Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Пять условий счастливого взросления

Нина Иванова, наш специальный корреспондент

Диалог о здоровье, нравственном воспитании и образовании детей состоялся между педагогами и родителями 27 апреля 2015 г. в рамках фестиваля «Школа мудрых родителей», который проходил в Москве, в помещении Семейного центра «Ого-город».

Отдельный тематический блок фестиваля был посвящен семейному образованию. Семинары на эту тему провели организатор интернет-проекта «Альтернативное образование в России» Алексей Семенычев и педагог, специалист в области хоумскулинга, Алина Дьякова.

А. Семенычев живет в Москве, и многие столичные сторонники хоумскулинга с ним хорошо знакомы. А вот А. Дьякова приехала из Ижевска, семейным образованием занимается четвертый год. В настоящее время Алина регулярно проводит в разных городах России двухдневные семинары, которые рассчитаны как на родителей (в том числе и будущих), так и на педагогов. На этих семинарах А. Дьякова охватывает все аспекты, которые необходимо знать и учитывать при организации семейного образования: от поэтапных инструкций оформления семейной формы обучения до способов и методов проведения занятий с ребенком.

Конечно, «утрамбовать» весь материал двухдневного семинара в два часа, отведенные Алине на выступление в рамках фестиваля, – задача нерешаемая. Поэтому было любопытно, какими же темами она пожертвует и о чем станет говорить, как о самом важном для данной слушательской аудитории? Отказалась она от освещения юридического сопровождения семейного образования, от некоторых других важных, но всё-таки частных тем. Зато постаралась поднять такие вопросы, которые могли бы серьезно изменить подход к проблеме образования детей, повлиять на мировоззрение родителей, в своем подавляющем большинстве «зашколенных» еще с собственного детства. Что мы имеем на сегодня в традиционной системе образования? Почему это никуда не годится и в каком направлении хотелось бы эволюционировать? Откуда берутся способности, что их формирует? Что на самом деле мотивирует детей к учебе? Где и как происходит получение навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, и что это за навыки? Обо всем этом и шел разговор ижевского специалиста по семейному образованию с участниками фестиваля.

«В общем-то, это не первоочередной важности вопрос – что делают со своими детьми другие родители. Гораздо важнее определиться с тем, что мы сами хотим для собственного ребенка, – говорит Алина, обращая внимание слушателей на важность выбора правильных ценностных ориентиров. – Конечно, нам хочется, чтобы наши дети получали качественное образование. Но что это за качество? В чем оно измеряется? Я слышала самые разные варианты ответа на этот вопрос: кто-то хочет развития свободного мышления, кто-то – возрождения духовных ценностей, кто-то – применения в обучении всех современных гаджетов… Приходилось даже слышать от родителей, что, мол, в школах учителя не дорабатывают, поэтому надо учить детей самим, чтобы стремиться к соблюдению действующих образовательных стандартов… А какие знания хотите дать своему ребенку вы? Те, что ему пригодятся в жизни, или те, которые открывают горизонты новых научных достижений?»

По мнению Дьяковой, первоочередная задача – принять обдуманное решение и договориться между собой, чтобы создать сильное сообщество единомышленников, с мнением которого государство вынуждено будет считаться. «Все, кто идут по соглашательскому пути, остаются в проигрыше», – подчеркивает Алина.

В своем выступлении она подняла и такую важную проблему: многие родители задумываются над тем, что школе нужна замена, но при этом часто «притаскивают» эту самую школу в семейное образование. А причина в том, что конструктивно мыслить мешает ряд противоречий: между школьной программой и индивидуальными особенностями освоения знаний; между тем, в чем нуждается ребенок, и тем, как это представляют себе его родители; между индивидуальным процессом обучения и необходимостью сдавать промежуточную аттестацию.

«Почему у нас такая школа?» – обратилась Дьякова с вопросом к слушателям. И сама же ответила на него: «Классно-урочная система – это еще не то, что является ее основным недостатком. А вот массовость школы – это действительно беда». Чтобы объяснить, как возникло это явление, она вспомнила исторические реалии столетней давности. С приходом индустриализации в аграрное общество человек, живущий на природе, был помещен в условия, когда он должен был работать и жить в замкнутом пространстве, в четырех стенах. Встал вопрос: как воспитать нового человека, который не сопротивлялся бы этим изменениям? Как вырастить нацию послушных, легко управляемых работников? И тогда была создана образовательная система, предназначенная специально для этих целей.

В нынешнем переходном (а в развитых странах – уже постиндустриальном) обществе совсем другие потребности. Больше того: в постиндустриальном обществе меняется правящий класс. Лидирующие позиции занимают классы менеджеров и интеллектуалов, а те, кто не входит в интеллектуальную или управленческую элиту, в подавляющем большинстве представляют сферу услуг. Вместе с этим становятся иными и ценностные ориентиры общества. Это уже не деньги, которые можно относительно легко отобрать у одного человека и передать другому. Нынешние главные ценности нематериальны, это интеллект и творчество. Даже тот, кто этого еще не понял и живет по-старому, потом окажется в проигрыше, потому что и эти люди неизбежно окажутся в такой общественной среде, в которой идеи – дороже всего. Именно в таком духе элита уже сейчас старается воспитывать своих наследников, и образование они получают уж точно не в таких школах, куда вынуждены ходить другие дети. Что же нам делать? Угробиться, вылезти из кожи вон, чтобы наш ребенок стал самым умным?

