Квест с превращениями: сложные задания в ОГЭ по химии
Отредактировано автором: 15 января 2022г
Комментарий автора на 23 августа 2023г:
«На настоящий момент изменений нет , мы следим за актуальностью информации и своевременно обновляем статью»
Предыдущая статья об ОГЭ по химии (Похимичим? Готовимся к ОГЭ по химии.) была посвящена общему обзору экзамена по этому предмету в 9-м классе. В нем мы сделали вот что:
- рассмотрели, из каких вопросов состоит экзамен и какие справочные материалы можно использовать, чтобы на них ответить,
- объяснили, как оценивается экзамен, сколько баллов дают задания первой и второй части экзамена,
- порекомендовали, какой учебник, по нашему мнению, лучше брать для подготовки и какие интернет-ресурсы использовать.
Эксперт проекта «Свободное развитие», кандидат химических наук Оксана Алексеевна Кузнецова продолжает рассуждать об ОГЭ по химии:
Статья Похимичим? Готовимся к ОГЭ по химии предназначена родителям выпускников 9-го класса, которые хотят помочь своим детям пройти через испытание ОГЭ с наименьшими потерями, а также разобраться, почему не стоит бояться сдавать экзамен по такому чудовищному (по мнению многих взрослых) предмету, как химия. Надеюсь, вы поняли, что не так страшен экзамен, как его малюют: задания из первой части ОГЭ по химии вполне адекватны, дети способны в них ориентироваться, имея под рукой справочный материал. Напоминаю, что на экзамене можно пользоваться таблицей Менделеева, таблицей растворимости, рядом активности металлов и рядом электроотрицательности неметаллов.
И все же встречаются задания, где сначала нужно понять, чего от ребенка хотели составители. Если вы уже давно окончили школу и с тех пор не открывали учебник химии, то, возможно, дальнейшая информация в этом посте покажется вам китайской грамотой. Так что продолжаем разговор теперь уже с самими будущими выпускниками.
Разберемся в сложностях
По моему опыту, школьники чаще всего спотыкаются на заданиях, когда надо найти соответствие. Например, в таком задании (номер 10):
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может вступать в реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами А Б В
Тех упорных родителей, которые продолжают читать этот пост, снова успокою: на занятиях по химии дети с самого начала учатся говорить на химическом языке и постепенно его осваивают. Поэтому не надо пугаться, что в приведенном задании встречаются непонятные значки и слова. Это нормально, ребята – в теме! Здесь основная загвоздка – понять, что конкретно требуется.
В приведенном выше задании надо выбрать, под какой цифрой находится пара веществ, которые оба реагируют с одним из веществ, перечисленных под буквами А), Б) и В). Для этого придется вспомнить общие закономерности химических реакций, а также некоторые частные реакции.
Мы начинаем пользоваться этим рядом в восьмом классе, в девятом повторяем снова более подробно. Проблем это никогда не вызывает.
Образование осадка AgCl – это материал 9-го класса, когда подробно рассматриваются свойства галогенов, и хлора в том числе. А можно найти подсказку в таблице растворимости, где видно, что катион серебра при взаимодействии с анионом хлора дает нерастворимый хлорид серебра.
«Страшные» задания, которые дают лишние баллы
Чтобы получить на экзамене хорошую оценку – четверку или пятерку, придется выполнить хотя бы два задания со свободным ответом из второй части. В отличие от заданий первой части, здесь уже не предлагается выбрать правильный ответ из четырех. Найти правильное решение нужно самостоятельно. Но ничего страшного, если целиком оно не получится: выполнение каждой части оценивается отдельно и приносит баллы.
«Ну очень сложная задачка»
Задачи в ОГЭ могут показаться трудными лишь тому, кто совсем не дружит с химией. На самом деле, они не представляют особой сложности, поскольку решаются по единому алгоритму, а самые трудные математические расчеты сводятся к знанию процентов и пропорций.
