© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Библиотека / статьи и интервью / Домашнее обучение музыке

Домашнее обучение музыке

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

01.12.2022

Домашнее обучение музыке

Более двадцати лет назад мама отвела меня учиться в музыкальную школу. Первые два класса в одной квартире со мной жили три выпускницы музучилища: моя мама, моя сестра и ее подруга, причем сестра и подруга преподавали фортепиано в той же ДМШ, где училась и я. Следует ли удивляться моим пятеркам? Все домашние задания я делала под плотным тройным контролем минимум по полтора часа ежедневно, произведения разучивались потактово, любая ошибка моментально исправлялась. Я недоумевала, как мои одноклассницы умудряются разучить заданную пьесу с неправильными пальцами, а то и нотами, и вообще не понимала, что в музыке может быть сложного. Естественно, все свои пятерки я ставила в заслугу исключительно своему таланту. Впрочем, к старшим классам я стала оценивать себя более критично, поэтому не пошла в музучилище и поступила на экономический факультет университета.

Первая серия (Надежды)

Прошли годы, у меня родилась дочка Маша. Блестящее лакированное пианино занимало почетное место в тесной однокомнатной квартире. Я часто садилась играть, что-то показывала и трехлетней дочке. И настал день, когда Маша спросила: «Где учат играть на пианино?» — «В музыкальной школе. Ты еще маленькая, тебя не возьмут». — «Нет, возьмут!»

В тот же день я прочитала объявление о наборе детей с трех лет в экспериментальную подготовительную группу фортепианного отделения детской школы искусств. Решила попробовать. Первые два года дочка была в восторге. Она с упоением рисовала руками в воздухе радугу, показывала на закрытой крышке фортепиано, как правильно поставить ручку, чтобы из нее не падало яблочко, хлопала и маршировала, пела песенки, показывала на пальцах руки, где какая нотка… Маша гордо рассказывала всем, что учится в музыкалке и получает одни звездочки-пятерки. Я столь же гордо поддакивала «Наследственность!»

Вторая серия (Проблемы)

Проблемы начались на третьем году обучения, когда педагог решила, что уже пора начинать играть. Совершенно неожиданно обнаружилось, что ручка, так красиво стоявшая на крышке фортепиано, превращается в корявого «крабика» при нажатии любой клавиши. А бойкое называние нот на пальцах руки практически не помогает быстрому считыванию нот с линеек нотного стана. Вдобавок оказалось, что самостоятельно нельзя давать играть даже знакомые вещи — дочка бесконечно путалась, ошибалась, постоянный вопрос «где я сейчас играю?» доводил меня до белого каления. Заниматься ежедневно хотя бы по часу не получалось: моя работа, младший ребенок… А когда получалось — не хватало спокойствия и терпения ни у меня, ни у дочки. Хуже всего было то, что я не понимала, откуда эти проблемы, следовательно, не знала, как их решать… На первый экзамен произведения были просто вызубрены пальцами… Маша отыграла на твердую четверку, и забыла произведение буквально за пару недель.

Начался второй класс, фактически пятый год учебы. Произведения стали длиннее, появились репризы, вольты… и появилась новая проблема — Маша путалась, какая часть за какой идет. Что я только не привлекала в качестве «точки опоры»: и раскрашивала кусочки в разные цвета радуги, и пронумеровывала фразы и натаскивала на игру от конкретной цифры… иногда казалось, что я нашла решение. В один из таких моментов была написана статья http://www….spx?id=2689 … Увы, проблемы нарастали с усложнением произведений, я не могла помочь собственному ребенку. Занятия музыкой из радости превратились в пытку.

Так прошел еще год. В мае 2004 года, сдав экзамен за третий класс, дочка вышла из школы и сказала: «Я сюда больше не пойду». Я, измученная натаскиванием и потактовой зубрежкой, радостно согласилась: «Давай возьмем академ, а потом посмотрим». И тут Маша меня огорошила. «Мама, ты не поняла, я хочу играть на пианино, только ТАК я учиться не хочу».

Третья серия (Поиск)

Наверное, так чувствует себя герой сказки, которого послали «туда, не знаю куда, за тем, не знаю чем». С нулевым результатом были перепробованы занятия с несколькими частными педагогами, пока я не нашла педагога-хоровика, который начал с сольфеджирования всех мелодий, проигрываний их с пропеванием. У ребенка появилась первая точка опоры — речевая память, которая не раз спасала «заблудившиеся» пальцы. Увы, педагог оказался из другого города, вскоре его расписание не позволило выкраивать время на приезды в Краснодар.

