© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи

О порядке зачета отметок из другой организации

Приказ Министерства просвещения РФ от 30 июля 2020 г. N 845/369

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

01.10.2021

О порядке зачета отметок из другой организации

Алина Дьякова

Согласно п.7 ч.1 ст. 34 Закона об образовании РФ обучающиеся имеют право на зачет результатов освоения учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 

Тот же закон дает разные возможности для взаимодействия образовательных организаций, чтобы дети свободно могли двигаться по своим образовательным маршрутам. Государство объявило своей целью индивидуализацию образования.

Так что учиться в одной школе и принести в нее отметку из другой — можно!

И это прекрасно. Таким образом государство дает нам возможность собирать наше образование, как конструктор.

Такая же свобода дана и школе — у нее есть возможность нанимать преподавателей из других учебных заведений на совмещение на любое самое короткое мероприятие — вплоть до одного экзамена. Или заключить с другой образовательной организацией договор о сетевом взаимодействии. В законе об образовании этому посвящена ст. 15 Сетевая форма реализации образовательных программ. Статья предусматривает возможность освоения обучающимся предметов, курсов, практики, и т.д. с использованием ресурсов нескольких организаций,  включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В этом могут участвовать и не школы! А научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, «обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе».

 
Всё предусмотрено для того, чтобы все сотрудничали и развивались!
 
На семейной форме мы так и живем — двигаемся свободно по интересным ребенку и семье направлениям. И нередко нуждаемся в зачете результатов из других организаций. Раньше нам вполне хватало 34 статьи в законе об образовании и простых договоренностей со школами — по физкультуре мы приносили справки из секций, по музыке и ИЗО — справки из музыкальных и художественных школ. Если в школе не было учителя французского, можно было сдать экзамен там, где он был — школа обязана была зачесть отметку. 
До того момента, пока летом 2020 года не был издан Приказ № 845.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июля 2020 г. N 845/369 был призван урегулировать зачет отметок из других школ — и просто кружков и секций. Зачем?

Два года назад Глава Министерства Просвещения России Ольга Васильева подняла эту тему в связи с отметками по изо, музыке и физкультуре:

«Моё личное мнение: любой ребенок любит бегать, прыгать, рисовать, петь. И может быть, не у всех это получается на отлично, но ставить тройку в аттестат только из-за отсутствия музыкального слуха, на мой взгляд, неверно». 

Началась разработка новых нормативных актов — Порядка зачета отметок из других образовательных организаций и Порядка заполнения и выдачи аттестатов, в котором предполагалось разрешить вместо отметок ставить просто «зачет».

Васильеву вскоре отправили в отставку, а документы в течение года все же приняли. В июле 2020 года вышел приказ N 845/369 о Порядке зачета

Что было до приказа?

Какие-то школы добром, без принуждения, ставили пятерки, ну или хотя бы четверки тем, кто посещал секции, художественные и музыкальные школы. Другие школы на такое были не согласны и требовали пройти экзамен. 

И вот Минобр «навел порядок» – издал Приказ № 845. Читаем пункт 6

«С целью установления соответствия организация может проводить оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы.

Процедура установления соответствия, в том числе случаи, при которых проводится оценивание, и формы его проведения, определяются локальным нормативным актом организации».

Пока документы готовились, власти говорили об облегчении аттестации. Так же рассматривал ситуацию и Гарант – самая крупная правовая информационная система в стране: «Зачесть отметки из спортшколы или «музыкалки» можно в обычной школе»:

Проще говоря, дети, которые учатся в спортивной школе или школе искусств, посещают хор, балетную академию, «малый мехмат», дополнительные курсы и т.п., могут зачесть полученные оценки по сольфеджио, теории живописи, физподготовке, математике и т.п. в своей «обычной» школе – в качестве результатов промежуточной аттестации по соответствующей части осваиваемой образовательной программы (например, в качестве четвертных или триместровых оценок).

Но школы увидели в приказе совсем другое: «Конечно, оценки из другой школы приносите, но мы можем по принесенным отметкам устроить экзамен.  Можем, и сделаем!» И даже те школы, которые ранее принимали справки из кружков и секций — теперь потребовали «проверки знаний на соответствие»…

Ну и что же теперь с нашим правом на зачет? Получается, что «хотим — примем, хотим — не примем»? Это уже никакое не право! Ведь проверка – это уже экзамен. А если на взгляд школы знания (например, школьного учебника по физкультуре) не соответствуют, справку или отметку из другой школы не примут, да и ешё раз проэкзаменуют!