Решение задачи разделено на три этапа. Первый – составление уравнения реакции, и это действительно очень важный этап, от его правильного выполнения зависит дальнейшее решение. Следующие два этапа – расчетные. Верное выполнение каждого шага оценивается в один балл, значит, за задачу можно получить от 1 до 3 баллов.
Например:
После пропускания через раствор гидроксида натрия 2,24 л сернистого газа (н.у.) получили 252 г раствора сульфита натрия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
Самое главное в задаче – это правильно составить уравнение химической реакции
По этому уравнению рассчитываются неизвестные параметры. Это первый этап, который дает один балл.
Писать уравнения химических реакции мы начинаем через пару месяцев после начала изучения химии и продолжаем этим заниматься до конца 9-го класса.
Латинские буквы, которыми обозначаются расчетные параметры в задаче, известны детям с восьмого класса:
n – количество вещества,
V – объем газа,
Vm = 22,4 л/моль – молярный объем любого газа,
m – масса,
M – молярная масса,
ω – массовая доля вещества.
Собственно, эти обозначения есть не только в химии, но и в физике. А буквы (н.у.) всего лишь указывают на нормальные условия проведения реакции.
Цепочка превращений – почти что квест
Правильное решение цепочки превращений принесет 4 балла. Цепочка состоит из трех уравнений, плюс надо написать сокращенное ионное уравнение одной из реакций. Каждый шаг – один балл. Для решения цепочки требуются знания программы 8-го и частично 9-го классов. Поскольку цепочки типовые, при подготовке нужно просто набить руку, опираясь на знание химических свойств кислот, солей, оснований и оксидов.
Рассмотрим конкретный пример цепочки:
В первой реакции к нитрату железа нужно добавить что-то, что имеет группу OH. Обычно это щелочь. Пусть будет NaOH. Записываем реакцию:
Важно не забывать уравнивать реакции, иначе никаких баллов задание не принесет!
Сокращаем лишнее в обеих сторонах уравнения и получаем искомое сокращенное ионное уравнение:
Если какой-то шаг не удался, то вычитается балл из четырех возможных. Это задание объемное, но хоть что-то в нём да получится, а лишние баллы не помешают.
И, наконец, живой эксперимент!
24 задание — это продолжение 23 задания, в котором надо написать две реакции, характерные для указанного вещества. На столе перед учеником будут стоять пробирка с исходным веществом и склянки с растворами, среди них нужны только два. Например, надо провести реакции с BaCl2. То есть две качественные реакции на присутствие ионов Ва2+ и Cl- в растворе. Такие качественные реакции необходимо просто выучить.
В наборе реактивов обязательно будет раствор, содержащий сульфат-ионы — например, серной кислоты. При сливании исходного раствора с кислотой выпадет белый осадок сульфата бария, который и надо предъявить наблюдателю. Далее проводим качественную реакцию на присутствие ионов хлора — сливаем исходный раствор с чем-нибудь, содержащим ионы серебра. Скорее всего в наборе реактивов это будет нитрат серебра. В этом случае тоже выпадает белый осадок, хлорид серебра.
Поскольку в этом задании работа идет с настоящими реактивами, главное требование к ученику — это техника безопасности, не разбить склянки с веществами и не облить экзаменатора кислотой))).
Успешное выполнение 24 задания принесет 2 балла.
К чему в итоге мы пришли?
«В сухом остатке», как говорят химики, получаем, что сразу отбрасывать задания со свободным ответом не стоит. Их сложность кажущаяся, не надо бояться решать такие задачи. Здесь можно добыть несколько лишних баллов и даже преодолеть рубеж в 30 баллов, отделяющий четверку от пятерки.
Наверное, вам хотелось бы знать, есть ли шанс преодолеть этот барьер лично у вас. Будьте уверены: он есть. Ведь если вы дочитали этот пост до конца, то значит, не потеряли нить рассуждений в разговоре о самых сложных заданиях ОГЭ по химии. Выходит, вы обладаете либо неплохим начальным уровнем знаний, либо отменным упорством. А это – отличная отправная точка для эффективной подготовки и последующей успешной сдачи экзамена!