Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




О возрасте зачисления в 1 класс

Алина Дьякова

 

Ограничения на возраст зачисления в 1 класс

Закон об образовании позволяет начать обучение как раньше принятых сроков, так и позже:

 

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

1. ...Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

 

 В переводе с юридического языка на общепонятный это означает, что в каком бы возрасте вы ни привели ребенка в школу, оформление будет одинаковым – вы пишете заявление о приеме в школу, директор в течение недели обязан издать приказ о зачислении.

Отличие только в том, что если вы приведете ребенка раньше 6,5 лет (или позже 8), в заявлении нужно указать причину, то есть обосновать ваше решение.

Можно даже сказать, что эта статья написана больше для Минфина, который при формировании бюджета должен ориентироваться на какие-то данные, вот и предложено рассчитывать на то, что большинство детей будет начинать обучаться с 7 лет, - но и запрета на другой возраст государство не дает, оставляет на усмотрение родителей.


На практике родителей склоняют к отказу от планов начинать обучение как раньше 7 лет, так и позже. Нужно понимать, почему школа так поступает, и осознавать свои права, спокойно и уверенно их отстаивать. В этом вопросе сделать это довольно легко.

Отвечает за учет детей этого возраста школа, каждая – за детей, проживающих на закрепленной за школой территории. Это не означает, что ребенок должен быть зачислен именно в эту школу, но перед органами управления образованием школа будет отчитываться за сбор сведений о том, куда зачислены дети, проживающие на данной территории. Для этого работники школы даже ходят по домам.

Если школа удостоверится, что ребенок не зачислен никуда, не дано никакого объяснения этому, рано или поздно школа или Управление образования обратится в отдел семьи местной администрации (в опеку) или в КДН с письмом о нарушении права ребенка на образование.

Конечно, можно и КДН объяснить, что вы имеете право начать обучать ребенка и позже 7 лет, но лучше решить этот вопрос со школой или Управлением образования заранее - сразу после обращения к вам школы с вопросом о том, куда вы планируете зачислить ребенка. Для этого можно обратиться в школу по месту проживания или в Управление образования с заявлением: «Довожу до Вашего сведения, что мы не планируем начинать обучать нашего сына ФИО, ___ года рождения, по причине ___. Начать обучение планируется в следующем 2018-2019 учебном году».

Причины должны сводиться к тому, что ребенок в школу идти не готов, что делается такой выбор в интересах ребенка.


Обоснованием может являться справка от врача.

Не обязательно, но желательно, для всеобщего спокойствия, приложить к заявлению справку от любого врача, психолога или педиатра. Это может быть специалист поликлиники по месту проживания или частный врач.

Мы предлагаем образец справки от психолога о готовности ребенка к школе, в том случае, когда родители хотят начать обучение ранее 6,5 лет: см. Справка о готовности ребенка к обучению в школе конце текста.

Низкий уровень развития любого из перечисленных в ней умений может быть указан в справке о неготовности к школе, если Вы планируете начать обучение позже 8 лет. Вполне уместно взять образец с собой и попросить психолога использовать его, и таким образом облегчить его работу по составлению документа.

 

Готовность ребенка к школе

Детей, не готовых к школе в 7 лет, достаточно. Ребенок может быть готов по одной из составляющих, например, познавательно-интеллектуальной: он хорошо читает, знает счет, много разговаривает и рассуждает, зато у него недостаточная эмоционально-волевая зрелость: он не умеет ждать своей очереди, руководствуется только понятием «хочу» и сильно расстраивается при неуспехе и т.д. В 6 лет, по статистике, к школе не готов 51 % детей.

Важной составляющей является и здоровье ребенка: если оно слабое, частые пропуски приведут к еще большим проблемам.


Родители часто совершают ошибку, принимая умение считать и читать за готовность к школе, торопятся отдать незрелого в эмоционально-волевом или физическом плане ребенка в школу с 6 или 7 лет. В то время как всего лишь один год в этом возрасте имеет решающее значение: через год этот же ребенок сможет войти в режим школы без серьезных неблагоприятных последствий. А в этом году нарастающее утомление приведет к повышению заболеваемости, отсутствие необходимых организационных навыков - к падению интереса к получению знаний (и не стоит ждать от школы, что она исправит это в дальнейшем), неумение выстраивать отношения - к появлению комплексов, неуверенности в себе - иногда даже у таких многообещающих детей, что заранее невозможно догадаться, что именно этот ребенок может стать неуспешным в школе, что его могут отвергнуть не только дети, но и взрослый и, кажется, разумный учитель.

