© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи

Готовимся к ГИА правильно

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

20.06.2021

Готовимся к ГИА правильно

Отредактировано 21 ноября 2023 года
Соответствует требованиям 2023-2024 учебного года

У кого больше шансов успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ? У человека, который тщательно и с умом готовился к экзаменам. И это не зависит от того, ходит будущий выпускник каждый день в школу или получает семейное образование.

Да, учителя в школах сейчас очень стараются хорошо подготовить своих учеников к итоговой аттестации, ведь это один из основных показателей, по которым оценивается их собственная работа. Однако у каждого школьника свой ритм усвоения информации. Кто-то хватает материал на лету, а кому-то нужно время, чтобы осмыслить его. К тому же, у многих старшеклассников есть пробелы в знаниях, требующие дополнительного погружения в отдельные темы.

Школьные преподаватели редко это учитывают, а вот самостоятельная подготовка к экзаменам позволяет заниматься в удобном темпе, правильно распределяя время и силы. И, как показывает практика, подростки, получающие образование в семье, больше подготовлены к систематической самостоятельной работе с источниками информации. Это значит, что у хоумскулеров есть все шансы блеснуть знаниями на ГИА и получить высокие баллы. Главное –правильно подойти к подготовке.

«Правильно – это как?» – спросите вы.
Вот что отвечает на этот вопрос руководитель проекта «Семейное образование» Игорь ЧАПКОВСКИЙ:

– Допустим, вы уже определились, по каким предметам будете сдавать экзамены. Рекомендуем прочесть о принципах выбора ОГЭ статьи: Выбор ОГЭ и Про простые и сложные ОГЭ. Для ЕГЭ важно определить, сколько лет надо готовиться к экзамену: один год или два. Далее нужно понять, какой круг вопросов включен в экзаменационные задания (а это далеко не все темы, изучаемые в школе) и по какому принципу они построены. Найти эту информацию несложно. Например, можно посмотреть в интернете экзаменационные материалы прошлого года, скачать образцы вариантов, купить печатные сборники для подготовки к экзаменам.

Проблема в том, что помимо общедоступной информации существуют куда менее очевидные, но столь же важные нюансы подготовки к экзаменам.

Конкретные пояснения к каждому экзамену ГИА за девятый и одиннадцатый классы от наших экспертов, которые успешно готовят хоумскулеров к экзаменам, подробно рассмотрены в разделе ПРАКТИКА СО. В этой же статье мы поговорим в общем о том, на что надо обратить внимание, берясь в преддверии ГИА за учебники и экзаменационные материалы.

Подход к подготовке. Прорабатывайте не задания, а целые темы

Начнем с самого подхода к подготовке. Как это происходит обычно? Будущие выпускники берут варианты заданий и решают их один за одним. Дальше – сверяются с ответами, исправляют ошибки, а потом переходят к следующему варианту. Так делать НЕ НАДО.

Ошибка при выполнении пробного задания – сигнал о том, что необходимо обстоятельно проработать всю тему. Тематическая работа очень важна. Ей нужно уделить столько времени, чтобы закрепить знания на приличном уровне (а по некоторым темам нужно держать себя в форме постоянно, проделывая эти задания в течение всего периода подготовки). Только после этого можно браться за следующий вариант билетов.

Кстати, о самих вариантах. Успешно решить пару-тройку примерных экзаменационных билетов и на этом успокоиться – тоже неправильно.

Школьники не догадываются, что варианты, которые им предлагают для тренировки, и реальные экзаменационные работы могут – при формальном соблюдении одинаковой структуры – очень сильно отличаться по уровню сложности. Поэтому при подготовке надо искать те ресурсы, которые не просто размещают пробные варианты, а постепенно в течение учебного года наращивают их сложность, ведут от легких заданий к трудным.

Предупрежден – значит вооружен. Изучите специфику экзамена

Прежде чем приступить к подготовке, надо обязательно изучить структуру предстоящей аттестации, потому что каждая из них имеет свою специфику. Какой бы предмет вы ни сдавали, обратите внимание как минимум на эти особенности.

Особенность №1: длительность экзамена.

Современные подростки не могут одинаково сосредоточенно заниматься предметом на протяжении нескольких часов подряд. Значит, нужно заранее рассчитать свои силы и правильно их распределить. Хороший преподаватель еще во время подготовки обязательно объяснит, что надо делать в каждый час экзамена. Здесь трудно дать общий совет про все предметы, но чтобы не быть голословным, приведу в пример ЕГЭ по профильной математике. В первые 45 минут вы решаете первые 12 задач и переписываете ответы в бланк № 1. На втором часе делаете задания из второй части: 13-е, 15-е, 16-е (финансовая математика) и 19А и переписываете их в бланк № 2. После этого даете себе 10 минут на отдых и приступаете к оставшимся задачам. Эта стратегия во многих случаях дает хороший результат, но она должна быть скорректирована с учетом особенностей будущего выпускника.

