© 2005-2020 Игорь и Валентина Чапковские
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите
в форму обратной связи
Главная / Школа / Оформление / Обзор форм образования

Обзор форм образования

Какие формы образования разрешает закон? Чем они отличаются?

Алина Дьякова

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

13.09.2022

Обзор форм образования

Выбор формы образования

Только родитель, и никто иной, решает, на какой форме будут учиться его дети. Это решение принимается с учетом мнения ребенка (ст. 3 часть 1 п. 7, ст. 34 часть 1 п. 1, ст. 44 часть 3 п. 1, ст. 63 часть 4 Закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Всего форм образования пять. Отказ в выборе любой из них не предусмотрен.

Все они равноправны, государство РФ поддерживает различные формы образования (п.5 ст. 43 Конституции РФ).

Аттестат на всех формах обучения абсолютно одинаковый.

Права детей на всех формах одинаковые (34 статья Закона об образовании).

Для перевода на любую из пяти форм от родителя требуется только заявление, другие документы не требуются. Директор обязан издать по этому заявлению приказ о переводе в указанный законом срок (5 дней), иначе будет нарушено ваше конституционное право на образование. Это право безусловно, не зависит ни от чего. Например, нельзя отказать по причине отсутствия СО или ЗО в Уставе школы – напротив, Устав школы должен соответствовать законодательству РФ.

Написать заявление о выборе формы вы можете в любой момент, закон ничем не ограничивает ни сроки, ни максимальное количество изменений формы. По большому счету, родители вправе менять форму обучения хоть ежедневно.

Как и куда именно писать заявления, мы рассказываем в статье «Как перевести ребенка на СО«. 

А еще мы подготовили для вас образцы заявлений. Рекомендуем не писать заявление перед окончанием четверти: после получения четвертных оценок вы уменьшаете количество аттестационного материала еще на одну четверть.

Сроки приема заявлений о зачислении в первый класс оговариваются Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Зачисление в школу оформляется приказом в течение 5 рабочих дней.

В приеме в школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Подробнее о переходе на СО: Как оформить СО?

Формы образования в РФ

Законом разрешены 2 формы образования:

  • «В организации»
  • «Вне организации» (ст. 17).

Им соответствуют 5 форм обучения: очная, очно-заочная, заочная, семейная, самообразование. В таблице ниже мы отразили отличия форм по нескольким критериям.

Форма получения образования

Форма получения образования

В организации

Вне организации

Форма обучения

очная

очно-заочная

заочная

семейная

самообразование

Зачисление в школу

для обучения и аттестации

для аттестации в качестве экстерна

Кто информирует местные органы управления образованием

школа

родители

 

Где обучается ребенок

в школе

в семье

самостоятельно

Промежуточная аттестация (ПА)

в школе очно

в школе (очно или дистанционно)

в школе (очно или дистанционно)

Государственная итоговая аттестация (ГИА)

в школе очно (и одинаково для всех форм обучения)

Кто выбирает форму получения образования и форму обучения

родители с учетом мнения ребенка

Родители (ребенок — после 9 класса или после достижения 18 лет)

Кому государство перечисляет норматив исходя из нормативно-подушевого финансирования

школе

 

 

родителю

(требуется региональный нормативный акт)

Кто учит ребенка? учитель в школе на уроке  

формально — учитель

В действительности этого не происходит

родитель организует обучение  самостоятельно:

  • учит сам
  •  с помощью репетиторов
  • в семейной школе
  • в частной школе
ребенок учится самостоятельно

 

Возможность большей самостоятельности в образовании ребенка, чем мы привыкли, содержится во всех 5 формах обучения, в том числе при очном обучении.

Очное обучение

Мы все знаем, как выглядит очное обучение — за партой.

Но очники тоже могут учиться по-разному. Каждый (и очник, и СОшник) имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП) (ст. 34, часть 1 п. 3). ИУП позволяет очнику изучать предметы в более свободном режиме, не меняя форму обучения (см. ниже отличия от надомного образования ).

Заочное обучение.

Заочное обучение может быть организовано очень по-разному. Чаще всего ребенок приходит в школу отчитаться, выполнив определенное задание. Он считается учеником школы, и формально за результат обучения отвечает школа. Но по факту школа ребенка не учит, ребенок учится дома сам, или его учит родитель — школу это не интересует. Школа определяет, за что она поставит отметку, сколько дать заданий, и как часто вы обязаны (или имеете право) консультироваться с учителем. И это означает, что она может обязать вас бывать в школе хоть через день — а может пригласить вас один раз в год по каждому предмету сразу на экзамен. Договаривайтесь! Нет никаких регулирующих актов на федеральном уровне, порядок получения образования в заочной форме определяет сама школа. Но ведь она не может сделать ничего без согласования с родителем! На деле может оказаться, что это самое настоящее образование в семье, только деньги за него будет получать школа.

