Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 


Реклама


Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Семейное образование хотят "прижать"?

Алина Дьякова

Семейное образование хотят "прижать"?

Так писали мне в личку несколько дней, начиная с 15 января, когда в сеть выложили новый не то "закон", не то "порядок семейного обучения".

Уже не в первый раз по поводу различных изменений в нормативных
актам начинаются разные страхи. Обоснованны они или нет – главное,
что вокруг текста больше шума, чем дела. Любой страх происходит от
незнания. Так и тут – суть изменений не понимается, как не понималось
и то, что было до изменений. Немногие люди стремятся вникать в текст
закона.

Семейному образованию в России официально 28 лет, а практике и того
больше. И только последние несколько лет о нем известно более-менее
широкой публике. Страхи по поводу притеснений СО преследовали часть
родителей и в 90-х, и в 2000-х, похоже, разница только в том, что
сейчас только большее количество людей вовлекаются в волну паники,
которая наступает после каждого нововведения (пусть даже ерундового,
закон стабилен с 1992) или просто слухов о них. И вот снова.

14 января на Федеральном портале проектов нормативных правовых
актов был размещен для общественного обсуждения проект приказа
Министерства просвещения «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Глава четвертая Порядка рассматривает вопросы организации
образовательной деятельности для обучающихся в форме семейного
образования или самообразования.
https://regulation.gov.ru/projects#departments=119,68&npa=98655

1. ЧТО ЭТО ЗА ПРОЕКТ?

Это не закон, и не порядок семейного образования. Проект Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования касается деятельности школ, это подзаконный акт и он не будет действовать в случае несоответствия закону об образовании (принцип высшей силы закона).

Порядок обучения, который предполагается переписать, существовал
и до того, он описывает действия школы и родителей при зачислении,
отчислении, как формируются классы и тп.

Это подзаконный правовой акт, он детализирует закон - для того чтобы
тот работал. Он не может противоречить закону, и не может лишать
прав, данных законом. Расширить права – может, забрать - нет.
Родители никогда им не интересовались до сего дня.

Действующий сейчас Порядок (Приказ N 1015, принятый в 2013 году)
https://base.garant.ru/70466462/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
говорит о семейном обучении совсем немного, и возможно, это вносило
свой вклад в то непонимание и произвол, с которым многие СОшники
сталкиваются в школах.

Вот все пункты про СО, которые после утверждения проекта нового Порядка будут переписаны:

«3. При выборе родителями (законными представителями) детей формы
получения общего образования в форме семейного образования
родители (законные представители) информируют об этом выборе орган
местного самоуправления муниципального района или городского
округа, на территории которых они проживают.
Обучение в форме семейного образования и самообразования
осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

20. Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного
образования или самообразования либо обучавшиеся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе основного
общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном
промежуточную и государственную итоговую аттестацию в
образовательной организации по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам основного общего и
среднего общего образования бесплатно. При прохождении указанной
аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по
соответствующей образовательной программе».

Теперь же семейному обучению и аттестации в качестве экстерна
уделено аж 15 пунктов – 8 страниц.

2. ЗАЧЕМ ЕГО РЕДАКТИРОВАТЬ?


Минобр работает. Редактируется все, время от времени. Например,
сейчас необходимо было исправить Порядок в связи с новыми нормами в
области инклюзии, это заявленная цель новой редакции.

Вообще, регламентация освоения общеобразовательных программ в
форме семейного образования действительно необходима. Нарушений
при прохождении ПА в качестве экстерна, в опросах отчисления и
зачисления для прохождения промежуточной аттестации настолько
много, что это тема отдельной брошюры.
Но вот только ничего полезного новый проект в этом плане не несет.

3. ЧТО ГОВОРИТ ПРОЕКТ ПРО НАС, ПРО СО?

Он перечисляет то, что уже есть, что следует из закона:
• Что мы имеем право на СО
• Что мы вправе пройти экстерном промежуточную и государственную
итоговую
• А органы местного самоуправления муниципальных районов и
городских округов ведут учет

Все интересное начинается с 65 пункта.
То, что теперь Управление образования обязано давать справку о
постановке на учет (о Боже, мне пишут, что родители этому радуются…),
- это еще ничего.
Этот пункт описывает порядок действий, разобравшись в котором, мы
понимаем, что автор - человек, которого к написанию алгоритмов
допускать нельзя.

АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА НА СО:

В течение 5 дней после получения этого сакрального для русского
человека документа – справки о постановке на учет – мы должны
провернуть следующие дела:

 - Сначала мы должны узнать, в какую школу мы пойдем аттестоваться,
каким-то образом (вот ведь сюрприз, порядок этого не описывает)
заставить её метнуться кабанчиком и УТВЕРДИТЬ для нас, учеников
другой школы, СОЗДАННЫЙ ЕЮ график аттестации;

 - С утвержденным графиком мы должны пойти в школу, где числимся,
написать заявление об отчислении в связи с переходом на форму
семейного образования или самообразования (а ничего, что закон об
образовании не предусматривает такой причины отчисления?);
К заявлению нужно приложить УТВЕРЖДЕННЫЙ какой-то другой , не
имеющей к нам никакого отношения, школой наш график аттестации и
копию справки о постановке на учет.

 - Дальше опять идут нормы, которые уже прописаны Приказом 177 о
порядке перевода в другую школу:
В 3х-дневный срок родителю выдается
• личное дело
• распорядительный акт об отчислении обучающегося в инициативном
порядке в связи с переходом на форму семейного образования или
самообразования ;
• документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в
текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими
отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные
печатью исходной образовательной организации и подписью ее
руководителя (уполномоченного им лица).

 - С этими документами мы идем в принимающую школу (ой, а почему
тут сроки не указаны? Только что на такую сверхзадачу, как получение
графика, давали 5 дней, а по дороге от одной школы до другой можно
уже заблудиться, что ли?)
И там по нашему заявлению о зачислении с приложением выданных в
прошлой школе документов и графика в 3-дневный срок издает приказ о
зачислении.

А еще она обязана в этом отчитаться перед УО, тоже немедленно.

 - Ну и потом Проект как припечатал – и если не принесешь мне то, не
знай что, голову с плеч:
«Обучающийся считается перешедшим на форму семейного образования
или самообразования после завершения действий, указанных в пунктах
65-67 настоящего Порядка. ДО ЗАВЕРШЕНИЯ УКАЗАННЫХ ДЕЙСТВИЙ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ПРОДОЛЖАЕТ ОБУЧЕНИЕ В ИСХОДНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

Так вот что ограничивает нас во времени – пока все не утверждено, мы
все еще учимся в старой школе, на очном? Не на СО! То есть ходим в
школу!

4. ЧТО СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЙ, И КАК НА ЭТО
МОЖНО ПОВЛИЯТЬ?

Этот приказ – не закон, а закон пока разрешает нам проходить
аттестацию в качестве экстерна в любой школе. Согласно нормам
российского законодательства нормативные акты низшего уровня не
действуют в тех местах, в которых они противоречат актам высшего
уровня.

Так что те родители, которые интересы ребенка ставят выше интересов
школы, будут опираться на закон, как это и раньше было – палки в
колёса ставят нам с самого начала. А даже больше скажу – этого
противодействия не становится больше со временем – оно снижается.

Часть родителей будут подстраиваться под школы и будет, видимо,
сложно. Выше я описала последовательность, она кажется как раз в духе
школы с ее все более безумным образом жизни.

Часть родителей будут отчисляться по правилам приказа 177,
согласно закону – без упоминания о семейной форме. Уйдут, заберут
личное дело, зачислятся в дистанционку. В заявлении об отчислении
будут писать переезд в другой город.

Количество посредников для прохождения ПА дистанционно будет
расти. Возможно, принимающие школы предпочтут зачислять на
заочное, чтобы не связываться с возможными претензиями начальства,
на самом деле приказ ничего такого сложного для них не предполагает,
просто они так живут – тоже боятся. Как и родители.

5. ЧТО ДЕЛАТЬ СЕЙЧАС?

Перед тем как уйти в отставку, правительство послало нам привет.
Думаю, нужно ответить.

1. перейти по ссылке
https://regulation.gov.ru/projects#departments=119,68&npa=98655

2. Зарегистрироваться, чтобы поставить дизлайк, он в самом верху.

Можно зайти через Госуслуги.

3. отправить свое мнение о проекте на почту

 torchkova-lv@edu.gov.ru
или beltsova-vv@edu.gov.ru

Я дам текст, который мы подготовили для правительства ниже, сначала объясняю, что
не так в этом приказе.

Почему Проект противеречит закону и должен быть переписан?

Мы, родители, выбравшие семейную форму, встречаемся с нарушениями
закона на аттестации постоянно. И мы ожидаем от правительства
наведения порядка.

Наших детей заставляют

- пройти 15 и 20 экзаменов за одну-две недели, нарушая все нормы
СанПиНа и здравый смысл.

- сдавать предметы не федерального минимума, а школьного учебного
плана, в то время как процесс обучения на семейной форме проходит
вне образовательной организации, да и правилами заполнения аттестата
предусмотрены отметки за предметы инварианта.

