людей другими глазами. Я поняла, что со временем мы все больше и больше недооцениваем членов своих семей. А удивлять друг друга бывает так здорово.
Приведу пример. Учитель математики порекомендовала нам летом позаниматься дополнительно. Мы купили отличную книгу «Уроки дедушки Гаврилы или Развивающие каникулы». Рома проглотил ее за три недели и бомбардировал нас замечательными математическими задачками. В предисловии были такие слова: «Великий отечественный математик Андрей Николаевич Колмогоров рассказывал, что однажды, когда он уже был известным ученым, ему предложили решить задачу: Имеется квадрат, состоящий из 64 клеток (8в8), из которого удалили две противоположные угловые клетки. Спрашивается: можно ли разрезать оставшуюся часть на прямоугольники из двух рядом стоящих квадратов? Нисколько не смущаясь, Андрей Николаевич сознался, что не смог сам решить эту задачу и был в восторге, когда узнал решение. Честно говоря, я (автор) не представляю себе человека, который мог бы самостоятельно додуматься до этой необычайно красивой идеи». Рома и я ждали целый час, пока наш папа вернется с работы. Как только он переступил порог, мы бросились к нему: «Миша, у нас для тебя задачка!» Каково же было наше удивление, когда через две минуты он представил ответ с доказательством, а в процессе объяснения нам родил именно ту красивую идею, которой восхищался Колмогоров!!! И все это происходило на наших глазах! Мы так гордимся нашим папой! Такие минуты дорогого стоят.
Итог второй
Качество обучения в семье несравненно лучше чем в школе. Причины очевидны. Квалификация учителя гораздо выше, но таких условий индивидуальной работы в школах нет. Поэтому учебный материал оседает прочнее с полным осознанием. Сухой остаток от уроков радует. Приведу пример. Самый трудный предмет для нашего сына — русский язык. Проходит консультация в школе перед экзаменом. Учитель знает Ромину проблему с диктантами, поэтому много уделяет времени теоретической части. За три месяца самостоятельной работы тем для обсуждения накопилось целое множество. Рома всегда по теории был отличным учеником. И в классном журнале стояли только пятерки и четверки, кроме столбиков с диктантами на три. Мы с мужем сидим за соседней партой. И тут я начинаю понимать, что не успеваю еще сообразить, что учитель хочет услышать в ответ на свой вопрос, а Рома уже объясняет материал и сыпет примерами! Диктант тоже превзошел все наши ожидания. За пять лет учебы у Ромы стабильно было 10-11 ошибок. Годовой же диктант за пятый класс он написал с четырьмя ошибками! Это пока тоже три, но уже почти четыре балла. Наш учитель очень доволен.
Напишу и про другие предметы. Математика — отлично. Английский язык — отлично.
По природоведению, истории, литературе — собеседования. Все остались довольны знаниями. Какие оценки у нас в годовом табеле, пятерки или четверки, точно не знаем — это нас мало интересует, ведь мы знаем главное — уровень знаний Ромы.
Многие родители по разным причинам хотят изменить ситуацию детей с обучением. Вопрос в том, какую часть ответственности вы возьмете. На мой взгляд, родители делятся на две больших группы. Я расскажу две сказки, которые аллегорично будут описывать первую и вторую группу. Послушайте. Это мое переложение нескольких мыслей, найденных в интернетных статьях.
Сказка о дубке
Однажды мы гуляли по чудесному лесу. Вокруг был замечательный, чистый воздух, пели птицы. Мы дышали полной грудью и чувствовали запахи прелых листьев, цветов, смолы. Даже прохлада ручья, его журчание казалось необычным. Солнечные лучики иногда попадали на лицо и это теплое прикосновение было самым желанным в тот миг.
Вдруг в траве под большим дубом что-то блеснуло. Внимательно присмотревшись и раздвинув траву, мы увидели желудь. Он был огромным, блестящим и гладким-гладким. Такая находка!