Заметнее всего проблемы на так называемых гиперактивных детях. Но ребенок может быть тихим, не доставлять проблем другим; ни родители, ни учителя не склонны бить тревогу, хотя страдает здоровье или успеваемость, или ребенок начинает отдаляться от родителей.


О возрасте зачисления нестандартных детей

Как программа, так как дети в классе должны соответствовать интеллектуальному, эмоционально-волевому, физическому и социальному развитию ребенка.

Большинство школьных психологов не советуют переходить через класс. В этом есть определенная правда. Ребенок при раннем зачислении или переходе через класс попадает в сообщество, которое не будет соответствовать ему психологически.

Булинг родился в школе, его суть в травле чужака.

Когда приходит новичок, и не совпадает по уровню знаний, например это может быть и более сильный ученик, потому его и зачислили в класс не по возрасту – такой ученик неизбежно будет подвергнут давлению в той системе школьного образования, которую мы имеем, и которая не удовлетворяет уже никого. Прискорбно, но дети в нашей культуре потеряли ценность знания, умных детей зовут «ботанами». А если «ботан» отличается еще и по возрасту, у него меньше социальных навыков, ситуация еще ухудшится. Все это необходимо учитывать тем, кто хочет начать обучение талантливых, быстро развивающихся детей раньше срока.

Если такому ребенку не давать развиваться по его силам, не давать забегать вперед «программ», его талант начнет угасать, поэтому и надо начинать рано! Но тогда система сама выталкивает таких детей на семейное образование, так как не приспособлена к их нуждам.


Начинайте рано – и обучайте детей сами!

На практике рано развивающихся детей, успешно осуществивших свое образование, их обучением занимались сами родители, вплоть до создания собственных лабораторий (как отец А. Чижевского).

При более позднем зачислении ребенок, наоборот, имеет и психологическое и физическое преимущество. Но в этом случае большинство родителей и учителей беспокоятся о том, что ребенку такого возраста станет скучно в школе, будет недостаточно нагрузки.

Это шаблонное и неверное рассуждение исходит из предположения, что детям 7 лет в школе интересно и нагрузка дается по развитию. Но это не так, школьный режим в любом случае не соответствует психическому и физическому состоянию 7-летнего ребенка: долговременное пребывание без движения и психические перегрузки сочетаются с недостатком интеллектуальных задач, в результате этого дисбаланса ребенок не просто теряет интерес к процессу, он теряет свое здоровье.

Заметим, что компенсировать недогруз в школе довольно легко, добавляя различные занятия или более углубленный уровень изучения предметов.

 

 

 

 

Что случится, если ребенка вовремя не начали обучать?

Все сказанное выше касается тех, кто решает вопрос о том, в каком возрасте отдать ребенка в школу, прямо сейчас.

А дети, которые уже попали в такую ситуацию - своевременно не начали обучение, по российскому законодательству никак не могут быть ограничены в праве на получение образования. В любом возрасте, как бы не складывались предшествующие обстоятельства жизни, человек имеет право продолжить образование.

Дети, которых не зачислили в школу ни на какую форму, а также своевременно не уведомили УО о выборе семейной формы, дети, которые вообще не получали образование по вине родителя - все они при желании, выраженном в заявлении родителя (законного представителя), должны быть зачислены в школу в любом возрасте беспрепятственно.

Школа вместе с родителями (законными представителями) решает вопрос о том, в какой класс зачислить ребенка и в какой форме, но никакого ограничения на зачисление по возрасту ребенка в таких случаях не существует, а также не требуется никаких справок. Все решения должны приниматься только в интересах ребенка - сядет он в 1 класс с 7-летними детьми, хотя ему 10 лет, или школа вместе с родителями постарается подтянуть ребенка на индивидуальном учебном плане до определенного уровня, прежде чем сажать ребенка за парту, или будет выбрана другая форма обучения - очно-заочная, заочная или семейная.

