Пять правил подготовки к ОГЭ по обществознанию
Многие думают, что обществознание – «сплошная болтология». Мол, достаточно иметь хорошо подвешенный язык, и можно справиться с любым вопросом по этому предмету. На самом деле, это не так. В тестах ОГЭ по обществознанию множество сложных, далеких от повседневной жизни понятий и терминов из нескольких научных дисциплин: экономики, политики, права, философии и социологии. Первые три из названных разделов, как показывает практика, для школьников самые трудные.
Декабрь 2023. Комментарий автора:
«На настоящий момент изменений нет , мы следим за актуальностью информации и своевременно обновляем статью»
Мы уже публиковали советы консультанта нашего центра поддержки семейного образования «Свободное развитие» Льва Амелина по поводу подготовки к ОГЭ по обществознанию: ОГЭ по обществознанию: секрет успешной подготовки и Еще про подготовку к ОГЭ по обществознанию.
В этой статье Л. Амелин продолжает делиться секретами о том, как систематизировать подготовку, не упустить ничего действительно важного, и не утонуть в море сложной научной терминологии.
Правило первое
Какой-либо термин или научное понятие можно считать усвоенным, если вы:
· нашли для его объяснения простые, удобные вам ассоциации,
· пересказали своими словами и запомнили его определение,
· можете ответить на вопросы о его признаках, функциях, формах и видах.
В каждом разделе есть самые главные, фундаментальные понятия и термины. В первую очередь разбираемся с ними. Для того чтобы их усвоить, рекомендуется составить так называемую интеллект-карту. Это наглядный метод запоминания информации от общего к частному. Если время сильно поджимает, а подготовиться к экзамену нужно очень быстро, то можно воспользоваться готовыми интеллект-картами из интернета. Однако этот метод работает гораздо эффективнее, если карта составлена самостоятельно.
Итак, берем лист бумаги. В центре рисуем прямоугольник, в котором указываем название нашего предмета: «Обществознание». По кругу от него рисуем стрелки и располагаем еще пять прямоугольников – по количеству тематических блоков (научных дисциплин, основы которых изучаются в рамках обществознания): «Экономика», «Политика», «Право», «Социология», «Философия (человек и общество)». В свою очередь, вокруг них также рисуем стрелки и располагаем фундаментальные термины по данному тематическому блоку.
Теперь нам надо наполнить смыслом и содержанием каждый прямоугольник на интеллект-карте. Поскольку мы задействуем, в первую очередь, ассоциативное мышление, то не пишем при заполнении интеллект-карты длинные предложения, стараемся быть краткими: указываем главные ассоциации, ключевые слова, а иногда для наглядности используем простые рисунки-пояснения. Эти короткие фразы, слова-ассоциации и рисунки должны помочь вам вспомнить определение понятия или термина, его признаки, функции, формы и виды.
Такую же интеллект-карту, но уже более подробную, охватывающую не только фундаментальные понятия, но и относящиеся к ним термины, надо составить для каждого тематического блока.
Допустим, в политике одно из главных понятий – форма государства. На интеллект-карте мы нарисуем рядом с ним три прямоугольника: «Форма управления», «Политический режим» и «Территориально-административное устройство».
Помимо форм государства, в интеллект-карте по разделу «Политика» будут размещены такие фундаментальные понятия, как «Власть», «Правовое государство», «Демократия», «Гражданское общество», «Политические партии», «Политическое лидерство», «Избирательные системы».
В экономике одно из фундаментальных понятий – экономические системы. Чтобы разобраться в нем, необходимо понимать, чем отличается рыночная экономика от командно-административной. Вносим эти понятия в интеллект-карту.
На интеллект-карте раздела «Право» в качестве фундаментальных понятий будут перечислены отрасли права – гражданское, уголовное, административное, трудовое, семейное, а в качестве пояснения к ним – какие суды разбирают дела в той или иной отрасли.