По дороге домой наш желудь лежал в ладошке. Рука все свое тепло отдавала прекрасному желудю. Тихонько приоткрыв ладонь, мы пальчиками гладили желудь и представляли настоящий дуб, который вырастет из него.
…вот и все. Желудь посажен в самую лучшую землю, в самый правильный горшочек, полит самой лучшей водой. Для него выбрали самый лучший подоконник в нашем доме. Каждое утро мы внимательно рассматривали поверхность земли и дышали на нее своим жарким дыханием, мы здоровались и желали счастливого дня.
… прошло много дней. Разное было. Приходилось притенять нашего друга от солнечных лучей, аккуратно поливать по капельке. И вот показался зеленый росточек. Он был таким изумрудным, что резало глаз. Радость, какая радость пришла в наш дом! Не по дням, а по часам рос наш росток! Появлялся листик за листиком. И вот это уже маленький дубок! Пора ему отправляться в самостоятельную жизнь! Тесно ему в горшке.
… мы нашли самое лучшее место — это тихий, уютный парк. Там живет веселая дружная компания. Нашему молодому дубу там понравилось, он сразу начал бурно расти.
Вдруг через некоторое время оказалось, что рядом стала проходить оживленная тропинка. Мы, как могли, помогали нашему дубку. Было всякое и сломанные ветки, и кучи мусора. Но наш дубок выстоял, да он не был красив, но он был жив.
* * *
Может, всё могло случиться по-другому?
… мы нашли самое лучшее место — это тихий, уютный парк. Там живет веселая дружная компания. Нашему молодому дубу там понравилось, он сразу начал бурно расти.
Он вырос огромным, сильным и красивым. Его ствол был во-о-от таким! А листьев, сколько было листьев! Он стал домом для многих!
Так пускай же, если распорядится судьба, и придут к нему испытания и невзгоды, он встретит их всей своей мощью, силой и упорством.
А если выпадет на его долю жизнь счастливая и спокойная, то пусть он своей красотой и добротой радует всех вокруг.
Сказка написана после прочтения статьи «Мы не хотим строить опыт для всех», это интервью с И. М. Чапковским, где есть такие его слова: «Ребенок — нежный росточек. Надо дать естеству окрепнуть, только тогда можно предлагать испытания. (Советская система воспитания — это просто система затаптывания, и при этом говорят, что готовят к жизни. Если начать топтать от юности, просто затоптыш вырастет, по-другому и не скажешь…) Родительская формулировка очень проста: „Нам нужно ребенка поставить на ноги“. Жизнь его поведет линией борьбы — значит, он будет бороться. Жизнь сложится в менее суровых обстоятельствах — он должен уметь жить в менее суровых обстоятельствах…»
Сказка о наших подопечных
Слова Ланы Масловой из статьи «Прививка от чумы, или Зачем нужны дети?»:
«Когда мы покупаем собаку, мы знаем, чего от нее хотим. Мы представляем, какие качества нужно в ней воспитывать. Мы думаем о том месте в нашей жизни, которое должно быть ей отдано. Не говоря уж о месте в нашем доме…
…Мы хотим добрую, послушную и свою собаку. Мы знаем, что будем жить с ней долго. Мы собираемся ее любить.
С детьми все как-то иначе… Ведь глупо, согласитесь, едва подрастив щенка, отдать его на весь день совершенно незнакомому человеку и не спросить при этом, а что он с ним будет делать? И только возвращаясь вечером с работы, забирать его домой. Дома сажать в корзинку и давать косточку, чтобы не мешал заниматься домашними делами. Иногда краем уха вслушиваться в его возню и поругивать его из другой комнаты. „Что ты там делаешь? Не делай этого!“ Затем ли мы его купили? Что из него вырастет?»
Вот проходит месяц, а потом год, другой. И однажды, придя домой, мы понимаем, что привели с собой злую… ЧУЖУЮ… собаку.
