Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Весь мир – наша школа

Нина Иванова, наш специальный корреспондент

Поначалу трудно было сделать вывод, почему ряды участников фестиваля заметно поредели: то ли все сторонники хоумскулинга уже получили ответы на свои вопросы, то ли интерес к нему идет на спад. Но очень скоро стало ясно: альтернативные формы образования по-прежнему привлекают внимание родителей детей самых разных возрастов. Среди участников фестиваля было много новых лиц, а значит, те, кто весной приходил познакомиться с означенной темой, сегодня уже сделали свой выбор, а их место заняли другие новички. При этом география фестиваля расширилась: участники собрались не только из Москвы и Подмосковья. Некоторые из них проделали неблизкий путь, например, из Казани, Калининграда и Риги.

Если же сравнивать содержательные особенности первого (весеннего) и второго (осеннего фестивалей «Весь мир – наша школа», то трудно не заметить: декларативных, ознакомительных выступлений стало гораздо меньше. Зато гораздо шире и глубже обсуждались многие конкретные темы, которые представляют интерес для сторонников альтернативного образования. Причем наиболее активно развивается именно семейное образование. Об этом свидетельствует тот факт, что родители все чаще не только берут на себя ответственность за обучение своих детей, но и создают надежную систему взаимопомощи: большие и маленькие родительские объединения по территориальному принципу, семейные школы, подключаются к работе дистанционных образовательных центров.

Для взрослых и детей в рамках фестиваля вновь было организовано множество мероприятий, презентаций и мастер-классов. Очень много внимания было уделено изучению английского языка. Мастер-классы были рассчитаны на людей разного возраста и уровня знаний. Так, мастер-класс по разговорному английскому языку по методике Валерии Мещеряковой предназначался детям 5-8 лет. На другом мастер-классе родителям ребятишек примерно такого же возраста объяснили, для каких обучающих целей можно адаптировать различные игры и как это сделать. А дети в возрасте от 9 до 13 лет могли познакомиться с методикой обучения английскому языку, разработанной Олегом Мурашовым.

Кроме этого, участникам фестиваля были представлены эксклюзивные математические настольные игры, своим мастерством поделились рукодельницы, умеющие шить игрушки, плести мандалы, создавать поделки из сыпучих материалов, плести косички и так далее.

Прошла презентация книги сказок, состоялось знакомство с медитативными практиками для концентрации внимания детей в игровой форме, работали две детско-родительские лаборатории о возникновении жизни на Земле.

Надежда Фельдман, имеющая собственный опыт как мама и как директор частной школы, провела мастер-класс «Адаптация родителей к жизни с детьми-подростками». На нем родители детей 13-17 лет получили ответы на сложные вопросы: как развить осознанность и ответственность ребенка, как способствовать выбору профессии, как семья может помочь и сохранить интерес к учебе.

Центральным событием фестиваля стала конференция «Семейное образование. Организация, методы, цели». Открывая ее, один из организаторов фестиваля, автор проекта «Альтернативное образование в России» Алексей Семенычев сказал: «Сегодня наша цель – освещение конкретных методик, которые могут применяться в семейном образовании».

Руководитель проекта «Свободное развитие» Игорь Чапковский, которому был передан микрофон для вступительного слова, адресовал его прежде всего тем, кто только собирается определить детей на семейное обучение. «Для них хочу сказать: это ваш внутренний выбор, и у вас все получится, если этот выбор вы сделаете решительно, – отметил И.М. Чапковский.

– Это достаточно тяжелый труд, поэтому, если колеблетесь – лучше не беритесь, а если решились – не опускайте руки. Вам понадобятся решимость и настойчивость, потому что впереди ждет много всего неизвестного. все обязательно получится. Прежде всего – решимость, потому что много всего неизвестного, самая трудная часть – отношения с образовательной системой».