Я продолжала поиски через интернет, монотонно вбивая в поисковики слова «лучшая методика обучения игре на фортепиано», «обеспечивает легкое усвоение нотной грамоты» и т.д. Так я наткнулась на журнал Елены Хайнер, в котором нашла ссылку на систему Софт Моцарт. Скачала демо-версию, расклеила на клавиши старого синтезатора обрезки оракала и изоленты… и изумленно наблюдала, как пятилетний сын Ваня за какие-то полчаса полностью разучил двумя руками «Французскую песню». Дети хором сказали «хотим», и началась следующая серия.

Четвертая серия (Битва)

Летом 2005 года Софт Моцарт в Россию не продавался. Совсем. И на все просьбы автор и создатель Софт Моцарта Елена Хайнер упорно отвечала «Не продам. У вас там пираты компьютерные». Так продолжалось почти два месяца. Я строила коварные планы покупки через знакомых и тайной переправки через границу и таможню… Сейчас уже и не вспомню, чем или на чём я в очередной раз поклялась, но Лена согласилась продать мне программу.

Новая компьютерная игрушка захватила детей, всем гостям радостно демонстрировались первые успехи, гордые дети объясняли взрослым тетям и дядям, куда нажимать, чтобы получилась мелодия, учили сверстников. Друзья рассказывали своим друзьям, те приводили своих детей… Буквально через месяц я поняла, что пора открывать студию: семья просто не выдерживала бесконечный поток гостей. Да и меня полностью захватил восторг от простоты и логичности системы. Мой собственный опыт мешал мне понять элементарное — что в музыкальной и общеобразовательной школе учится один и тот же ребенок. Что методические принципы преподавания музыки должны быть те же, что и в преподавании чтения, иностранных языков, математики… Практически ежедневно я получала подтверждения этому. Через месяц занятий сын смог сыграть пьесу, которую дочка играла на экзамене в конце четвертого года обучения! Уговорить Лену выдать мне сертификат педагога Софт Моцарт оказалось на удивление легко. Подозреваю, ей самой было любопытно, что из этого получится.

1 ноября 2005 года открылась студия «Музыкальная грамотность», первая студия обучения игре на фортепиано по системе Софт Моцарт.

Пятая серия. Все гениальное просто

Эти слова как нельзя лучше подходят к этой удивительной системе. Помните, как учили в средневековой России грамотности? Дети должны были запоминать букву за буквой с помощью непонятных слогов «Аз», «Буки», «Веди». Зрительной памятью и природной сообразительностью отличались немногие, и поэтому профессия писаря на безграмотной Руси была в большом почете.

Ситуация кардинально переменилась, когда подход стал другим. Вместо навязывания ученикам чуждых абстрактных символов (букв) и уводящих от понимания чтения слогов кто-то придумал картинки, которые сочетаются с буквами фонетически. Ребенок видит на картинке, к примеру, яблоко или арбуз — и понимает что значок рядом — это буква «Я» или «А». Это было гениальное изобретение! Опираясь на собственную речь (знание слов «яблоко» или «арбуз»), визуальную картинку и образ, ребенок интуитивно «вытягивает» неизвестную информацию — запоминает буквы. Благодаря этому подходу сегодня трудно найти безграмотного человека в России.

Система Софт Моцарт основывается именно на таком подходе! Ноты на нотоносце и клавиши фортепиано для ребенка — такая же «абракадабра» как и буквы. Авторы системы использовали уже усвоенные навыки ребенка для понимания нотного письма в совокупности клавишами фортепиано. Они просто «расшифровали» их с помощью вспомогательной графики.

Линейки и пространства между ними — одинаковые «дорожки» для написания нот? Их сделали одинаковой ширины, чтобы начинающий понял это наглядно. Басовый и Скрипичный нотоносцы — это две разные системы? Они были раскрашены в коричневый и зеленый цвета. Дети часто путают соседние ноты — на линейках и между линейками — авторы ноты на линейках раскрасили в красный цвет, а между линейками — в голубой. Звуков в музыке очень много, а названий всего семь. Эти названия появились прямо в кружочках нот в виде картинок в разрабатываемом русском варианте это До — домик, Ре — репка, Ми — миска и так далее).

Но это еще далеко не все! Поскольку ноты на Нотоносце располагаются выше и ниже, а играть их надо правее и левее, авторы на «Азбучной» презентации… перевернули Нотоносец, чтобы любой человек сразу увидел взаимосвязь между клавишами и нотами. И это действительно работает! С игрой на «азбучной» презентации нотного стана справляется даже двухлетний ребенок.