Очно-заочная форма.

Очно-заочная форма – прекрасный выбор для тех, кто не готов расстаться со школой полностью (или не готов полностью в ней присутствовать).

Ребенок может ходить в школу один раз в неделю (потому что мы не готовы возить его в отдаленную школу каждый день); или посещать только урок ИЗО (так как только ради него мы и выбрали эту школу), либо урок английского языка (так как не хотим нанимать репетитора, а уровень знания родителем языка недостаточен для преподавания). А остальные предметы мы будем изучать самостоятельно, с аттестацией один раз в год по курсу. Перечисленные примеры — не выдумка, нам они известны из практики.

Эти же условия можно организовать с помощью «сочетания форм» (ст. 17 часть 4)

При выборе подобных вариантов необходимо в заявлении точно указать, как именно вы предполагаете обустроить Ваше посещение школы, в связи с вашим ИУПом.

Если вас заинтересовала эта форма, рекомендуем вам следующие статьи:

Заявление о переводе на очно-заочное

Рассказ о личном опыте ОЗО со всеми документами

Семейное образование

Семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ч. 3 п. 2 ст. 44 , ч. 2 ст. 63 Закона об образовании РФ).

Регулируется оно Законом об образовании РФ (ст. 17, 33, 34, 44, 63, 66), Письмом Минобра РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», Приказом Минпросвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

Обучение проходит в семье и никем не контролируется. Аттестация проводится в школе в соответствии ФГОС.

Родитель обязан дать образование — в школе или дома. Под образованием понимается ФГОС. Обязанность получать образование длится до 18 лет. Право получать образование остается бессрочно.

Никто не диктует родителю условия обучения, время, учебники. Также с точки зрения закона неважно, кто учит. Может учить сам родитель, можно нанять репетитора, а еще родители могут объединить силы и создать семейную школу. Можно посещать частную школу: ваше время, ваши средства, ваша ответственность — делайте, что хотите, и что можете.

Когда ребенок будет готов — ведите на аттестацию в любую школу. Можно аттестоваться и дистанционно.

Зачисление в школу.

Для прохождения промежуточной аттестации на СО в качестве экстерна ребенок зачисляется в школу. Зачисление может длиться любой срок — на выбор родителя.

Вы можете вообще не отчисляться из школы, если хотите аттестоваться в той же. А можете отчислиться, вплоть до 9 класса.

Но, хотя родителей частенько убеждают отчислиться, вы не обязаны этого делать. Отчисления обучающегося в связи с изменением формы обучения и переходом на семейную форму обучения федеральными нормативными правовыми актами в сфере образования не предусмотрено. Ознакомьтесь с 61 статьей Закона об образовании — только она  регулирует отчисление из школы, и там нет ни слова про отчисление в связи с выбором СО. А обязанность отчисляться при выборе СО — это выдумки местных властей.

То же касается и зачисления. Мы отчисляемся, когда хотим, и зачисляемся, когда хотим. Отказ на заявление о зачислении будет незаконным. Никакие основания для отказа привести невозможно — по статье 2. п. 15, ст. 33. п. 9 дети, получающие образование в семейной форме, являются обучающимися, зачисляются в школу в качестве экстернов и имеют все права по 34 статье. 

Сроки зачисления в качестве экстерна

Сроки любые. Укажите нужный вам срок в заявлении.

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 говорится, что обучающийся в семье зачисляется в школу в качестве экстерна, и «по желанию родителей (законных представителей) образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка». Эту же норму повторяет Приказ Минпросвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

Таким образом, для сроков зачисления перечислены три возможных случая, которые в итоге означают — когда угодно и на какой угодно срок.

Можно писать заявление о проведении промежуточной аттестации в конце каждого учебного года, а в остальное время даже не числиться в школе; а можно писать такое заявление в начале каждого года, чтобы, будучи зачисленным для прохождения промежуточной аттестации, получать бесплатно учебники в школьной библиотеке, справки, что ребенок числится в школе, и выплаты, там, где местные органы уже разработали порядок выплаты компенсаций.

Аттестация на СО

На всех формах образования контроль за качеством образования (в рамках Федерального Государственного стандарта общего образования) в нашей стране остается за школой. Школа контролирует не процесс обучения, а только результат — то есть принимает экзамен.