Затем И.М. Чапковский немного рассказал о том, что изменилось в ситуации с семейным образованием за последний год. «На мой взгляд, главное в том, что оно вновь стало нарастать после спада, который наблюдался в 2013 году в связи с прекращением выплаты компенсаций родителям. В Москве их по-прежнему не платят, хотя есть регионы, которые интерпретировали новый закон «Об образовании» с точностью до наоборот. За этот год я ясно вижу, во-первых, расширение области дистанционного обучения. Для Москвы это очень важно, поскольку исключает транспортную проблему. Думаю, что благодаря дистанционным образовательным центрам многие родители, у которых нет страха перед обучением своих детей, могут ощутить себя эффективными преподавателями, которые имеют постоянный внешний контроль. Большой новостью, порадовавшей меня в этом году, стало наблюдаемое мною событие: объединение трех семей с целью обучения и воспитания детей. Они активно используют ресурсы столичных музеев, а основную образовательную программу преподают детям совместно. За родительскими объединениями, на мой взгляд, большое будущее. Да и отношения со внешним миром, в первую очередь, с общеобразовательной системой, проще выстраивать вместе. По крайней мере – до тех пор, пока возможность обучения детей в семье не станет элементом общественного сознания. Сейчас она встречает сопротивление со стороны чиновников от образования, школьных администраций».

Отдельно Игорь Моисеевич остановился на проблемах, которые приходится решать в процессе воспитания и обучения детей, и на том, какие из них могут решаться в школе, а какие – только в семье. По его мнению, главная проблема – счастье ребенка. «Новое поколение довольно сложно понять, – сказал И.М. Чапковский. – Современные дети считают, что они вправе быть счастливыми. Я это объясняю тем, что изменились материальные условия их жизни. Они одеты, сыты, у них другие привычки и мечты, а школьная система остается все той же. И нигде, ни в одном школьном документе не написано, что цель школы – чтобы дети были счастливыми».

Вторая важнейшая проблема, по словам И.М. Чапковского, – это здоровье детей. Он подчеркнул: «Сейчас дети болеют существенно чаще, чем раньше. И школа об этом практически не заботится, это все равно забота родителей».

И, наконец, третья важнейшая проблема – собственно, само образование, его качество. «Отдавая в школу, вы идете за образованием, но учтите, что при этом вы можете потерять счастье ребенка и его здоровье, – предупредил Игорь Моисеевич.

Упомянул он и другие проблемы – возможно, не такие глобальные, как первые три, но очень актуальные и серьезные, представляющие собой опасности, которые просто нельзя игнорировать. Первая такая опасность: школа не обращает внимания на проблему распространения наркотиков, делает вид, что ее не существует. На самом же деле, эта проблема есть, она весьма опасна, и это надо ясно осознавать.

И вторая опасность, на которой заострил внимание выступающий – проблема компьютерной зависимости. «Она, помимо прочего, приводит к деградации очень важной способности – способности общаться, – напомнил Игорь Моисеевич. – Сам по себе компьютер не является таким абсолютным злом, как наркотики, но проблема есть, и, кроме родителей, решать ее никто не будет».

Те, кто не в первый раз слушал И.М. Чапковского, знают его любимый аргумент в пользу семейного образования: о том, что никто лучше родителей не может знать, как сделать ребенка счастливым. В этот раз он дополнил мысль о счастье, процитировав слова одной сторонницы хоумскулинга, которые она написала в сообщении на сайте http://www.familyeducation.ru/: «Счастья учить своего ребенка я никому не отдам!»

После вступительного слова И.М. Чапковского начались выступления приглашенных экспертов, осветивших самые разные темы – от собственного опыта обучения детей в семье до знакомства с теми или иными образовательными проектами. В программе конференции было заявлено больше десятка выступлений, и мы обязательно расскажем о наиболее интересных из них.

 

Похожие названия  –  разное содержание

«Семейная школа  –  это вовсе не школа. Это  –  антишкола!» – заявила Светлана Марзеева участникам конференции «Семейное образование. Организация, методы, цели», которая прошла 24 октября в рамках московского фестиваля хоумскулинга. Светлана и еще одна представительница Клуба семейных школ  –  Ксения Фридрих  –  познакомили слушателей с этим вариантом организации обучения детей.

