© 2005-2020 Игорь и Валентина Чапковские
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите
в форму обратной связи

ОГЭ: сдать успешно и остаться в живых. Выбираем предметы

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

17.06.2021

ОГЭ: сдать успешно и остаться в живых. Выбираем предметы

Результаты ОГЭ – основного государственного экзамена, который сдают все выпускники девятого класса, включая хоумскулеров, – оцениваются по пятибалльной системе. Обычно мы рекомендуем тем, кто получает семейное образование, относиться к текущим отметкам без особого фанатизма. Но это не касается экзаменов – здесь все-таки лучше постараться! Высокие баллы пригодятся, если выпускник намерен после девятого класса поступать в колледж или техникум. Но главная причина даже не в этом.

ОГЭ – первые государственные экзамены в жизни ребенка. Как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, ему еще не раз придется проходить экзаменационные испытания. Например, студент технического вуза за все время обучения в бакалавриате сдает около сорока экзаменов! Так что с самого начала сформировать позитивное отношение к экзаменационному процессу – задача номер один для родителей, обучающих своего ребенка в семье. У 14-15-летних подростков психика еще незрелая, для них вовремя созданная ситуация успеха еще важнее, чем для взрослого человека. А в дальнейшем позитивные установки помогут им не только эффективно сдавать экзамены, но и справляться с другими стрессами.

Как известно, ОГЭ состоит из экзаменов по обязательным предметам и по предметам на выбор. Если девятиклассник собирается поступать в колледж или техникум, его выбор обусловлен требованиями учебного заведения. Например, в техническом колледже могут потребоваться результаты ОГЭ по физике, в гуманитарном – по обществознанию, в медицинском – по биологии или химии.

Ваш ребенок будет осваивать школьную программу до 11-го класса? Тогда у вас больше возможностей для маневра. А «маневр» связан с тем, что одни предметы на ОГЭ сдать объективно проще, чем другие. Это вовсе не значит, что к экзаменам можно будет не готовиться, однако времени и усилий потребуется меньше, а шансов получить высокий балл на экзамене – больше.

Внимание! Наши эксперты считают, что к любому экзамену лучше готовиться не меньше года, а есть экзамены для подготовки к которым и этого недостаточно!

Мы говорим о равномерной, спокойной и результативной подготовке. То есть такой, которая позволит относиться к экзаменам как к обычному понятному делу. Конечно, тот, кто любит стрессы, риск и экстрим, может обратиться к услугам репетиторов, предлагающих подготовку к ОГЭ за месяц…

Понятно, что у каждого подростка есть свои склонности к гуманитарным, техническим или естественнонаучным дисциплинам. И все же ориентироваться только на это не стоит. Предметы вполне можно разделить на объективно простые и сложные для всех, независимо от личных предпочтений.

Сначала – о «простых» для сдачи предметах.

География.

На первый взгляд, предмет не самый простой. Нужны знания об особенностях природных зон и индустриального производства. Важно понимать экономические связи регионов, административно-территориальное деление Российской Федерации, особенности формирования климата в разных регионах планеты, расположение полезных ископаемых и т. д. Но фокус в том, что на экзамене разрешается пользоваться картами и атласами, а в них есть все необходимые ответы! Конечно, читать и сопоставлять карты в атласе тоже нужно уметь, но как показывает опыт, за девятый класс вполне можно научиться этому и проработать основные темы экзамена.

Кроме того, ОГЭ по географии по времени короче остальных: длится всего два часа. Для современных подростков это очень важно. Стиль жизни, к которому они привыкли, не располагает их к длительной сосредоточенной и целеустремленной работе.

Химия.

Как показывают опросы, это один из нелюбимых школьниками предметов, однако с точки зрения легкости сдачи экзамена он точно заслуживает внимания. Девятиклассники изучали этот предмет всего два года, так что объем информации, который вошел в экзаменационные задания, не так уж велик. К тому же, неорганическая химия – предмет вполне однозначный и, соответственно, более легкий для подготовки к экзамену. Так что если у вас со школьных лет остались воспоминания о непонятных уроках химии, то это наверняка про «органику», а она в девятом классе только начинается – в ОГЭ по ней всего два вопроса. К слову о вопросах – еще один плюс химии в четкой устоявшейся структуре экзамена. Темы, формулировки заданий и даже алгоритм решения самых сложных задач не меняются из года в год. Так что набить руку будет несложно, главное – понять основы и научиться пользоваться таблицей Менделеева.

Информатика.

