© 2005-2020 Игорь и Валентина Чапковские
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите
в форму обратной связи
Главная / Практика Семейного Обучения / 10-11 класс + ЕГЭ / ЕГЭ по русскому: подсказки для сочинения

ЕГЭ по русскому: подсказки для сочинения

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

20.06.2021

ЕГЭ по русскому: подсказки для сочинения

26 тестовых вопросов ЕГЭ по русскому языку мы обсудили в статье «ЕГЭ по русскому. Готовимся к тесту и спим спокойно». Но остался последний и самый масштабный «царь-вопрос» – сочинение. В нем проверяется ваше умение сформулировать проблему по прочитанному тексту и порассуждать о ней.

Что же включает в себя это сочинение? В варианте дан текст, описывающий конкретную ситуацию (пример из повседневной жизни, воспоминание автора, рассуждения на злободневную тему и т.д.). Выпускнику предлагают сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста, а затем написать по ней сочинение.

У школьников возникает масса вопросов на каждом этапе работы: как сформулировать проблему? Как правильно развивать мысль? Сколько аргументов приводить в качестве иллюстрации? Особенно много путаницы из-за ОГЭ в 9 классе, где тему дают сразу. На ЕГЭ задача сложнее, и, конечно, страшно написать совсем не то, чего от тебя ждут. Но мы такой ситуации не допустим!

На самом деле, подсказка, как писать сочинение, заложена в самом задании (как это часто бывает в ГИА). Итак, пройдемся по формулировке.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

1. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

«ОДНУ ИЗ». Да, как правило, в тексте их куда больше одной. Допустим, дан текст с эпизодом, рассказывающим о войне. Он включает целый ряд частных проблем (человеческая память о войне, трудное детство во время войны, подвиг на войне, предательство товарища и т.д.) А это значит, что задача школьника несколько упрощается: достаточно попасть в одну из потенциальных тем, и сочинение уже точно будут проверять.

2. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Обычно комментарий – это 2-3 предложения, поясняющие проблему, но еще не касающиеся непосредственно текста. Если продолжать пример о войне, то это могут быть рассуждения общегуманистического характера о том, что война – это абсурд и жестокость, что мы живем в мире и благополучии благодаря подвигу предков, как важно не допустить войну вновь и т.д.

3. Включите в комментарий два примера-иллюстрации

из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Надо понимать, что это самая важная часть сочинения, его идейная и содержательная сердцевина. Количественно это самый большой абзац, поясняющий проблему и иллюстрирующий ее примерами из текста. Так что подходим к нему серьезно. Перечитайте текст и выберите предложения, которые будете использовать. Сгруппируйте их в два аргумента, но (опять же смотрим на задание) «избегайте чрезмерного цитирования»! В сочинении дополняйте выбранные цитаты вашими пояснениями, чтобы мысль выглядела максимально обоснованной.

4. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Здесь оптимально использовать так называемые ментальные и оценочные глаголы: автор полагает, считает, восторгается, осуждает и так далее.

Только – опять же – пояснения! К каждому вашему глаголу об авторе нужен комментарий. Из чего именно следует, что автор восхищается героем? Или какие слова говорят о том, что он презирает своего героя?

5. Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

(согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Раньше эта часть сочинения вызывала максимальные трудности, так как требовалось подкрепить свое отношение примерами из литературы. Но сегодня эта проблема отпала – литературные аргументы не нужны, только ваше мнение в целом.

6. Завершает сочинение короткое заключение.

Для него просто перефразируйте первые предложения с формулировкой проблемы и подведите итоги своему рассуждению.

Как видите, написать достойное сочинение – посильная для каждого мыслящего школьника задача. План работы и все необходимое для его воплощения – у вас перед глазами! Просто помните несколько важных нюансов:

  • Объем сочинения — не менее 150 слов. Если будет меньше, работу не зачтут! Так что пересчитайте слова, прежде чем переписывать сочинения на чистовик.
  • Следите за почерком! Из-за неразборчивого почерка проверяющие могут неправильно понять ваш текст. Но даже если все будет ясно, может испортиться общее впечатление – это нам тоже не нужно.
  • Аргументируйте. В заданиях сказано: «работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается». Но и просто пересказанный или полностью переписанный исходный текст – это не выход. Сочинение подразумевает ваше рассуждение.
Поделиться