Поскольку на конференции присутствовали в основном те, кто еще только изучает доступные возможности дать своим детям среднее образование и присматривается к хоумскулингу, то начать свое выступление С. Марзеевой (которая, кстати, была одним из главных организаторов фестиваля) пришлось с пояснения терминологии. Дело в том, что многие путают семейную школу с частной, однако у них нет ничего общего. Семейная школа не имеет аккредитации и по закону вообще не является образовательным учреждением. «Название «семейная школа»\ не соответствует действительности, – сказала С.Марзеева. – Но оно почему-то прижилось, хотя на самом-то деле это просто объединение родителей, которые вскладчину оплачивают образование своих детей».

Как сказала Светлана, для себя она поделила всех хоумскулеров на три группы. Одни учат своих детей дома и делают это очень хорошо. Вторые  –  тоже учат, но лучше бы они этого не делали. А третья группа  –  люди, которые понимают, что в массовую школу они своих детей не отдадут, но сами учить их не могут. «Выход есть родительские объединения, которые вскладчину нанимают педагогов для группы детей либо сами занимаются преподаванием отдельных предметов,  – говорит Светлана.  –  По моим наблюдениям, семейные школы начали появляться относительно недавно  –  лет шесть назад. Это не коммерческие проекты. Как правило, они представляют собой закрытые объединения. Их организаторы обычно говорят: поскольку я не нашла подходящей школы для своего ребенка, мне пришлось ее создать. У нас на сайте зарегистрировано около 30 школ, но это далеко не все из тех, кого я знаю».

По словам С. Марзеевой, только в этом году уже появилось шесть новых семейных школ, и каждый месяц открываются еще. «Мы имеем возможность нанять тех педагогов, которые нам нравятся, которые разделяют наши взгляды на образование, и которые действительно сами являются такими увлеченными людьми, мотивированными, устойчивыми, имеющими какую-то внутреннюю опору. Это очень важно – с кем твой ребенок проводит большую часть дня», – объясняет Светлана причину роста популярности таких родительских объединений.

Ксения Фридрих полностью разделяет взгляды С. Марзеевой на образование детей. Ксения живет в Домодедово, где стала организатором семейной школы при образовательном центре «СтРаНа ЧуДес».

Как рассказала Ксения, идея создания семейной школы возникла у нее после того как она на примере собственного сына убедилась в преимуществах семейного образования. В первом классе мальчик учился в обычной школе и ходил туда с удовольствием. Во втором классе возникли проблемы, ребенку стало скучно. Перевод в другую школу, вроде бы, дал положительный результат. Однако когда семье понадобилось уехать на четыре месяца в другую страну и, соответственно, забрать мальчика из школы, родители стали учить его самостоятельно. «Я не узнала сына, – утверждает Ксения. – Хотя в школе ему нравилось, но самостоятельное изучение было гораздо эффективнее, интереснее, лучше во всех отношениях. Когда мы вернулись домой, я с трудом уговорила ребенка доучиться в школе до конца третьего класса. В это время искала единомышленников, заинтересованных в индивидуальном подходе к обучению и воспитанию своих детей, психологическом комфорте, внимательном ответственном отношении педагогов, работающих в согласии с семьей, на высоком уровне образования. Набралась группа родителей, и вместе мы объединились, чтобы открыть семейную начальную школу. Большой трудностью было найти подходящее помещение для занятий. Его аренду мы оплачиваем вскладчину, как и коммунальные расходы. Еду для детей готовим по очереди, либо они могут приносить ее с собой. Какие-то предметы стали преподавать сами, а по некоторым предметам, в частности, по математике нашли педагогов-репетиторов. При этом наши дети официально приписаны либо к частным, либо к обычным государственным общеобразовательным школам Москвы и Подмосковья».