- школа отказывает в проведении аттестации согласно индивидуальному
учебному плану, лишая права, данного федеральным законом

- школа отказывает в праве на аттестацию в качестве экстерна,
ссылаясь на отсутствие локальных актов

и многое, многое другое.

Вместо того чтобы обратить внимание при создании Порядка на эти
проблемы, авторы текста посчитали нужным заставить родителя
провести этот настолько сложный процесс – создать взаимопонимание с
принимающей школой – за 5 СУТОК без предоставления ему хотя бы
одного инструмента:
 - Кто обяжет принимающую школу разработать график?
 - Где гарантии, что школа разработает такой график с учетом
индивидуального плана обучающегося?

Если авторы проекта не ставили своей задачей препятствовать
законодательтству РФ в праве на семейное обучение, то, возможно, им
будет интересно знать, что все это совершенно непосильные вещи для
школы. Они просто не умеет работать – ни за 5 дней, ни за месяц. На
данный момент по моему опыту (это сотни семей), родители тратят на то,
чтобы заставить школу оформить график без нарушений прав ребенка,
больше, чем месяц. Большинство просто не выдерживают и уходят в
дистанционные школы.

Десятки площадок для дистанционной аттестации зарабатывают на этом,
тысячи родителей аттестуются там из-за бардака, который происходит на
местах по время прохождения промежуточной аттестации:
- не предоставляются консультации,
- не предъявляются требования к экзамену,
- не объясняются критерии оценки,
- экзамены проводятся по 2 и по 3 в день, без перерыва,
- а на экзамене могут оказаться темы за рамками ФГОС.

Мною составлен список нарушений закона из моей практики помощи
родителям при зачислении и отчислении при выборе СО, при
прохождении промежуточной аттестации, он занимает 8 страниц.
Местные органы власти с трудом продвигаются к принятию реальности
семейной формы, не знают законодательство, не интересуются нормами
закона вообще, и не понимают их смысл.

Кажется, что Министерство Просвещения должно дать инструкции там,
где люди понимают только распоряжение начальства и не читают закон.
Однако данный проект практически утверждает сложившееся
беззаконие, когда школы используют свою автономию не в интересах
ребенка, не для улучшения качества проведения аттестации, а для
оправдания произвола, собственной некомпетентности.

5. ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ПОСЫЛАТЬ НА САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА
КОММЕНТАРИИ, ВЗЯТЫЕ ОТСЮДА: https://vk.com/wall634298_18859

Екатерина Беседина дала для всех свой текст для примера, в нем две
просьбы.
1. убрать упоминание о ПМПК из пункта 61 приказа, как
противоречащий закону.

Но 61 пункт не противоречит закону )) Это просто цитата из закона, из
ст. 44, да и не в этом проблема проекта.

Суть нововведений содержится в пункте 67, который ставит сам факт
перехода на СО в зависимость от способности школы оформлять
бумажки – вернее от ее неспособности выполнять свои функции.

А значит, данные формулировки препятствуют получению образования в
выбранной форме. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ НЕВАЖНО.

П. 1 части 3 статьи 44 со словами о ПМПК, который процитирован в
приказе, не мешал нам переходить на СО без ПМПК все эти годы, и от
того, что его еще раз где-то процитировали, это не изменится.

2. Второй пункт в списке Екатерины Бесединой – это предложение
позволить родителям «самостоятельно выбирать частоту, периодичность
и формат прохождения промежуточных аттестаций». Очень печально, в
массе своей закон мы не знаем. Нельзя просить минобр вносить в приказ
нормы, противоречащие закону об образовании. 28 и 58 статьи 273-ФЗ
совершенно ясно говорят о порядке ПА как компетенции школы. Мы
можем просить только уточнить в приказе: «с учетом мнения родителей
и в интересах ребенка».

Такая фраза уже содержится в Письме Министерства образования и
науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об
организации получения образования в семейной форме»:

«Порядок прохождения аттестации образовательной организации
целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных
представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности
изучения учебного материала».

И снова получается, что 69 и 70 пункты Порядка, которые предписывают
родителям и обучающимся выполнять требования школы к формам,
периодичности и порядку проведения промежуточной аттестации
обучающихся, не могут помешать нам влиять на порядок ПА. Потому что
школа не имеет права требовать ничего, что бы нарушало права
ребенка, закон предписывает ей устанавливать такой порядок в рамках
закона и в интересах ребенка, она вообще всегда обязана так
действовать.