Конкретные советы родителям
Есть маленький период времени, когда ты делаешь ВЫБОР. В этот момент ты и родитель, и маленький школьник. Родитель боится навредить и чувствует себя скованным, а маленький школьник знает, помнит систему обучения и для него выбор не стоит — все очевидно. ВЫБОР — ЭТО ДАННОСТЬ, ЭТО НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ. Даже если вы бездействуете, выбор сделан.
Вы — родители, а значит — вы главные. Только вы можете решать, что вашему ребенку хорошо, что нет. Вы всегда будете главными. Вы имеете право на свое мнение.
Вы выбираете в помощники школу, а школа предоставляет именно ту услугу, в которой вы нуждаетесь.
Вы родили дитя, а значит, добровольно взяли на себя ответственность за то, что ваш «птенец» будет готов вылететь из гнезда, когда придет время. Если путь обучения вашего ребенка тяжелый и невыносимый, то это именно ваш выбор, родители, ваше действие или бездействие. Если вы хотите, чтобы ребенок учился с удовольствием, то просто желать этого недостаточно.
- Если ситуация выбора формы обучения не разрешилась в ту или иную сторону, то для благополучия ребенка лучше взять больничный дней на 10. Это ваш тайм-аут.
- Эти 10 дней — ваша репетиция семейной формы обучения.
- Возвращаемся к ситуации выбора и на семейном совете решаем, определяя ближайшие цели и задачи.
- Теперь для семейного обучения. Пишем заявление на имя директора школы. 2 экземпляра. Указывать причину в нем не нужно.
- Назначаем по телефону через секретаря встречу с директором. Обычно для родителей отведен определенный день. Классному руководителю тоже можно позвонить и сообщить время встречи.
- Встреча с директором. 5-10 минут. Передаем заявление. Это вызовет шок. Постарайтесь спокойно изложить свою позицию по существу. Действуйте по своему плану — руководите разговором. Зарегистрируйте заявление у секретаря. 1 экземпляр оставляем себе.
- С этого дня ребенок считается семейником. А официально документы будут готовиться очень долго.
- Ребенок школу не посещает, учится дома.
- Ваше общение со школой сведите к минимуму. Все переговоры ведите по телефону. Будьте добродушны и спокойны. Все свое время тратьте на организацию обучения.
- Составьте сами график экзаменов.
- Встретьтесь с директором. Подпишите договор со школой.
- Утверждение графика экзаменов.
Письма на сайт Familyeducation.ru И. М. Чапковскому
Первое письмо
Здравствуйте, Игорь Моисеевич!
Меня зовут Ирина Петровна Маркеева. Я мама — моему сыну 11 лет, он учится в пятом классе. С успеваемостью проблем нет. Рома очень самостоятельный человек. У него на все хватает и сил и времени. Дополнительно он еще учится в музыкальной школе по классу фортепиано. Живем мы в Омске.
Мне нужна помощь опытного человека. Последние семь месяцев мы всей семьей пытались решить проблему со школой обычными способами. Ничего у нас не получилось. Случайно я заметила, что в каникулы у нас наступает прежняя спокойная жизнь — без хамства, без драк, без слез, без травм, без сотрясений мозга, без больниц. И внезапно мы поняли, что боролись с ветряными мельницами. От понимания этого сразу все стало просто. Я перечитала все, что смогла найти в интернете по теме семейное обучение. Спасибо, Игорь Моисеевич, за Ваш сайт, за статьи. Сейчас мы находимся в стадии зависания. Я встречалась с директором школы и передала ей заявление с просьбой о переводе моего сына на семейное обучение. Этот разговор прошел на удивление хорошо. Позже было еще два телефонных разговора. Нам не поверили!!! Я и муж уже две недели обучаем сына сами. Школьная администрация растеряна — они не знают, что им делать. В этой ситуации, я и прошу помощи. Мне нужен договор со школой. Как его составить правильно? Меня интересуют именно аттестации. На каких условиях я могу настаивать, чтобы не перегружать ребенка экзаменами.
30 марта 2007 г.
Ответ:
Здравствуйте, Ирина Петровна.