Составление интеллект-карты кажется трудоемким занятием, но, если не полениться и сделать это, потом можно значительно облегчить себе подготовку к экзамену и избежать множества проблем.
Правило второе
Используем еще один механизм, который помогает систематизировать материал. Мы уже упоминали о признаках, функциях, формах и видах. Это свойства, которые характеризуют каждое научное понятие. Например, одно из фундаментальных понятий в экономике – налоги. Функции налогов: фискальные (ими обеспечивается финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата), распределительные (обеспечивают распределение доходов между разными социальными слоями населения), стимулирующие (для стимуляции развития чего-либо – скажем, научно-технического прогресса) и социально-воспитательные (установление повышенных налогов на вредные для здоровья продукты или на вредные производства). Признаки налогов – обязательность и всеобщность (то есть, все люди обязательно платят налоги государству). Виды налогов – это уровни налоговой системы: налоги могут быть федеральные, региональные и местные. Форма налогов – денежная. Зачем мы акцентируем внимание на всех этих свойствах? Чтобы выучить слова-маркеры, которые помогут сориентироваться в теме в целом и в конкретных экзаменационных заданиях.
Часто свойства, характерные для общего понятия, присущи и частному понятию. А значит, нам нужно выучить набор главных признаков, функций, форм и видов по каждому тематическому разделу, чтобы затем из них составить представление о свойствах более частных понятий, относящихся к той же общей теме. К примеру, политике присущи функции мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. То есть, политика привлекает людей для общественной деятельности. Такая же функция существует у политической партии. Другая функция политики – управленческая и регулятивная. То есть, с помощью политики можно управлять и регулировать жизнь людей. Аналогичная функция присуща государству. Аналогично можно проработать каждый тематический раздел.
Правило третье
В экзаменационных тестах по обществознанию очень часто встречаются задания с просьбой привести пример чего-либо. Поэтому надо обязательно составить банк примеров разных признаков, функций, форм и видов понятий по обществознанию. Например, когда мы говорим про функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности в политике, то в качестве конкретного примера берем привлечение людей на выборы. Управленческую и регулятивную функции иллюстрируем тем фактом, что государство формирует стратегию экономической политики. При этом стараемся не трогать «горячие» темы: не забываем, что изучение обществознания в школе происходит на теоретическом уровне, который может не соответствовать сиюминутным реалиям. Наша задача – сдать экзамен, а не заявить о своей гражданской и политической позиции.
Все подобранные нами примеры лучше записать. Вообще, главный принцип подготовки к ОГЭ и к ЕГЭ – больше писать. Во-первых, так информация лучше запоминается, во-вторых, это дает возможность набивать руку в выполнении письменных экзаменационных заданий.
Правило четвертое
Внимательно читаем задания и обращаем внимание на формулировки. Это тоже очень важно. Невнимательное прочтение заданий ведет к досаднейшим ошибкам. Например, если в задании есть вопрос, что является, а что не является тем-то и тем-то, школьники часто пропускают частицу «не» и дают неполный ответ. Или, допустим, надо исключить какие-то понятия из ряда других – ученик находит только одно исключение, в то время как на самом деле их несколько (в вопросе – «понятиЯ»). Также распространенная ошибка – когда задание состоит из нескольких частей, а ученик по невнимательности отвечает только на одну часть вопроса.
Если задание сформулировано длинно и сложно, то прежде всего надо постараться упростить для себя эту формулировку, сделать ее понятнее и короче. Этому навыку – переводу сложных формулировок на более простой язык без искажения смысла – тоже нужно поучиться.
Правило пятое
Надо брать тематические задания и отрабатывать их. Это правило применяется при подготовке к экзаменам по любому предмету, и обществознание – не исключение. Чем больше заданий вы прорешаете, тем увереннее будете чувствовать себя на экзамене и даже сможете понять ход мысли, логику составителей экзаменационных материалов, а значит, научитесь разговаривать с ними на одном языке. А это – уже половина успеха!