Чтобы научиться играть на фортепиано, каждый человек должен преодолеть два сложных препятствия — становление координации и способность чтения. С помощью такой «зрительной опоры» оказалось возможным… переживать неприятности по мере их поступления и развиваться естественно и постепенно.

Рис. 1

1. Сначала ноты выглядят так (в иллюстрациях используется алфавитное обозначение нот, но в программе также есть картинки для Сольфеджио).

Рис. 2

2. На клавиатуре расклеены те же самые картинки и полоски коричневого и зеленого цвета, которые помогают ориентироваться.

Рис. 3

3. Потом задача усложняется — исчезают картинки. Ученик вынужден опираться на порядок линеек и цвет ноты

Рис. 4

4. Далее нотный стан разворачивается в традиционный вид. Чтобы смягчить стресс от этого поворота, возвращаются картинки-подсказки

Рис. 5

5. На следующем уровне сложности картинки снова заменяются цветными кружками.

Рис. 6
Рис. 7

6-7. И в завершение ноты принимают традиционный черно-белый вид.

Очень удачно авторами были использованы возможности компьютерной графики. Любое обучение наиболее эффективно, если оно интерактивно. Ребенок понимает, что он делает правильно, а что нет, с помощью анимированных картинок, которые появляются на экране. Но самое важное, пожалуй, это разработка постепенного перехода от игры с подсказками к стандартным нотам, когда «костыльки» постепенно убираются по мере становления навыков и игры, и чтения.

Рис. 8

8-10. Стикерсы на клавишах сменяются закладками, а потом и в этом «костыльке» отпадает необходимость.

Рис. 9
Рис. 10

Я уверена, что этот подход вскоре станет повсеместным. Эта программа должна быть в каждом доме, как телевизор и телефон. Ведь музыка — это тоже язык, и каждый человек на Земле должен уметь читать и записывать его. Хотите узнать больше о программе? Идите на этот сайт.

* * *

Прошло полтора года. Дети играют с удовольствием, в занятия втянулся и совершенно немузыкальный муж. Студии и сертифицированные педагоги Софт Моцарт появились в городах Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Красноярск, Томск, Омск, Кронштадт, Ачинск… Я знаю, очень скоро этот список будет продолжен.

Программа позволяет осваивать базовый уровень музыкальной грамотности самостоятельно. Радует, что несколько музыкальных школ России взяло систему Софт Моцарт на вооружение, дополнив ее своими наработками.

Этим заинтересовались и люди, как я думала, далеки от музыки. Первые слова одобрения от педагогов я услышала от… логопеда детсада, который посещал мой сын. Дословно цитируя «Это же лучший тренажер мелкой моторики! Лучше любой пальчиковой гимнастики!». Как-то в этом аспекте я Софт Моцарт и не рассматривала. Но ведь действительно — те сотни разнообразных движений пальцами, которые совершает пианист, не идут ни в какое сравнение с рекламируемым перебиранием фасоли или шнуровками.

Следующий вариант использования Софт Моцарта я услышала от известной в Краснодаре детского психолога-практика. «Это ж такая терапия! Я всех своих с СДВГ буду отправлять к тебе на корректировку. И Богдан (внук) будет ходить, это очень полезно». Богдан уже год мой ученик.

В школе выяснилось, что моя дочь Маша — дисграфик. 44 (сорок четыре!) ошибки на полстраницы текста — результат, который у меня в голове вообще не укладывался никак. На обследовании прозвучал вердикт — нарушение межполушарной координации. Был расписан список упражнений, восстанавливающих и нормализующих эту связь между полушариями. К таким занятиям относят и игру на фортепиано двумя руками. В последнем диктанте у нее было всего три ошибки.

Неожиданностью стали и результаты моего сына — буквально через три месяца занятий с Софт Моцарт он первый раз в жизни удачно сыграл на шахматном турнире, сразу заработав третий разряд. В шесть лет это вполне впечатляющий результат. Тренер отметил улучшение пространственного мышления: «Он стал видеть всю доску». Сейчас Ване 7 лет, неделю назад он занял третье место на турнире и получил уже второй разряд. Я уверена, что в этом ему помогли занятия с Софт Моцарт.

Еще три года назад я бы посмеялась над тем, кто сказал бы мне, что я брошу экономику и буду преподавать детям игру на фортепиано. Но желание помочь своим детям получать удовольствие от исполнения музыки помогло мне найти действительно свое Дело. Мне кажется, на этих занятиях я нашла себя.

Успехов вам и радости в воспитании и образовании детей!

* * *

Статья с сайта программы «Софт Моцарт» по домашнему обучению музыке. Это доступно всем!
Поделиться