Посылаю Вам договор между родителями и школой, на сновании которого в Москве оформляется обучение в семье уже почти 10 лет.
Здесь образец первого варианта Договора, по г. Москве. Сумма компенсации была приведена за 2007 год.
Здесь образец второго, примерного варианта Договора.
Сейчас семейное образование распространено только в Москве, где несколько тысяч семей обучают своих детей на этой форме. Даже в Московской области оформить семейное образование, как правило, не удается, но благодаря близости Москвы родители устраивают детей из области в московские школы. В других городах России, находятся родители, которым удается обучить своих детей так, как они хотят, иногда даже от первого и до последнего класса. На первом этапе нужно преодолеть шок, который возникает у школьной администрации. Само предложение для них настолько необычно, а развернуться бюрократической машине, действующей уже многие годы, настолько трудно, что часто они впадают в агрессию. Например, когда мы в 1986 г. начали обучать своих детей в семье, то ребенка учительница в классе объявила сошедшим с ума, а экзаменов устроили шесть в течение трех дней. Можно отказаться от таких экзаменов, но поскольку ребенку было легко их сдавать, мы пошли на это, и постепенно школа привыкла к нашему выбору. И Вам советую относиться к первому этапу как к времени приучения школы к такой форме образования. Ваше положение облегчается тем, что ребенок учится хорошо. Тем не менее давать его в обиду не нужно. Можно договориться со школой, что четвертные отметки будут выставляться по контрольным работам, которые ребенок пишет дома один раз в месяц. Не забывайте, что Вы приняли на себя ответственность за результаты образования Вашего ребенка и поэтому имеете право выбора учебников из тех, что рекомендованы и утверждены Министерством образования. Школа может Вам рекомендовать учебники, по которым она учит в соответствующей параллели. Вы на это можете не соглашаться. Экзамены следует сдавать один раз в год, по мере изучения учебного материала. Такая практика повсеместно действует в Москве и соответствует положению о семейном образовании.
Школа, как образовательное учреждение, обязана предоставлять до определенного класса уроки рисования и музыки, во всех классах — физкультуру, но Вы не обязаны их посещать. Это ваше право. Не ищите обоснования этого права, Вы не обязаны быть профессионалом юристом, вполне достаточно вашей внутренней убежденности и знания того, как действуют в других регионах нашей страны. Знаете ли Вы хоть один случай, когда за двойку по одному из перечисленных выше предметов могли бы оставить на второй год. Я слежу за ситуацией в школе, и с такими ситуациями никогда не сталкивался. Нашим детям в личных делах, а потом в аттестатах школа что-то проставляет по своему усмотрению, или опускает эти разделы, и никаких проблем ни у кого никогда не было.
Во всех классах, кроме выпускных, Вы выбираете форму экзамена (письменный, устный, реферат, тестирование, собеседование) и Вы же готовите экзаменационный материал. Это с очевидностью следует из того, что Вы учили ребенка и лучше знаете, какая форма экзамена ему подходит и на каком материале его проводить. Само собой разумеется, что Вы имеете право присутствовать на экзамене и в случае недоброжелательного или иного непедагогического поведения экзаменатора его прервать. Важно только, чтобы у вас смелости на это хватило. Что касается выпускных экзаменов (это за 9 и 11 классы), там есть свои нюансы.
30 марта 2007 г.
Второе письмо
Здравствуйте, Игорь Моисеевич!
Ваше письмо и слова «несколько тысяч семей обучают своих детей на этой форме. Даже в Московской области оформить семейное образование, как правило, не удается» я использовала, как костыль, как поддержку, как плечо друга. И поэтому очередной телефонный звонок из школы восприняла спокойно без паники. Теперь мы были не одни, мы были с Вами и теми тысячами семей. Содержание разговора такое. «(говорит классный руководитель) В школьном уставе о семейной форме обучения нет ни слова. На экстернат вы документы подать опоздали. Придется вам доучиваться четвертую четверть. По вашему вопросу завуч ходила советоваться в Департамент образования. В нашем городе и области нет детей с такой формой обучения.» На эти слова я ответила: «Поняла. До свидания.» и повесила трубку. Желания разговаривать или искать правды у меня нет. Есть большая внутренняя уверенность. Придется изменить Устав и добавить семейную форму, раз о такой никто ничего не знал.