По поводу организации обучения К. Фридрих рассказала, что в семейной школе дети занимаются четыре дня в неделю, а еще один день посвящают выездам в музеи, на выставки, в театры и т.п. Уроки начинаются в 10 часов утра, проходят они всегда творчески, динамично. «Мы не боимся отступать от школьных шаблонов, ориентируемся на тематику и образовательный план общеобразовательной школы, но выбираем лучшие, на наш взгляд, методики», – объясняет Ксения.

Как правило, у детей в день бывает по три урока. Русский язык и математику дети разных возрастов изучают по разным программам, а остальные предметы  –  вместе, подкрепляя теоретические знания огромным количеством наглядных примеров, которые дети получают во время различных познавательных выездов. «Вообще, мое убеждение  –  что теория должна обязательно подкрепляться практикой», – сказала Ксения. Этой цели служат и творческие занятия, которые обычно проходят в семейной школе во второй половине дня, после перерыва на обед.

В семейной школе нет оценок, нет домашних заданий. Вообще, что касается образовательной программы, то тут жестких рамок не ставится. Тем более что в это объединение вошли дети с разным уровнем подготовки и развития, с разными образовательными потребностями. Кто-то из них наверстывает пробелы, кто-то активно нарабатывает базу знаний.

«Особенность нашей школы еще и в том, что у нас нет компьютеров. Только один  –  для педагогов. Я считаю, что компьютер  –  замечательный инструмент, но он должен попадать в руки к зрелому человеку» – объяснила К.Фридрих. Она также рассказала, что в школе есть свои правила, которые придумывались вместе с детьми. Судя по всему, такой способ учиться и общаться устраивает всех участников проекта. По крайней мере, они уже задумываются о том, как будут организовывать в рамках семейной школы обучение в пятом, шестом и последующих классах. Разместили объявления о поиске педагогов, и, по словам Ксении, огромное число специалистов на них откликнулись. А если и педагоги, причем наиболее передовые из них, отдают предпочтение такой форме обучения детей, значит, впереди у нее действительно многообещающие перспективы.

 

Возьмемся за руки, друзья!

Москвичка Елена Липгарт  –  организатор Клуба поддержки семейного образования  – хорошо известна в сообществе хоумскулеров. Она мать четверых детей, двое из которых  – школьники, однако в обычную государственную школу они никогда не ходили. Получают образование в семье, прикреплены к дистанционной школе в Новосибирске, промежуточную аттестацию сдают виртуально, не выходя из дома.

В начале нынешнего года на «Ленте.ру» было опубликовано интервью с Еленой, в котором она рассказала: «Из всех имевшихся вариантов нам показалось, что в этой школе самые приемлемые условия. У каждого ученика есть свой личный кабинет на сайте, там  –  тренировочные материалы. Когда сдаешь экзамен, нажимаешь на специальную кнопочку. Включается веб-камера, которая записывает, как ребенок делает контрольную. Это чтобы исключить моменты подсказок или списывания. Мы в семье сами справляемся со школьной программой и с требованиями аттестации. Репетиторов нет. При этом у детей много занятий вне дома: балет, рисование, лошади, экскурсии, походы, разные интересные мероприятия, встречи с людьми, концерты. Мы не придерживаемся жесткой школьной модели расписания уроков. Мне кажется, в домашних условиях это не вполне комфортно. У нас есть некая структура дня, заданная программой извне. Это не значит, что мы что хотим, то и делаем. Обычно в первой половине дня  –  уроки. Я могу в чем-то помочь детям, активно пользуемся дистанционными интернет-ресурсами: обучающими программами, видеороликами и т.д.».

Елена не только сама учит своих детей, но и с удовольствием общается с другими семьями, практикующими семейное обучение. Это общение постепенно оформилось в целую сеть семейных клубов в Москве и Подмосковье. Есть два уровня: общие большие встречи, которые рассчитаны на участие родителей, и встречи отдельных групп, объединенных по территориальному признаку. Они собираются в основном в библиотеках, туда приходят с детьми. Вместе занимаются разными интересными вещами: ставят опыты, играют в настольные обучающие игры. С одной стороны, это возможность общения, с другой  –  некий образовательный потенциал. К тому же часто среди родителей встречаются интересные люди, которые могут рассказать о своей профессии или организовать какой-нибудь мастер-класс. Взрослым это тоже полезно: они видят, что не одиноки в своих идеях, а значит  –  у них все нормально.