Согласно ст. 34 ч. 3

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе»

Поэтому текущая аттестация на СО не проводится, экстерны проходят только промежуточную (переводящую в следующий класс) аттестацию, а затем  государственную итоговую в 9 и 11 классах. Обязательным в РФ по Конституции является общее образование, то есть 9 классов. С 2013 года Закон об образовании ввел обязательное среднее общее образование, то есть 11 классов.

Обязательны ли экзамены каждый год?

Нет, кроме 9, 10 и 11 классов.

Ни в законе об образовании, ни в письме Минобра от 15 ноября 2013 года, ни в 115 приказе не говорится об обязательности ежегодного прохождения ПА, речь идет только о праве.

Однако в п. 9 Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» говорится:

«9. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных)».

В 11 классе тоже условием участия в ЕГЭ выступает, в том числе, промежуточная аттестация (за 10 и 11 классы):

«9. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования* не ниже удовлетворительных)».

* Каждый год среднего образования — это 10 и 11 классы.

Договор на СО

Договор необязателен, но возможен. Для регионов, где платят компенсации — обязателен, если хотите получить выплаты.

По закону обучающиеся на семейном образовании и самообразовании имеют право на ПА в качестве экстерна (часть 3 статьи 34). Положение об экстернате отменено в 2013 году и сейчас нет документа, регулирующего прохождение ПА в качестве экстерна на федеральном уровне. Тем более важно заключение договора между родителем и школой, который защитит ваши права.

Заключение договора о СО (или ПА) не предписано Законом об образовании, но и не противоречит ему. Опыт родителей говорит о том, что заключение продуманного договора, выгодного обеим сторонам, предотвращает многие проблемы. В нем можно предусмотреть право ребенка на индивидуальный учебный план, форму экзаменов, консультации перед экзаменами, методическую помощь, ваше присутствие на экзаменах и т.д.

Местные Положения о семейном образовании обычно обязывают школу заключать договор, образец которого дается в приложении к Положению. Так как в нашей стране существует свобода заключения договора (ГК РФ глава 28), вы имеете право вести переговоры со школой об условиях договора, вносить свои пункты, исключать пункты из типового варианта. Никто не может принудить Вас подписать не устраивающий вас договор.

Мы подготовили для вас тексты договоров, которые использовали родители — участники нашего форума.

Ответственность

При получении образования в семейной форме школа не несет ответственность за качество образования, но несет ответственность за организацию и проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации.

У родителя своя ответственность — в частности, ликвидировать задолженность, если она создана, иначе ребенка вернут за парту.

Ст. 58 Закона об образовании:

«Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации».

Компенсации на СО

Раньше сам федеральный закон предписывал платить родителям, которые учат детей на СО. Теперь финансирование лежит на местных властях, а федералы самоустранились от решения этого вопроса. Это неправильно.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» установлен принцип нормативно-подушевого финансирования обучающихся, согласно которому «деньги следуют за учеником».

Региональные бюджеты выделяют деньги на образование всех детей, независимо от формы образования. Если ребенок учится в семье, деньги должен получать родитель. Для финансирования семейного образования региону не нужно изыскивать дополнительные деньги. Нормативно-подушевое финансирование предполагает, что на обучение ребенка уже заложена сумма в бюджет.

Родитель получает компенсацию за счет субвенции из бюджета региона на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, что значительно меньше всей суммы, потраченной на обучение «очника» в школе, то есть выгодно государству.

Однако местные власти не спешат приводить местное законодательство в соответствие федеральному. Всего несколько регионов приняли необходимые правовые акты для регулирования выплаты компенсаций родителям. В Москве выплаты предусмотрены ст 6 п 3.1 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 г. №25 «О развитии образования в городе Москве».

Если вас заинтересовала тема компенсаций и других выплат на СО, читайте статью «О компенсациях на семейной форме».

Где платят: Региональные нормативные акты о компенсациях на СО

Самообразование

  1. Предполагает самостоятельное изучение общеобразовательной программы без зачисления в образовательное учреждение.
  2. Для прохождения аттестации и получения документов об образовании зачисляется в школу в качестве экстерна в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.

В итоге — сложно сказать, чем оно отличается от семейного образования, кроме того что СО возможно с 1 по 11 классы, а самообразование — только в 10 и 11.