правильная-подготовка-к-ГИА-семейное-образование

Своя программа действий существует для каждого экзамена, но в любом случае в первую очередь выполняйте самые простые задания! Иначе даже при тщательной подготовке можно попасть в такую ситуацию. Из любопытства вы сразу же попытаетесь оценить, насколько повезло с заданиями повышенной сложности, увязнете в них, потратите силы, устанете и потом не сможете сосредоточиться на выполнении простых заданий. Обидно же?

Особенность №2: количество заданий.

И сразу.

Особенность №3: количество баллов за каждое из них.

Например, в ОГЭ по математике, который рассчитан на 3 часа 55 минут, 25 заданий. За первые 19 можно получить по одному баллу, а остальные шесть заданий (они выделяются во вторую часть и пишутся на отдельном бланке с подробными объяснениями) оцениваются по два балла. При этом для экзамена по математике (как и для любого другого) установлен пороговый балл, то есть тот минимальный балл, с которого начинается положительная оценка. Зная его, вы выполняете тестовые задания и получаете представления о том, насколько готовы к экзамену. Также установлены баллы, с которых начинаются четверки и пятерки. Это тоже важно знать, поскольку многие колледжи принимают абитуриентов с аттестатами без троек.

А еще от количества заданий и их сложности зависит, сколько времени вы можете потратить на каждую задачу. Вообще, для каждого экзамена в интернете легко найти рекомендации о том, сколько времени следует тратить на выполнение каждого задания по тому или иному предмету. Так, одну задачу надо решить (или на один вопрос нужно ответить) за 3-5 минут, другую – за 15. И это нужно учитывать, оценивая свой уровень готовности! Если, например, в ОГЭ по обществознанию вы даете ответ на 18-й вопрос билета за 10 минут, а не за рекомендованные1-2 минуты, считайте, что вы не готовы! Лучше эту тему повторить.

Помните: успешно выполненное задание – это не только правильный, но и вовремя сформулированный ответ! Так что при подготовке к ГИА ваш лучший друг – тайминг.

Психологическая подготовка. Главное – четкая инструкция.

Подготовительная работа к экзамену включает в себя, помимо выработки навыков и умения распределить время на выполнение заданий, еще и психологическую подготовку. Излишнее волнение может плохо повлиять на самочувствие выпускника и на конечный результат экзамена.

Универсальное средство от волнения, которое поможет любому человеку на любом экзамене – это четкая инструкция. Уверенности придает само ощущение того, что ты знаешь, что должен делать в каждый конкретный момент выделенного времени. А добиться такого четкого понимания можно только мудро распределив свои силы при подготовке. Так что напоследок еще пара советов.

Совет №1:
во время самостоятельной подготовки школьнику не следует полагаться исключительно на себя.

Конечно, в какой-то мере старшеклассник сам понимает, какие темы он знает лучше, а какие ему необходимо штудировать, словно в первый раз. И все же взгляд со стороны нужен. Некоторым преподавателям опыт позволяет не только объективно оценить исходный уровень знаний, но и приблизительно спланировать, сколько времени потребуется на устранение пробелов для успешной сдачи экзамена.

Некоторые экзамены, особенно по математике, построены, как пирамиды. Нет основания – не на чем будет держаться вершине. Если вы не выучили таблицу умножения, не умеете считать столбиком или не освоили приемы счета, сдать экзамен по математике будет невозможно. Это не значит, что наверстать упущенное нереально, но времени на подготовку потребуется значительно больше, и это надо учитывать.

Совет №2:
набивайте руку, оттачивайте знания.

Самая большая беда многих старшеклассников – уверенность в том, что если ты понял объяснение, то можешь обойтись без выполнения практических заданий. Например, послушал или прочитал, как решается задача по математике. Вроде бы, разобрался в этом и пошел дальше, не затрудняя себя тренировкой – решением задач такого же типа.

Так вот, экзамен – это самостоятельная письменная работа. С большими акцентами на словах «самостоятельная» и «работа». Вы должны будете показать не то, что когда-то ознакомились с темой и поняли ее, а то, как правильно и быстро вы можете сами справляться с конкретными заданиями.

Экзамен проверяет не то, что человек понял, а те знания, которые он способен предъявить за ограниченное время и на понятном для проверяющего эксперта языке. 

И напоследок. Государственный экзамен – дело скучное. Это препятствие на пути к дальнейшей учебе. При этом он демократичен: все находятся в равных условиях, всем предъявляются одинаковые требования, которые оцениваются в баллах. Однако самые интересные свойства мышления – эрудиция, остроумие, полет фантазии – в баллах не измеряются. Поэтому люди, которые в будущем добиваются отличных результатов в творческой работе, могут испытывать трудности на экзаменах. Но эти трудности преодолимы! Желаю всем будущим выпускникам успеха!

 

Поделиться