© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Была без радости любовь…

Была без радости любовь…

Архив статей

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

02.12.2022

Была без радости любовь…

Наталья Хмелик

Когда удается чувствовать себя княгиней — это возвышает в собственных глазах. Но почему мне чаще вспоминается другой образ классической русской литературы — Ванька Жуков, «девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику Аляхину»?

Шестиклассник рассказывает в восторге:

— У нас сегодня русский был на первом этаже. И Рома сначала выбросил в окно портфель, а потом себя!

Через несколько дней новая история:

— Рома на математике кидался ластиком и попал Сереже в глаз. Хорошо, что глаз не выбил, правда?

Плачет на родительском собрании Ромина мама:

— Ну что делать, не могу я заставить его учиться!

Я смотрю на эту несчастную женщину и в который раз вспоминаю Ваньку Жукова. Что мешает ей отдать Рому в учение к сапожнику? Статья Конституции несуществующего уже государства. В статье записано, что всеобщее среднее образование является обязательным. Хорошо помню: после принятия этой Конституции обязательность всеобщего среднего образования преподносилась как одно из завоеваний социализма.

Я, однако, полагаю, что вполне осознанной целью нашего самого поголовного в мире весьма среднего образования было совсем не образование. Партия ставила другие задачи, которые, на мой взгляд, успешно решались.

Первой и главной задачей было идеологическое воспитание. Здесь программа-максимум состояла в том, чтобы отравить коммунистической идеологией как можно больше народу.

Второй успешно решенной задачей всеобщего среднего мне представляется надзор. Среди школьников распространялись анкеты о семье. В них включались вопросы об отношениях между родителями и отношениях родителей с детьми. Мог появиться такой, скажем, вопросик: «Что тебе нравится и что не нравится у тебя дома?» Вопрос о том, какие анекдоты рассказывают папа и мама, а также их друзья и знакомые, в анкету не включался, однако в сознании детей укреплялась мысль, что о* своей семье можно и должно рассказывать любому, кто бы ни спросил. Такие анкеты проводятся в школах до сих пор. И будут проводиться, пока мы не объясним детям, что есть вопросы, на которые нормальный человек отвечает: «Не ваше дело». Это не грубость, а чувство собственного достоинства.

Открываю ксерокопию Всеобщей декларации прав человека. Статья 28. «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным».

Я думаю, настало время привести себя в минимальное соответствие с этим документом и отменить обязательное среднее образование. Хватит делать вид, что мы — первые. Образование — дело добровольное и индивидуальное. Пусть каждый сам решит, учиться ему или не учиться, и в каком возрасте. Заставить все равно нельзя. Мы загоняем человека в школу, а он выбрасывает себя из окна. Или кидается ластиком. Мало ли есть интересных занятий? Не буду открывать в газете семинар по обмену опытом. Дети наши очень изобретательны и легко находят, чем занять те часы, которые мы заставляем их проводить в школе.

Диалог в учительской:

— У тебя какой класс сейчас?

— Шестой «Б».

— Кошмар! Срывают урок за уроком!

— Ну у меня-то не срывают! Я их могу посадить.

Лицо учительницы превращается в маску воина. Думаю, не случайно употреблено в этом контексте слово «посадить», оно точно отражает суть взаимоотношений учителя с классом. И мне очень хочется освободить этих несчастных людей — учительницу и шестой «Б» — друг от друга.

Я убеждена, что обязательным должно быть только начальное образование. Всеобщее обязательное среднее необходимо отменять как можно скорее. А теперь попробую сформулировать возражения, которые неминуемо возникнут, и ответить на них.

ВОЗРАЖЕНИЕ ПЕРВОЕ. У нас нет сапожника Аляхина, к которому можно было бы отдать в подмастерье новоиспеченного Ваньку Жукова. Значит, отменив обязательное посещение школы, мы получим армию юных «бичей».

Сапожника нет, но есть мастерские в школах и бывших домах бывших пионеров. Мастерские эти оборудованы какими-никакими станками. Туда, с моей точки зрения, и должны ходить дети, которым не хочется учиться. Три года назад учитель труда одной из московских школ, обзвонив несколько кооперативов, обеспечил работой, за которую платили деньги, мальчишек с пятого по одиннадцатый класс. Из кооперативов привозили в школу детали, а мальчишки обрабатывали их в меру своих сил и умения. И зарабатывали в меру своих способностей. От желающих отбоя не было. Убеждена, что поставить дело таким образом можно в любой имеющейся мастерской, было бы желание.

ВОЗРАЖЕНИЕ ВТОРОЕ, Для многих детей школа — это единственный способ вырваться из того кошмара, в котором они живут.

Я видела таких детей. Многие из них действительно хотят учиться, с ними проблем нет. Но когда не хотят или не могут, пусть мастерская станет для них еще одним способом вырваться. К тому же я ведь не призываю навсегда закрыть двери школы перед теми, кто осмелился однажды ее покинуть. Человек должен твердо знать — дверь открыта не только для выхода, но и для входа.

ВОЗРАЖЕНИЕ ТРЕТЬЕ. Все мы знаем, как терроризирует класс появившийся там второгодник. Не окажутся ли в роли начинающих «дедов» ребята, решившие продолжить образование? Они ведь будут старше остальных.

По-видимому, окажутся. Дедовщина заложена в самой атмосфере нынешней школы, а атмосферу за один день не изменить. Поэтому таких ребят придется, наверное, обучать отдельно, возможно в экстерновых школах. Не исключаю, что и там придется создавать параллельные классы для четырнадцатилетних и тех, кому двенадцать.

ВОЗРАЖЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Если одни дети будут учиться, а другие работать, между ними возникнет социальное неравенство. Неизбежны зависть и ненависть.

Думаю, гораздо опаснее неравенство, которое возникает сегодня в классах между теми, кто учится, и теми, кто учиться не хочет или не может. Мы унижаем ребят, запихивая в одинаковые условия людей с разными устремлениями, не предоставив им никаких иных возможностей. Ведь люди, сознательно выбравшие одну профессию, обычно не завидуют тем, кто предпочел другую.

Мне кажется, что для многих основная трудность нашего времени — не высокие цены и не пустые магазины. Время поставило каждого перед необходимостью делать выбор. Нам, воспитанным в послушании, очень удобно было знать, что все решит кто-то, а нам готовое решение сообщат по телевизору. Что делать теперь? Начинать крутиться и зарабатывать? Идти к Моссовету и колотить до изнеможения в пустые кастрюли? Или сидеть на работе, которая называется этим словом по странному недоразумению, и жаловаться на судьбу и низкую зарплату? Тяжело. Отмена всеобщего обязательного среднего образования поставит перед выбором нас и наших детей. Выбор труден. Давайте позволим детям его сделать и поможем им. Если они начнут раньше нас, у них есть шанс жить не в такое трудное время.

Поделиться