«Есть сейчас такая тенденция: в погоне за качеством образования родитель пытается и свой лоб расшибить, и самое главное – лоб ребенка, – замечает А. Дьякова. – Среднестатистический родитель пока еще не может сформулировать, чего он хочет от школы. Очень многие хотят… всего и побольше. Мол, пусть педагоги вложат в головы своих учеников самые разнообразные знания, а уж потом каждый из них разберется, что из этого ему нужно и интересно. При таком подходе к образованию страдает здоровье детей, и чем дальше, тем оно хуже. Взрослые не понимают, что можно сделать в этой ситуации, а думать, что ты причиняешь своему ребенку зло, невыносимо. Поэтому проще закрыть глаза и снять с себя ответственность, отправив ребенка в школу – ту самую, которая не нужна ни ему, ни обществу».

Придя к подобным выводам по поводу перспектив школы, мы решаем, что необходимо забрать оттуда ребенка. А куда? В другую школу, которая будет лучше предыдущей. А где она? Сколько стоит? И действительно ли там будет все по-другому? Обдумав все это и не найдя решения, рассматриваем вторую возможность: учить самим. Тут возникают вопросы: как учить, чему, как составить индивидуальную программу? Если ясности в этом нет, то родители пытаются пойти по третьему пути: забрать ребенка на семейное образование, но при этом воспроизвести школу дома. Однако если за образец взять улучшенный вариант массовой школы, в итоге все равно приходится словно бы убегать от идущего поезда, ведь промежуточную аттестацию сдавать все равно придется.

Большинство неравнодушных родителей останавливаются на том, что задаются вопросом, как найти хорошую школу. Но фактически это то же самое, что спросить себя: что я хочу дать своему ребенку? Между тем правильно было бы задуматься о другом: что моему ребенку нужно? «Обычно в этом месте многие взрослые начинают проявлять скептицизм, – говорит Алина. – Видимо, они уже забыли, как в детстве поступали с ними и каково им было, когда их заставляли делать так, как хотелось их родителям!»

Дьякова утверждает: «Нечего удивляться тому, что школа не удовлетворяет вашим потребностям, если вы эти потребности не проанализировали, допустили подмену понятий. Вы говорите ребенку: иди и делай уроки, чтобы получить хорошую оценку, чтобы успешно пройти аттестацию, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, чтобы поступить в хороший институт, чтобы устроиться на такую работу, которая тебя удовлетворяла бы и где тебе платили бы много денег. Вы стараетесь предоставить ему все возможности, чтобы он получил больше знаний и потом сам выбрал из них соответствующие своим интересам. Приходит время, и он не выбирает ничего. И вы удивляетесь: почему, ведь вы же все делали? Кто виноват? Компьютер? Телевизор? Окружение? Влияние массовой культуры? А дело-то в том, что «больше знаний» – это лишь стереотип. Сегодня знания рассматриваются скорее как склад информации. Они устаревают чуть ли не на следующий день, а потому сами по себе уже не могут быть главной ценностью. В настоящее время ценится умение учиться и переучиваться. Вспомним историю про то, что ценнее – рыба или удочка. Есть ведь еще третий уровень: умение делать удочки. Вот этот уровень и должен быть вашей целью, когда вы принимаете решение о семейном образовании ребенка».

В заключение встречи с участниками семинара А. Дьякова напомнила: все-таки самая главная мечта любого родителя – чтобы его дети были счастливы. По ее словам, есть пять необходимых условий, при соблюдении которых можно вырастить счастливого ребенка. Первое – ясность в отношениях внутри семьи. Второе – интерес родителей к ребенку. Третье – есть ли у ребенка в жизни выбор, чувствует ли он, что он может поступать так, как считает нужным, при этом понимая, что свобода возможна только на основе порядка, который обеспечивает почву под ногами. Четвертое условие: чувство взаимного доверия в семье. И, наконец, пятое – способны ли родители обеспечить ребенку достойные занятия, поставить перед ним достойные задачи. «Всё это очень непросто, но мы не можем остановиться на полпути. Ведь нет у нас ничего более ценного, чем наш ребенок», – считает Дьякова.

Недавно на своей страничке в социальной сети Алина процитировала Эстер Селсдон: «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени». Послушав выступление Алины на фестивале «Школа мудрых родителей», понимаешь, что к этой фразе-совету хочется сделать существенное дополнение: «…а начните с самого себя, честно и скрупулезно разобравшись в том, какое будущее вы хотите дать своему ребенку».









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100