1 апреля 2007 года
Третье письмо
Здравствуйте, Игорь Моисеевич!
Все более туман у меня в голове развеивается. Очень сложно, Игорь Моисеевич, писать Вам. Какую сторону вопроса не затронь, везде неизвестность. События у нас бурно разворачиваются. Одно меня греет, что Рома теперь в спокойной домашней обстановке. А свои стрессы и нравоучения со стороны администрации школы мы с мужем как-нибудь перенесем. Женаты мы уже очень давно (как только я окончила школу в 1989 году), получается 17 лет. Жизнь у нас спокойная, достаточно уединенная. Мой муж, Михаил Иванович, замечательный человек и хороший отец для Ромы. Я и Рома очень любим его. По образованию Миша математик. Он закончил матфак педагогического института (первые три курса — физико-математический факультет). Работает он программистом в банке уже больше десяти лет. Но несколько лет преподавал информационные технологии в институте. У меня инженерное образование. Я училась в Омском техническом университете. Сейчас не работаю.
Хронология событий.
12- 23 марта 2007 года — Рома на больничном. Начинаем учиться дома.
14 марта — подали заявление о переводе на семейную форму обучения. Подробный разговор с директором о причинах такого решения.
15 марта — звонок директора школы. Узнала — болеет ли Рома. Сообщила, что у нее нет никаких документов о семейном образовании. Предложила поменять школу.
20 марта — звонок директора школы. Сказала пойти с заявлением о переводе на семейную форму обучения в департамент образования. Сказала, что директор ничего не решает, что от нее ничего не зависит, что она второе колесо.
23 марта — 1 апреля 2007 года — каникулы.
27 марта — муж сходил в департамент образования. Сказали, что к ним приходить не нужно — все решается через школу.
1 апреля — телефонный звонок классного руководителя. «В Омске и Омской области семейной формы обучения нет. На экстернат вы документы подать опоздали. Вам придется доучиваться четвертую четверть. Приходите завтра в школу».
2 апреля — начало четвертой четверти. Рома начинает учиться дома. В школу не идет. 11.00 — звонок завуча. Говорит о вреде наших действий для ребенка. Настаивает на том, чтобы мы посещали школу. Объясняет, что Рому нельзя будет аттестовать и перевести в шестой класс. После моего отказа вести ребенка в школу — угрозы обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних. 13.00 — звонок директора школы мужу (на работу). Длинная речь о вреде для ребенка. Предложение задним числом оформить экстернат. Муж отвечает, что нас интересует семейная форма обучения. Директор настаивает на том, чтобы мы немедленно отправились в департамент образования. Муж отвечает, что может только позвонить туда.
6 апреля — звонок директора школы. Спрашивает, ходили ли мы в департамент образования. Говорит, что никто ради нас семейную форму не сделает. Объясняет о пользе для ребенка, если он будет ходить в школу. Я отказываю. Предлагает поменять школу. Предлагает оформить экстернат задним числом. Настаивает на посещении департамента образования.
А теперь мои вопросы.
Чем принципиально для нас семейное обучение в отличие от экстерната (на котором теперь настаивает школа)? Как мы на себе почувствуем эту разницу, на своем обучении дома, на взаимоотношениях со школой? Это просто юридические тонкости, как нас пытаются убедить? Каких прав и преимуществ мы будем лишены?
Нашла Ваши слова: «И еще важный момент: школам должно быть выгодно, чтобы как можно больше детей переходили на семейную форму обучения. Пока что им это совершенно невыгодно. Чтобы избежать проблем с учителями, принимающими экзамены, дети чаще всего вынуждены оформляться на экстернат, а не на семейную форму, потому что в первом случае учителя получают дополнительную плату за свою работу, а во втором — нет. И пока так будет продолжаться, ни о каком предпочтении семейной формы обучения со стороны учителей и директоров не может быть и речи».
