© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Практика Семейного Обучения / 10-11 класс + ЕГЭ / ЕГЭ по русскому – готовимся к тесту и спим спокойно

ЕГЭ по русскому – готовимся к тесту и спим спокойно

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

20.06.2021

ЕГЭ по русскому – готовимся к тесту и спим спокойно

Анастасия Бородина
14 декабря 2022

Отредактировано 29 августа 2023 года
Соответствует требованиям 2023-2024 учебного года

Нынешний формат ЕГЭ по русскому языку включает в себя 27 заданий, из них 26 – тестовых плюс одно сочинение. Такой формат охватывает много тем, так что главный вопрос: как получить высокий балл, но не «убить» все время на подготовку к одному предмету и все нервы – на бессонные ночи за справочниками? Очевидный ответ – понять суть каждого задания. А еще – сгруппировать похожие вопросы, чтобы сэкономить силы при подготовке.

Давайте рассмотрим разные типы заданий ЕГЭ по русскому языку и подумаем, как с ними работать. В этой статье поговорим только о тестовой части

1. Задания, связанные с комплексным анализом текста. 

Задания 1-3, а также 22-26 привязаны к анализу исходного текста (небольшой отрывок для первых вопросов, и уже внушительный текст – для последних). Вопросы здесь самые разные. При помощи каких средств связаны между собой предложения? Какое слово должно идти на месте пропуска в предложении? Какие типы речи и виды связи использованы автором? И так далее. Эти задания лучше отрабатывать вместе с педагогом, так как они требуют умения видеть текст целиком, вычленять в нем главную информацию, понимать лексическое значение слова в данном контексте, отличать типы речи, использованные автором.

2. Задания на языковое чутье.

– Не так давно добавленное в КИМ задание 6: отредактировать предложение, исправив лексическую ошибку. При этом предлагается заменить неверное употреблённое слово либо исключить лишнее слово. Здесь невозможно выучить все возможные случаи сочетания слов, скорее пригодится банальное языковое чутье.

Пример: Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мертвого человека.

Носитель языка должен почувствовать, что сочетание слов «совершенно» и «мертвый» недопустимо. Значит, первое слово будет лишним, оно и выписывается в бланк ответов.

– Задание 5 также требует понимания языковой нормы, в частности, нюансов использования паронимов – слов, похожих по звучанию и написанию, но с разным значением.

Пример: «Многие из людей страдают от безответственной любви, не понимая, почему их отвергают». Любовь бывает «безответная», а не «безответственная» – это мы и должны понять.

Подсказка: не учите все похожие слова подряд. На сайте ФИПИ вместе с демоверсией выложен словарь паронимов – по нему и готовимся!

3. Задание на орфоэпию.

Задание 4 проверяет, умеет ли школьник правильно ставить ударения. Поможет в подготовке орфоэпический словарь, который тоже можно найти на сайте ФИПИ.

4. Особняком в КИМах идет задание 8, направленное на проверку знания и понимания грамматических норм.

В нем требуется соотнести тип ошибки и предложение, в котором она была допущена. Правильное выполнение задания 8 оценивается 2 баллами (1 балл за это задание выставляется в том случае, если «на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа», т.е. попросту угадана хотя бы половина задания). Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Так что отнеситесь к нему внимательнее! Тем более, что набить руку для него не так уж трудно. Каждый тип обобщает очень похожие ошибки, которые вы начнете узнавать, прорешав пару-тройку вариантов. Возьмем пример из категории «нарушение связи между подлежащим и сказуемым». Часто ошибки касаются согласования по числу.

Возьмем пример из категории «нарушение связи между подлежащим и сказуемым». Часто ошибки касаются согласования по числу.

Например: «Все, кто видел работу гончара, поражался его удивительному мастерству». Правильно: «Все поражаЛИСЬ», и не дайте придаточному предложению вас запутать!

5. Задания на орфографию (9-13).

Здесь одна языковая интуиция вас точно не спасет – придется повторить правила. Это всем знакомые темы вроде правописания гласных в корнях и суффиксах, правописания окончаний в различных частях речи, НЕ с различными частями речи и др.

Иногда в одном из вариантов задания 11 есть «ловушка». Она рассчитана на невнимательных школьников и тех, кто не слишком уверен в своих знаниях.

Пример. В задании требуется найти и выписать слово, в котором пишется Е:

Наста…вать, соскак…вать, юрод…вый, миндал..вый.

Правильный ответ – «миндалевый», но как раз в этом слове кроется уловка. Школьник может смутно вспомнить правило про суффиксы -лив/-чив, которые пишутся через И, и применить его к слову «миндал..вый» (вставить И на место пропуска). Это будет неправильно, ведь здесь корень «миндал-», то есть, никакого суффикса «-лив» нет. Не заметив этого, школьник пропустит правильный ответ и выберет просто наименее знакомое слово – например, «юрод…вый».

Вывод такой. Работаем по методу исключения, сразу отсекаем неправильные варианты. Если есть сомнения и осталось два похожих ответа, вспоминаем точную формулировку правила. Главное – не забудьте про возможность такой ловушки. Предупрежден – значит, вооружен.

6. Задания на пунктуацию.

Задания 16-21 касаются знаков препинания. Чаще всего это программа 8-9 классов, где изучаются осложненные простые и сложные предложения, и именно эту часть теории стоит повторить. Для наглядности попробуйте составить сводную таблицу и обобщить в ней все правила по теме. Схемы особенно пригодятся в подготовке к заданию 21 – здесь нужно найти в тексте предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

7. Задание на тропы и стилистические фигуры.

Вам нужно определить языковые особенности приведённого текста, использованные автором. Это самое «дорогое» задание тестовой части – за него школьник получает 3 балла, если угадывает все четыре термина, 2 балла, если называет хотя бы три понятия, и 1 балл, если называет хотя бы два термина верно. Тут подготовка очевидная – учите, а главное – понимайте термины. Если вы до сих пор не отличаете метафору от метонимии, путаете парцелляцию и параллелизм, не имеете понятия о том, что такое градация – учебник литературы вам в помощь. Ну, или поисковик. Разберитесь в терминах, проверьте себя на тренировочных заданиях, и во время экзамена найти приемы не составит труда.

Финальные выводы:

УСПЕШНО СПРАВИТЬСЯ С ЕГЭ ПО РУССКОМУ МОЖНО,

Причем – без самоистязания и бессонных ночей за учебниками.

Вот основные секреты подготовки:

1. Делаем таблицы, шпаргалки, схемы. Они помогут запомнить правила не по одному, а целыми блоками.

2. Регулярно набиваем руку на тестах. Идеально использовать ресурс РЕШУ.ЕГЭ. Там можно решать варианты целиком или отрабатывать отдельные задания, вызывающие трудности.

3. Готовимся психологически. ЕГЭ – это не только полная знаний голова, но и готовность без паники, спокойно и концентрированно работать в течение 3,5 часов, не отвлекаясь по пустякам.

Но помните: тест – только половина дела! Последнее задание – это сочинение. О нем расскажем – в следующей статье «ЕГЭ по русскому: подсказки для сочинения».

Отредактировано 29/08/2023

Поделиться