© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / статьи и интервью / Вольноотпущенник Иванов

Вольноотпущенник Иванов

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

08.11.2022

Вольноотпущенник Иванов

Наталья Хмелик

Человеку, который просил называть его Семеном Владимировичем Ивановым, девять лет. Два года он отучился в школе, а потом стал учиться дома. Семен Владимирович сказал нам, что, как только его забрали из школы, с облегчением вздохнули он сам, школа и его родители. Так что в выигрыше все.

Вокруг школьного образования существует немало мифов. Один из них — дети должны учиться в коллективе. Семен Владимирович Иванов с этим не согласен. Его заметки так и называются: Какая польза от коллектива?

Какая польза от коллектива?

«От советской школы, как и от любого другого коллектива, толку исходит примерно никакого. Во-первых, учительница не успевает следить за всеми сразу, да она и не пытается. А это необходимо, потому что учительница скажет, чего дальше делать, а у кого-то еще предыдущее недоделано.

К тому же нормальное образование одного человека — это если сложится образованием целый класс (20-30 человек).

Во-вторых, какая тут может быть речь об образовании, если все несут тетради к отличнику, а отличник не удивляется, он сидит, решает чужое, а свое лежит. Домашние задания люди диктуют друг другу по телефону.

В-третьих, людей заталкивают в чужой туалет и не выпускают оттуда.

В-четвертых, уборщица может врезать шваброй, а потом за это не отвечает.

В-пятых, твое пальто могут закинуть в подвал, на крышу, в кабинет директора, в лужу, дать грызть собаке.

В-шестых, в школе просто НЕТУ образования и, честно говоря, быть не может. Когда это предприятие создали, создатели просто не думали об образовании. У школы было две цели:
1) научить читать газеты (с 1917 года);
2) отучить читать (с -50-х годов).

Первое большевикам было нужно для того, чтобы мордовать народ своей пропагандой, а второе, чтобы люди книжки не читали, а пропаганду можно и по созданному радио бубнить, и по ящику показывать.»

Школа без школы

Почему дети чахнут в школе, куда поначалу бежали с удовольствием? Поработав в свое время учителем во втором классе, могу с уверенностью сказать: «средний ребенок» существует только в головах тех, кто и создал школьный уклад и сочинил школьные программы, рассчитанные на воображаемого среднего ребенка.

Большинство детей до школы развиваются в соответствии со своими индивидуальными особенностями и склонностями. Кто-то рано научился читать и много времени проводит за книгой. Кто-то решает головоломные задачки. Кто-то любит кропотливую работу и собирает узоры из мозаики или картинку из кусочков, а кто-то сочиняет сказки или рисует комиксы. Есть дети, которые вскакивают с постели в шесть утра и, на радость родителям, запускают железную дорогу, а есть такие, кто любит поспать.

Школа диктует свои порядки. Все дети должны встать утром в одно и то же время и одновременно оказаться за партами. А через пятнадцать минут тот, кто быстро схватывает объяснения, поползет по классу, а тот, кто медленно пишет, получит очередную двойку за классную работу. Кто-то будет читать по слогам стихотворение, а кто-то ввяжется с учительницей в спор о литературных достоинствах читаемого текста.

Учителя начальной школы знают: через несколько месяцев класс «выравнивается», и учителю становится легче. А хорошо ли, что выравнивается? Стоит ли к этому стремиться? Идет ли выравнивание, безусловно облегчающее жизнь учителя, на пользу детям? Причем не всем детям вместе, а каждому в отдельности? Всегда считалось: выравнивание — это признак того, что дети привыкают к порядку. Но что такое порядок в традиционном школьном понимании? Человек должен забыть о своих склонностях, о том, что ему что-то интересно, а что-то противно, и послушно выполнять указания. Именно такие люди-винтики, люди без склонностей нужны были социализму. Настало время, когда нужны самостоятельные, инициативные, независимые — словом, личности. Однако понятно, что создать благоприятные условия для роста, для развития этой самой личности там, где по меньшей мере 25 человек собраны на много часов под одной крышей, где они должны слушать все вместе одного и того же человека и делать одновременно одно и то же, практически невозможно.