Это теперь более ясно. Но неужели это главная причина.
Я поняла, что экстерн не закреплен за школой, а семейник даже числится в классном журнале. На семейников должны выплачиваться деньги (которые субъектами даже не определены) и, конечно, никогда не выплачиваются. Непонятно: если (по словам школы) между экстерном и семейником нет никакой разницы, тогда зачем в законе «Об образовании» указана эта форма?
Еще один момент: если в городе и области все дети лишены этого права (учиться по семейной форме), то можно такое положение считать законным и только на основании этого нам отказать?
Какие подзаконные акты местного уровня мне нужно искать? Где узнать, что именно принималось на уровне субъекта федерации, т. к. полномочия были переданы на уровень местного самоуправления?
Какую тактику поведения выбрать? Ходить и активно требовать на всех уровнях — в школе, в департаменте образования? В прокуратуре, наконец? Или как мы — сейчас у нас выжидательная позиция. Мы активно адаптируемся к учебному процессу в домашних условиях, а ситуацию с оформлением документов переложили на школу. Хотя школа активно объясняет нам, что это не их дело и именно мы должны ходить по чиновникам и все узнавать, а их дело — десятое.
Какие у нас права? Какие права у школы? Какие законные рычаги давления школа может использовать? Может это написано в Уставе школы? Как его получить? Должна ли я получить официально оформленный отказ в предоставлении семейной формы обучения от школы?
9 апреля 2007 года
Ответ:
Здравствуйте, Ирина Петровна.
Главное, что «Рома теперь в спокойной домашней обстановке». Я думаю, что как бы не развивались события, Вы и Ваш муж от этого не отступитесь. Существуют разные позиции, основания и линии борьбы. Каждый их выбирает сам, но есть некоторые общие принципы.
Первое — не поддаваться страхам; второе — не путать противников и союзников; третье — рассчитывать свои силы и уметь отдыхать. Можно сказать еще многое другое и сами принципы сформулировать по другому, но, читая Ваше письмо, мне хочется сказать именно так.
Думаю, что в Вашем случае можно согласиться на экстернат, а можно стоять до конца в требовании семейной формы. В любом случае нужно написать заявление уполномоченному по правам ребенка Вашей области о том, что ущемляется конституционное право Вашего ребенка на образование, а именно: государственная школа не обеспечивает предусмотренную законом форму «получение образования в семье». Что из этого получится, сказать заранее трудно. Например, в Москве уполномоченный по правам ребенка активно защищает детей. Если Ваш уполномоченный не будет помогать, то можно будет написать Лукину — уполномоченному по правам человека при Президенте РФ. Он уже однажды откликнулся на заявление мамы и помог ребенку. Материал об этом Вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе «Борьба за права детей».
Кстати, прочтите статью Конституции о праве на образование, там в последнем разделе говорится, что РФ поддерживает различные формы обучения.
«Еще один момент: если в Омске и Омской области все дети лишены этого права (учиться по семейной форме), то можно такое положение считать законным и только на основании этого нам отказать?» Такое положение является прямым нарушением и Конституции и Закона «Об образовании» Уполномоченный по защите прав детей обязан принять меры для исправления ситуации.
«Какие подзаконные акты местного уровня мне нужно искать? Где узнать, что именно принималось на уровне субъекта федерации, т. к. полномочия были переданы на уровень местного самоуправления?» Полномочия были переданы только в плане финансов. Если раньше «семейники» получали компенсацию из федерального и местного бюджета, то теперь только из местного. Правовая же сторона осталась той же. В Москве упомянутые мной тысячи семей получают компенсацию в соответствие с Законом г. Москвы «Об образовании». Сейчас Вы решаете правовые вопросы, когда они будут решены, тогда можно будет решать и финансовые. Поэтому Вам не надо изучать никаких законов местного уровня. Ваше право обеспечивается Конституцией и Федеральным законом и, очевидно, местные законы не могут вступать в противоречие с ними.