С этим экзаменом не должно возникнуть особых трудностей, даже если вы гуманитарий. По отзывам самих выпускников, задания выглядят, как тест по логике для четвертого класса, проходные баллы низкие. Можно получить хорошую оценку даже без выполнения заданий второй части. Тройки и двойки по экзамену очень редки.

А теперь – о предметах, экзамены по которым надо выбирать с осторожностью.

Обществознание.

Этот предмет мы перенесли в список более сложных в последний момент. По традиции он считается сравнительно легким, но в 2020-м году все изменится. Теперь готовиться к обществознанию нужно будет не месяц-два, а минимум год – если не больше.

Новый экзамен больше напоминает ЕГЭ для 11-х классов. Во-первых, сократилось время выполнения заданий: 2,5 часа вместо трех. И хотя заданий тоже стало меньше (всего 22), они теперь сложнее. Среди них стало больше вопросов с несколькими правильными ответами. Даже в прошлом году таких вообще не было в первой части ОГЭ, а найти один ответ, конечно, намного проще. Другое новое задание напоминает начальный этап эссе в ЕГЭ по тому же предмету. Да и сами темы оказались сложнее – прямо как на экзамене в одиннадцатом классе. В числе новых: «Компетенции органов государственной власти» и «Коррупция». Ученику 9-го класса с его жизненным багажом непросто уместить у себя в голове такой объемный и сложный материал.

В процессе подготовки к обществознанию девятиклассник должен не только выучить, но и осмыслить, научиться использовать множество понятий и терминов. Чтобы все прошло гладко, готовиться стоит начинать уже в восьмом классе.

Биология.

Объем информации, который необходимо держать в голове при сдаче ОГЭ по биологии, очень велик. Придется выучить наизусть сложную классификацию растений и животных. А еще много чего о строении и функциях органов и систем растительного, животного и человеческого организма, об экосистемах, взаимодействии разных видов в природе и т. д. И еще одно важное замечание: если вы будете в девятом классе сдавать ОГЭ по этому предмету, это мало поможет вам в подготовке к ЕГЭ. Большинство заданий на двух экзаменах разные.

Литература.

Ученик может искренне интересоваться литературой и неплохо разбираться в ней, но при этом сдать ОГЭ на «тройку». Почему? Да потому что в основном любители литературы – люди творческие, а творческий, нестандартный подход при выполнении экзаменационных заданий не предусмотрен. Ответы оцениваются по жестким, часто формальным критериям, никакого творчества. Добрать баллы правильными ответами в тестовой части не получится: ее в экзаменационных заданиях просто нет.

Физика.

Этот предмет не дается многим школьникам, так что если девятиклассник не собирается поступать в технический колледж, где результаты ОГЭ по физике – обязательное требование, то лучше не выбирать его на экзаменах. Кроме того, формулировка заданий в ОГЭ часто слишком «навороченная» и из-за этого неоднозначная. То есть можно на экзамене не решить простую задачу, потому что непонятно, чего хотят составители.

История.

Экзамен по истории требует отличной памяти на даты и события, а еще – умения анализировать, причем в условиях частой неоднозначности оценок событий и фактов, особенно в современной истории.

Если говорить коротко, нужен большой багаж знаний, причем – структурированных. Немало заданий связано именно с определением хронологической последовательности событий. Для учеников это, как правило, самое сложное – связать конкретное событие с определенной эпохой. Для истории важно хорошо знать даты, факты, имена, ориентироваться по карте, а также устанавливать причинно-следственные связи. А это уже сам по себе немаленький объем информации.

Это сложный экзамен и готовиться к нему стоит начинать за два года. Сдавать историю рекомендуется, только если человек ей действительно увлечен. Но и в этом случае требуется немало усердия, чтобы к нему подготовиться.

Иностранный язык.

Этот экзамен будет сложным практически для всех. Его результат зависит не только от знания языка. Тут нужно тщательно изучать формат экзамена, готовиться правильно и целенаправленно. Очевидно, что при низком начальном уровне владения иностранным языком, экзамен вообще можно завалить, а значит, к нему нужно начинать готовиться за несколько лет. Планируется, что с 2020 года иностранный язык войдет в число дисциплин, обязательных для сдачи ОГЭ. Так что готовиться придется всем!

В заключение отметим: экзамен – это проверка не столько уровня ваших знаний, сколько тщательности подготовки к нему. Даже если вы выберете самые простые предметы, к ним все равно необходимо тщательно готовиться. Как это лучше сделать – читайте статьи на нашем сайте!

Поделиться