На федеральном уровне нет ни одного подзаконного акта, регулирующего самообразование, также нет и свежих комментариев. Последний дан на 2006 г. Федеральным центром образовательного законодательства http://фцоз.рф/faq/index.phtml?cat=91#a626:

«В настоящее время статус лица, получающего общее образование в форме самообразования, характеризуется тем, что обучающийся не зачислен для прохождения обучения или промежуточной и итоговой аттестации ни в одно из предусмотренных системой образования образовательное учреждение и самостоятельно изучает общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В форме самообразования осваиваются также образовательные программы гражданами, содержащимися в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях в соответствии с п. 12 ст. 50 Закона РФ «Об образовании». Статус лица, получающего общее образование в форме самообразования, не может быть подтвержден документально, что следует из п. 2.2. Положения о получении общего образования в форме экстерната, поэтому зачисление в общеобразовательное учреждение в качестве экстерна производится после установления уровня освоенных поступающим общеобразовательных программ в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения».

НЕ формы образования

В связи с тем, что много вопросов возникает из-за отмененной в 2013 году формы образования «экстернат», а также о дистанционном обучении и об индивидуальном обучении на дому, считаем нужным обсудить и эти термины, хотя они не являются формами образования или обучения.

Экстернат – форма прохождения аттестации.

Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает такую форму получения образования, как экстернат. Однако все дети на СО — экстерны.

Экстернат с 2013 года является не формой получения образования, а формой прохождения аттестации. К сожалению, отменив в 2013 году Положение об экстернате в связи с вступлением в силу нового закона об образовании, Минобр не создал новый документ, поэтому прохождение ПА в качестве экстерна регулируется только самим образовательным учреждением. Но любые решения школа обязана согласовывать с родителем. Не ребенок для школы, а школа для ребенка — это закон. Все в школе делается по заявлению родителя. Не пишите заявления под диктовку школы. Составляйте их сами, в интересах своего ребенка.

Индивидуальное обучение на дому (Надомное обучение) – обучение школьным учителем больного ребенка НА ДОМУ.

Как работники школы, так и родители иногда смешивают понятия «семейное обучение», «домашнее обучение», «индивидуальный учебный план», «индивидуальное  обучение на дому». Всё перечисленное — совершенно разные вещи.

В соответствии с п. 5, п. 6 ст. 41, п. 10, п. 11 ст. 66 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому. При этом финансовое обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъектов РФ.

Существует с советских времен для детей-инвалидов. Учит школьный учитель (бесплатно).

«Надомное» — просто привычное для учителей название, так же как и «домашнее» — но в действительности это называется «индивидуальное обучение на дому». А в законе об образовании это звучит так:

«Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)», в документах Минздрава: «Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому»

Существует официальный перечень заболеваний, дающий право на надомное обучение.

Решение принимает специальная медицинская комиссия. По справке от врача школа переводит ребенка на надомное обучение.

При этом количество часов сокращено.

В соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 25.10.88 г. N 93-01-703/11-14 количество часов учебного плана составляет: в I-IV классах — 8 часов, в V-VIII классах — 10 часов, в IX классе — 11 часов, в Х-ХI классах — 12 часов в неделю.

Дистанционное образование – технология образования, применимая на разных формах обучения (заочной, семейной, самообразовании).

По ст. 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Закона об образовании «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии».

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ отменен, по все видимости, с 2023 года начнут работать новые нормы.

Пока закон дает школе право применять ДОТ, но не обязывает ее. А нам бы это было очень выгодно — чтобы школа не могла отказать родителю на просьбу аттестовать его дистанционно.

Вообще, есть несколько возможностей использовать дистанционные технологии:

  1. Аттестоваться (бесплатно) дистанционно, числясь на СО, заочной, очно-заочной формах обучения. 
  2. Обучаться (бесплатно) дистанционно: школьные учителя проводят уроки по скайпу, школа контролирует полностью и процесс обучения, и аттестации. Такая возможность есть сегодня в очень многих школах.
  3. Обучаться и аттестоваться дистанционно в платных школах. Такие платные школы зачисляют учащегося на заочную (как правило) форму с ведением личного дела и пр., то есть вы и учитесь, и проходите ПА в этой школе.

Дистанционные технологии сейчас активно развиваются, и всё же это только начало пути, и не всё получается хорошо. Нужно быть внимательным при выборе дистанционных вариантов, как обучения, так и аттестации. Выбирайте надежные школы. Не увлекайтесь идеей, что школа выучит вашего ребенка дистанционно, и можно сложить с себя труды по обучению — так не получится. Родитель всегда останется главным лицом, от которого зависит качество обучения, это можно заметить даже при обучении ребенка в школе на очной форме!

 

Поделиться