«Хотя школа активно объясняет нам, что это не их дело и именно мы должны ходить по чиновникам и все узнавать, а их дело — десятое».
Формальная сторона такая — семья отвечает за воспитание и образование ребенка (что вы и делаете), а школа обязана правильно оформить результаты обучения и вести делопроизводство. Если ребенок обучается в школе, а не в семье, то школа ответственна не только за оформление, но и за результаты образования.
12 апреля 2007 г.
Четвертое письмо
Здравствуйте, Игорь Моисеевич!
У нас есть новости. Хронология событий:
16 апреля — в 13.00 я позвонила в департамент образования. Записалась на прием к начальнику департамента (только на 7 мая). По телефону ответила на все вопросы: фамилия, адрес, телефон, по какому вопросу — ответила так: «14 марта мы подали заявление на семейную форму обучения, школа в растерянности, не знает что делать. Хочу узнать, когда наш вопрос будет решен». После этого регистратор сразу попросила меня поговорить с начальником управления организации образования. Я перезвонила. Наш разговор был по существу и очень вежливый. Были вопросы: с какого числа ребенок фактически не посещает школу, сколько лет мы планируем быть на семейной форме обучения (ответ: пока рассчитываем на 3-4 года), попросили перезвонить через два дня. 15.00 — звонок инспектора департамента образования по нашему округу. Сказала, что департамент согласен с нашим выбором семейной формы обучения. Попросила составить вместе с директором договор и индивидуальный учебный план (с указанием предметов и часов). По этому документу будет производиться расчет выплат на ребенка. Просила по любому вопросу обращаться только к ней. Спросила о моей записи на прием на 7 мая. Я ответила, что отменять сейчас запись не буду, еще есть время это сделать позднее.
18 апреля — 10.00 я позвонила в школу, поговорила с секретарем, узнала адрес электронной почты, я обещала прислать договор, который мы будем подписывать со школой. 13.00 звонок завуча школы. Обсуждали индивидуальный учебный план, аттестации и договор. Нам предложили контрольные писать вместе с классом. Поговорили о госстандартах образования. Назначили дату встречи: 24 апреля, вторник.
Завуч подтвердила, что экзаменов у семейников не может быть более 12. И на следующий год они распределятся примерно так: математика — 4 работы, русский — 4 диктанта, английский — 2 теста, география, литература, история, обществознание, биология по одному экзамену (школа хотела, чтобы четвертные контрольные мы писали все). 12 экзаменов никак не получается. А я хотела, чтобы Рома писал только годовые, зачем ребенку лишний стресс. Предложила приносить контрольные, которые мы напишем дома, но завуч не хочет по ним выставлять четвертные оценки. Но смотреть наши работы не отказалась, а даже наоборот (завуч как раз в Ромином классе преподает математику).
Выписала цитату:
3.1. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного образования определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно, отражается в его уставе и в договоре.
Если с письменными, устными и тестами все более-менее понятно, то, как определиться с собеседованием и рефератом. Опять же мы, родители, в начале следующего года должны договариваться о формах проведения экзаменов-аттестаций заранее? И обсудить по каким программам будем учиться и сдавать свои знания?
Я даже пока не говорила, что мы с учебника Виленкина по математике пересаживаемся назад на Питерсона, как и учились первые четыре года. Как это объяснить школе? Если Ромин класс по одной программе, а мы по другой? И еще вопрос: мы можем вообще выбирать любые учебники (т. е. смешивать между собой, например: русский — по традиционке, математика — по программе 2100 Петерсон, английский — по Оксфорду).
Я хочу письменно сразу составить график экзаменов за последний кусочек пятого класса, чтобы все уже заранее было решено. Как этот документ должен выглядеть, что содержать — даты, время, предметы, форму экзамена.
