© 2005-2020 Игорь и Валентина Чапковские
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / Статьи и интервью / Родитель или учитель?

Родитель или учитель?

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

18.06.2021

Родитель или учитель?

Перевести ребенка на семейное обучение – шаг важный и очень ответственный. Новым сторонникам хоумскулинга помогает опыт тех, кто уже прошел этот путь. Руководитель проекта «Семейное образование» Игорь Чапковский отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы.

— Если ребенок на семейном образовании, должны ли родители выполнять ту же роль, что и учителя в школе?

— Нет, ведь учитель в школе преподает предмет так, чтобы его усвоил класс. Суть же семейного образования – личностный подход, а наша образовательная задача – научить ребенка самостоятельно добывать знания из различных информационных источников. Если что-то и надо перенести в семейное образование из классно-урочной системы, так это регулярность, ритмичность занятий. Главное правило – заниматься регулярно, в определенное время, например, через полтора часа после того, как ребенок проснулся утром. 

— С самого начала надо стремиться к тому, чтобы ребенок занимался самостоятельно?

— Мы с супругой сами учили своих детей от первого до последнего класса. И, по нашему опыту, впоследствии многократно подтвержденному, в начальной школе родители должны находиться рядом с ребенком, когда он учится, помогать, направлять его. Дело в том, что ребенок в этом возрасте еще не умеет думать, как взрослый, и если ему что-то непонятно, он может зайти в тупик. Задача взрослого – проследить, чтобы этого не случилось. Не надо объяснять, мол, вчера ты это уже понял, а надо взять за руку и из тупика вывести, чтобы ребенок не столкнулся с непосильной нагрузкой.

Занятия, связанные с письмом, должны быть покороче. А тем предметам, которыми ребенок увлекается, можно уделить больше времени. Причем все это очень индивидуально. Для кого-то хорошо будет, если он 20 минут позанимается русским языком. Но при этом он может с удовольствием посвятить математике целый час.

— Как изменяется функция родителей, когда ребенок уже научился самостоятельно осваивать образовательные предметы? 

— Умение учиться самостоятельно дети обычно приобретают к седьмому – восьмому классу. Но и тогда, если добавляется новый предмет, поначалу участие взрослого необходимо. Вместе изучить структуру предмета, полистать учебник, выяснить, как он устроен, какие задания надо обязательно выполнить, а какие – нет и так далее.

Это одна сторона дела. Вторая сторона – необходимо включить ребенка в экзаменационный процесс. Если это не будет сделано грамотно, у ребенка на всю жизнь сложится представление, что экзамены – это нечто ужасное. Поэтому в начале обязательно должен быть успех. Экзамен не проверяет уровень знаний. Он проверяет лишь качество подготовки к экзамену. А для этого необходимо знать форматы экзамена, сроки, в которые необходимо выполнить каждое задание, иметь необходимые навыки, доведенные до автоматизма. 

— Если ребенок забыл давно пройденную и, казалось, изученную тему, как поступать родителю? Объяснять снова или наставать, чтобы ребенок сам вспомнил?

— Преподавание – это творческий процесс. При семейном образовании мы ориентируемся на особенности усвоения знаний конкретным ребенком. Нет смысла вспоминать, что сами вы в таком же возрасте с первого раза запоминали, как решаются подобные задачи. Возможно, у ребенка короткая память, и он запомнит не с первого, а с третьего раза. Попробуйте напомнить, что эту тему уже проходили. А если не получится, объясните снова, только без внутреннего возмущения, без сравнений с кем-то другим. Ищите подходы, методы. Кто же найдет их лучше вас?

— Об отношении к оценкам. Допустим, ребенок – гуманитарий, математика дается ему тяжело. Что делать: смириться с тройкой или все равно проявлять упорство и тянуть на пятерку?

— Мой личный подход такой: внешние оценки значения не имеют, кроме тех случаев, когда они влияют на твою судьбу. Почему так? Основное свойство школьной программы – перегрузка. Например, в Англии на третьей ступени дети изучают четыре-пять предметов. У нас в базисном плане – 17! Поэтому ориентируемся по обстоятельствам: хочешь поступать в технический вуз – придется поработать над тем, чтобы оценки по математике были хорошие, а какие-то другие предметы можешь выучить по минимуму. Хотя это тема для отдельного разговора.

Более подробно об отношении к оценкам читайте в нашей статье«Учиться ради знаний, а не ради пятерок»

Поделиться