24 октября на конференции, прошедшей в рамках фестиваля «Весь мир  –  наша школа», Е. Липгарт сказала: «О Клубе поддержки семейного образования я не очень люблю говорить как о проекте. Мы просто хотим формировать живое сообщество и образовательную среду на его основе. Мне всегда был близок стиль семейного образования, не было намерения кому-то делегировать свои права обучать моих детей. Но очевидно, что родителям не под силу самостоятельно решать все образовательные задачи. И вот 3,5 года назад мы стали собираться с другими хоумскулерами в семейном формате, и часто возникали вопросы, есть ли практики семейного образования в том или ином районе, как с ними связаться, чтобы общаться с единомышленниками, живущими поблизости».

Казалось бы, раз такой вопрос возникает, то следующий логичный шаг  –  найти ответ на него. Наверняка многие об этом думали, однако именно Елена предприняла конкретные действия: создала в интернете ресурс  –  инструмент для поиска соседей-единомышленников. Ссылка на него содержится в «Фейсбуке» на странице Клуба поддержки семейного образования. Ресурс представляет собой таблицу, в которую пользователи могут вносить свои данные или находить друг друга. Когда ресурс заработал, незамедлительно появились результаты: хоумскулеры начали собираться в малые группы, каждая из которых приобрела со временем свое лицо, свои любимые виды деятельности, которыми они занимаются вместе. «Запросы, с которыми мы сталкиваемся, разные, поэтому и формы организации таких сообществ разные,  –  говорит Е. Липгарт.  –  Нет жесткой структуры, которой придерживаются при создании новых клубов. Мы считаем, что очное общение имеет большую ценность, и его можно организовывать в любом формате, который вам близок. Я же хочу предложить инструмент, который позволяет людям друг о друге узнать. А также создаю поводы, которые позволяют продолжить общение, подружиться».

По словам Елены, момент создания семейного клуба по месту жительства самый сложный, он требует от организаторов настойчивости и мотивации. «Для того чтобы получилась группа, достаточно наличия одного человека, который готов взять на себя организацию первых встреч,  – уверяет Елена.  –  По моему опыту, не надо ставить задачу собрать много народа, а надо начинать с того, что есть».

Сейчас, когда создание семейного клуба  –  уже пройденный этап для Елены Липгарт, она занимается объединением хоумскулеров уже на другом уровне. Она объясняет: «Еще одна моя задача  –  создавать общие встречи, которые позволяли бы находиться всем в едином сообществе, вести свободное общение, делиться информацией и опытом, а детям  –  общаться между собой. Кроме этого, мы организуем тематические встречи, потом по обсуждаемым проблемам можем устроить вебинар. Отдельные встречи  –  для новичков, для начинающих, для которых действительно очень важно услышать разные мнения, чтобы сформировать свой собственный путь. Помимо этого, достаточно много организуем образовательных, познавательных экскурсий. Это и возможность получить знания, и повод встретиться. Летом устраивали выездной семейный лагерь с интересной программой. При этом у нас нет никакой обязаловки. На встречи приходит тот, кто хочет, и свои инициативы выносит тогда, когда они созреют».

Если еще недавно новички спрашивали в Клубе поддержки семейного образования в основном о том, как найти соседей-единомышленников и организовать малую группу, то сейчас на первый план выходит другой вопрос: как создавать подходящую атмосферу, чтобы в малых группах рождались интересные, полезные, доступные для всех участников инициативы? Елена с удовольствием делится с другими своим опытом, уверяя: «Сейчас уже много мероприятий организуется не мной, а другими людьми. И мы не пытаемся заменить собой школу, мы пытаемся создать такую среду, которая мотивировала бы детей на учебу и получение новых знаний, а также обеспечивала общение и для детей, и для взрослых».

 









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100