Еще один важный вопрос: мы отучились три четверти, а теперь в четвертой четверти я бы хотела, чтобы Рома сдавал только три экзамена — математика — контрольная работа, русский — диктант, английский — тест. Могу я на этом настаивать? Остальные предметы можно посмотреть по текущим работам в тетрадях (по истории, по природе — у нас есть спец. тетради к учебникам с вписанными Роминой рукой ответами по параграфам, по литературе сложнее — только тесты, а объем у них небольшой)
О годовых контрольных работах — если мы не будем писать их вместе с классом, то обязаны писать их в тот же день? Или как?
Купила книгу Ивана Иллича «Освобождение от школ» ISBN 5-09-014074-X. Так легко читается, хотя текст явно не популярного плана. Даже невозможно поверить, что это написано в 70-х. (В книге даны еще ссылки на 10 книг этой же серии Образование: мировой бестселлер, — попробую в интернете поискать анонсы к ним.)
Заказала книгу Джона Гатто «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя.» Обещали до конца месяца получить ее.
С Ромой продолжаем заниматься. У нас период притирки. Русский язык — самый тяжелый предмет и самый опасный в плане оценки. Я уже все, конечно, забыла, но быстро загорелась интересом. Пересмотрела все главные магазины по учебной литературе. Теперь у нас такие замечательные справочники, таблицы правил, тетрадки тестов, учебники для самостоятельной работы и, конечно, все поурочные планы по русскому языку.
20 апреля 2007 года
Ответ:
Здравствуйте Ирина Петровна.
Я думаю, что Вас можно поздравить с достижением результата где-то на 80 процентов.
Вы пишете: «В индивидуальном учебном плане мы оставляем только те предметы, которые не могут отсутствовать в нем, остальное убираем. Департамент даже рад этому, потому что мне сказали, что расчеты они будут вести по сумме учебных часов. Выбрасываем физкультуру, труд, музыку, рисование, информатику, МХК, начальный курс физика-химия, краеведение. Все правильно?»
Правильно.
«Школа хочет, чтобы Рома писал контрольные и диктанты вместе с классом. Я категорически против. Когда я высказала свое мнение, мне сказали, что а кто же будет оплачивать проведение отдельных экзаменов, вы же все деньги у нас отбираете. Я ответила муниципалитет. Какую позицию в этом вопросе мы должны отстаивать?»
При расчете компенсации Вам за образование пусть Управление включит оплату учителей, проводящих проверку знаний Вашего ребенка. Можно сослаться на то, что у экстернов принимают экзамены, и предварительно дают 1-2 консультации, и все это делают бесплатно. Если не удастся получить деньги из Управления, то оплачивайте работу учителей сами, иначе они будут злиться.
«Если с письменными, устными и тестами все более-менее понятно, то как определиться с собеседованием и рефератом. Опять же мы, родители, в начале следующего года должны договариваться о формах проведения экзаменов-аттестаций заранее? И обсудить по каким программам будем учиться и сдавать свои знания?»
Форму экзамена выбирает тот, кто учит ребенка. У закона есть буква и смысл. Так вот, по смыслу — форму экзамена выбирает тот, кто учит ребенка.
«Мы можем вообще выбирать любые учебники (т. е. смешивать между собой, например: русский — по традиционке, математика — по программе 2100 Петерсон, английский — по Оксфорду).»
Да.
23 апреля 2007 г.
Семейное образование — это самый естественный путь передачи знаний. Испокон веков детей учили отцы. Да, много на этом пути подводных камней. Но то удовлетворение, которое вы получите (и родители и дети) от самого процесса, от преодоления себя, своей инерции, нельзя переоценить. Вы увидите, что точка зрения вашего ребенка заслуживает внимания, а иногда и будете поражены его дальновидностью. Размах тем для обсуждения поистине бесконечен. Вы удивитесь, почему раньше ваши разговоры состояли из одних нравоучений. Вы почувствуете уважение к своему ребенку. Он станет для вас равным. И сами не заметите, как станете близкими друзьями на всю жизнь.
Июль 2007 года