И это еще не все.

Вместо того чтобы применять этот приказ к справкам из музыкалки или, к примеру, отметке по китайскому языку из другой школы, школы принялись заставлять 9-классников, которые аттестуются в дистанционках, пересдавать предметы за 9 класс в той школе, которая проводит ОГЭ.

Так можно далеко уйти. Не ровен час, школа теперь скажет каждому сменившему школу в связи с переездом в другой район — «нам интересно, а соответствуют ли нашим представлениям о программе ваши оценки из другой школы? А ну-ка пересдавайте все с первого класса!»

Конечно, звучит, как дурной сон. Но к дистанционкам, почему-то, нашим школьным администрациям кажется нормально применять такой подход. 

У нас единое образовательное пространство в стране, и в этом никто не сомневается. И государство все время говорит о том, что переход из одной школы в другую должен быть беспрепятственным. Не должно быть затруднений даже при переходе на другую программу – а не то чтобы еще одна школа не доверяла другой оценки ставить. И отказывает в приеме оценок в этом случае — грубое нарушение закона, отказ в праве получать образование.

Однако надежда на то, что, в то время как (то есть одновременно) ребенок будет зачислен в одну школу, он принесет отметку из другой, теперь маленькая — гарантии зачета нет.

А вот второй случай — когда целый предыдущий класс отказываются учитывать — нужно решительно пресекать! Приказ №845 не имеет к этому никакого отношения, Это не право на зачет, ребенок просто перешел в другую школу.

Закон на нашей стороне! А школа просто знает, что родители не защищают свои права, со всем соглашаются, и поэтому настаивает (и нарушает закон). Обратитесь в Управление образования, напишите в Прокуратуру, местный обрнадзор – кто умеет бороться, того ждет победа!

P.S. Эти правила «работают» не только в школах, но и в других образовательных организациях – в вузах, техникумах, колледжах. И первые родители уже осуществили свое право зачесть отметки по общеобразовательной части в колледжах!

Порядок

зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность

утвержден приказом 

Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от «30» июля 2020 г. N 845/369

1. Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливает правила зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация), результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях (далее соответственно — зачет, результаты пройденного обучения).

2. Зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения:

а) документа об образовании и (или) о квалификации, в том числе об образовании и (или) о квалификации, полученных в иностранном государстве;

б) документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, документа, выданного иностранными организациями (справки, академической справки и иного документа).

Форма и порядок подачи заявления, в том числе возможность его подачи в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливается локальным нормативным актом организации.

3. Порядок зачета результатов пройденного обучения, подтверждаемых документами об образовании и (или) о квалификации, полученными в иностранном государстве, которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1, а также подтверждаемых документами об обучении, выданными иностранными организациями, устанавливаются локальным нормативным актом организации.

4. Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся (далее — часть осваиваемой образовательной программы), и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью).

5. Зачету не подлежат результаты итоговой (государственной итоговой) аттестации.

6. Организация производит зачет при установлении соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы (далее — установление соответствия).

С целью установления соответствия организация может проводить оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы (далее — оценивание).

Процедура установления соответствия, в том числе случаи, при которых проводится оценивание, и формы его проведения, определяются локальным нормативным актом организации.

7. Зачтенные результаты пройденного обучения учитываются в качестве результатов промежуточной аттестации по соответствующей части осваиваемой образовательной программы.

8. Обучающийся, которому произведен зачет, переводится на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в порядке, установленном локальными нормативными актами организации 2.

9. При установлении несоответствия результатов пройденного обучения по освоенной ранее обучающимся образовательной программе (ее части) требованиям к планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы организация отказывает обучающемуся в зачете.

Решение об отказе в письменной форме или в форме электронного документа с обоснованием причин отказа в течение трех рабочих дней направляется обучающемуся или родителю (законному представителю) несовершеннолетнего обучающегося.

10. Не допускается взимание платы с обучающихся за установление соответствия и зачет.

Поделиться