Семейное образование нуждается в регулировании. Данная форма
предполагает значительную индивидуализацию обучения и аттестации.
Школы, которые благодаря активным родителям уже согласились на
аттестацию с учетом ИУПа, в частности – блочного изучения предметов с
последовательной сдачей экзаменов, остаются и сами довольны
подобной организацией, которая позволяет значительно упорядочить
прохождение промежуточной аттестации.

На самом деле, неадекватное поведение работников образования,
нарушающих права детей, связано, прежде всего, со страхом перед
непоследовательными указаниями непосредственного начальства. Школе
нужна такая «окончательная бумажка», что уже никто не сможет дать
противоречивых распоряжений, нужны подзаконные правовые акты,
облегчающие процесс принятия решений.

Вот текст, который можно взять за основу возражений на проект:

 Текст возражений для правительства

Мы все (родители, выбирающие СО) ждали подробной регламентации получения образования в семейной форме в надежде на то, что этот акт прекратит многочисленные нарушения прав детей и родителей в процессе перевода на семейную форму образования и сдачи аттестаций.

Однако фактически предлагаемый проект Приказа Минпроса лишь закрепляет все творящееся в этой сфере беззаконие.

ЧТО ЕСТЬ В ПРОЕКТЕ СЕЙЧАС:

  • установлен 5-дневный срок для фактически невыполнимых действий:

для отчисления в связи с переводом на семейную форму (!) родителю каким-то чудом нужно убедить новую школу, к которой ребенок еще никакого отношения не имеет, составить и утвердить график аттестаций;

да, можно игнорировать это требование просто указав в заявлении о том, что отчисление производится в связи с переездом (предчувствую увеличение миграционных настроений части населения);

  • установлено правило, согласно которому перевод на семейную форму считается осуществленным только после совершения всех этих безумных действий;
  • установлено новое основание для отчисления обучающегося из образовательной организации - переход на семейную форму.

ПРОЕКТ ПРИКАЗА НАРУШАЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “ОБ ОБРАЗОВАНИИ”

  • устанавливает новое основание для отчисления обучающегося из образовательной организации - переход на семейную форму (п. 2 ст. 61 ФЗ “Об образовании” не содержит такого основания прекращения образовательных отношений);
  • меняет уведомительный порядок перехода на семейную форму на разрешительный (право обучаться в семейной форме поставлено в зависимость от издания школой распорядительных документов, тогда как ст.44 ФЗ “Об образовании” предоставляет обучающимся (их законным представителям) безусловное право выбора формы получения образования).

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ПОДЗАКОННОМ АКТЕ МИНПРОСА:

  • обязанность школ оформлять переход на семейную форму в точном соответствии с заявлением родителей (содержится просьба об отчислении - отчислить, не содержится - перевести на семейную форму со сдачей аттестаций в качестве экстерна, без незаконных отчислений);
  • обязанность школ обеспечить право каждого ребенка на индивидуальный учебный план (ст. 34. ч. 1. п. 3), составляемый родителем в интересах ребенка, соответственно, обязанность школы утвердить график аттестаций, основанный на ИУПе;
  • обязанность школ принимать аттестации по тем предметам и за те классы, которые указаны в заявлении родителей, а не требовать проходить аттестации по всем предметам учебного плана школы, сверх инвариантной части примерных учебных планов, утвержденных федеральными органами;
  • обязанность школ обеспечить четкие требования к аттестации (с официальным запретом превышать требования ФГОС): предоставить демонстрационные материалы, озвучить критерии оценок, предоставить все консультации перед аттестациями;
  • определение предельного количества и времени аттестаций в день (не более 1 экзамена, длящегося не более 1 урока), перерывов между экзаменами (необходимо запретить школам требовать сдать все 18 предметов за 2-4 недели).

Но, к сожалению, ничего из ожидаемого в проекте приказа нет. Возникают большие вопросы к компетентности и профпригодности специалистов, осуществивших подготовку анализируемого подзаконного акта.

Задача подзаконных актов, издаваемых органами исполнительной власти - обеспечить единообразное правоприменение согласно духу и букве соответствующего закона, помочь сотрудникам подведомственных органов и организаций выработать единые алгоритмы действий в определенных ситуациях. На деле же мы продолжим наше противостояние со школами, местными и региональными органами власти в борьбе за свои законные права.

 ***

Пишите с учетом перечисленных нарушений на почту, указанную на сайте правительства:

 torchkova-lv@edu.gov.ru
или beltsova-vv@edu.gov.ru

Напоминаем, что поставить дислайк проекту все еще можно, но только после регистрации!!!

https://regulation.gov.ru/projects#departments=119,68&npa=98655









 


© 2005-2020 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100