Говорят, сейчас школа повернулась лицом к ребенку. Единственное, что пока реально знаменует поворот, — это законодательно закрепленное разрешение учить детей дома. К сожалению, очень немногие родители слышали об этом своем праве. Еще меньше тех, кто воспользовался предоставленной возможностью. Но результаты потрясают воображение. Мне посчастливилось заниматься английским языком с детьми, которые учатся дома. Такие ученики — счастье для пюбого учителя. Они у ч а т с я, и это поразительно. На каждом занятии предлагают свои идеи, выполнение которых увеличивает их учебную нагрузку. На уроке они смотрят на часы не для того, чтобы узнать, скоро ли их отпустят, а для того, чтобы понять, что еще мы успеем сделать сегодня. Они просят задать на дом побольше, и глаза у них горят вдохновением самостоятельной работы. Глядя на этих детей, я поняла: лучшее место, где может учиться ребенок, — это его дом. Лучшие учителя, которых может подарить ему судьба, — это его отец и мать и те, кого дети вместе с родителями сами себе выбрали.

Взять на себя обучение собственного ребенка страшновато. Родители боятся не справиться. На самом-то деле главное, чего требует от них домашнее обучение, — это жертва времени. Жертва не так уж велика, если учесть, что практически все родители младших школьников готовят уроки вместе с детьми. При этом многие жалуются на детскую бестолковость и свою раздражительность. Однако бестолковость ребенка чаще всего мнимая. Она либо следствие усталости — школьный день тяжел любому ребенку, — либо показатель того, что ребенок еще не готов воспринять предписанное программой. Если ребенок учится дома, над ним не висит угроза двойки, которую он получит завтра, если не поймет положенного. Значит, у родителей есть возможность отодвинуть объяснение сложной темы на несколько дней или несколько месяцев. Главное здесь — руководствоваться не программой, составленной где-то кем-то для кого-то, а собственным чутьем, родительской интуицией и любовью. Дети часто как бы не понимают то, что объясняют им родители, потому, что учительница в классе объясняла по-другому. В домашнем обучении это противоречие исчезает.

Есть ли на свете родители, неспособные учить своих детей?! Неспособность — это отговорка. Любая мама может научить своего ребенка читать, писать и считать. Важно поверить в то, что вы это можете, и можете лучше, чем самый замечательный учитель. Потому что никто лучше вас не знает возможностей и склонностей вашего ребенка и еще потому, что вы учите его одного, а не двадцать пять сразу. Человек, который давно уже учит своих детей сам, сказал:

Человек рождается в одиночку, растет в одиночку, начинать учиться он тоже должен в одиночку.

По-моему, он прав.

Давайте попробуем помочь детям. А мы постараемся помочь тем, кто решился учить собственных детей. Мы можем дать методические советы: как поставить почерк, как объяснить трудную тему по математике, как научить читать. Постараемся дать совет тем, у кого возникают трудности в отношениях с ребенком или с бабушками и дедушками — часто именно они оказываются главными противниками домашнего обучения. Может быть, кому-то понадобится ответ на вопрос, как построить отношения со школой? Здесь мы тоже готовы поделиться опытом.

Отвечать на вопросы тех, кто начинает учить детей дома, будут те, кто уже некоторое время занимается этим нелегким, но таким радостным и благодарным делом. А первый наш совет такой. Не надо стремиться быть похожим на кого бы то ни было. Вы уникальная личность, и ваш ребенок неповторим. И если вы видите, что он растет в радости, что он расцветает, а не чахнет, значит, вы все делаете правильно.

Рисунок М. Валиахметова
«Начальная школа», № 2, 1992 г

Поделиться