А если ребенок в 10 лет не готов к первому классу общеобразовательной школы, то, наверное, ему тогда нужна не обычная, а коррекционная программа.

В практике российских школ всегда были и есть случаи, когда в школу приходят «неучтенные» дети, при их приеме на очную форму проблем не возникает, все вопросы решаются в рабочем порядке.

 

Возраст зачисления обучающихся, получающих образование в семейной форме, для прохождения промежуточной аттестации в качестве экстерна.

1.Что такое аттестация в качестве экстерна?

Образование состоит из обучения и аттестации. Обучение на семейной форме организует родитель, и государство никак не вмешивается в этот процесс. Все отношения со школами на семейном образовании связаны исключительно с аттестацией.

Новый Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает обучающемуся в семейной форме право на аттестацию в качестве экстерна (ст. 34 часть 3).

С принятием нового закона об образовании экстернат из формы образования стал формой аттестации. Положение о получении общего образования в форме экстерната (утв. Приказом Минобра РФ от 23.06.2000 N 1884) утратило силу. Власти так и не выпустили другого нормативного акта федерального уровня, регулирующую эту форму аттестации, и, как должна проходить такая аттестация, можно делать выводы только из немногочисленных статей закона об образовании и общего понятия об экстернате:

Экстернат- это форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ с последующей аттестацией.

Как проходит обучение, за какой срок обучающийся освоит данный курс (часть курса), в каком объеме будет сдаваться предмет, и какая образовательная организация будет выбрана для прохождения аттестации, в течение какого времени будет числиться экстерн в школе – все это решает родитель (или обучающийся на самообразовании), никто не может предписать ему, когда зачисляться или отчисляться, и сколько предметов он выберет для аттестации.

Закончив подготовку, экстерн сдаёт экзамены и на основании положительных результатов получает аттестат государственного образца, который никак не отличается от аттестата очника.

На время аттестации экстерн зачисляется в школу и становится обучающимся-экстерном, в отличие от очников, которые относятся к другому виду обучающихся – к учащимся (ст. 33 ч. 1 п. 2).

 

Статья 33. Обучающиеся

1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. … При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

 

Причем длительность прохождения аттестации определяет родитель, например, можно зачислиться в сентябре, получить учебники и консультации о форме экзамена, о рамках материала и т.д., готовиться к аттестации, числясь весь год, и сдать ее в мае (мы советуем другой способ, он описан в статье об ИУПе).

Преимущество экстерната состоит в том, что он

  • ·        даёт возможность реализации индивидуальной образовательной траектории
  • ·        за минимальный период времени обучающийся получает максимальное количество информации
  • ·        дает возможность освоить программу за более короткое время
  • ·        освобождает время для подготовки в вуз
  • ·        позволяет в более свободном режиме посещать учебное заведение
  • ·        совмещать учёбу в школе или университете и работу или обучение в другом учебном заведении и пр.

 

2.Аттестация в качестве экстерна в 1 классе

Статья касается зачисления в 1 класс, поэтому первое, что нужно отметить - это запрет на промежуточную аттестацию в 1 классе.

Во второй класс переводятся все, независимо от их результатов, оставление на 2 год запрещено.

 

Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мнение", "давай послушаем других" и т.д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 - 25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.

В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе...»

 

 

Все школьные локальные акты предусматривают отсутствие ПА в 1 классах. Получается, что очники переводятся во второй класс автоматически, независимо от того, как они пишут свои годовые контрольные.

Если родитель при выборе СО зачисляет ребенка в школу, он может сделать это только вместе с просьбой об аттестации, то есть он добровольно просит аттестовать своего ребенка в 1 классе, в котором это делать запрещено. Обучающиеся на СО "имеют право на прохождение промежуточной аттестации" (ст. 17, ст. 34), поэтому школа аттестует вашего ребенка. Вопрос - нужно ли это вам и вашему ребенку? И каковы будут последствия, если такая аттестация будет неуспешна? Ведь тогда возникнет академическая задолженность?

Поэтому определенно можно утверждать: если выбрана семейная форма для обучения в 1 классе, то подавать заявление на ПА имеет смысл не ранее, чем во втором. Допустим, что родители решили отдать ребенка на очное обучение во 2 класс, обучая его в семье в 1. Тогда достаточно предъявить уведомление о выборе семейного обучения в прошлом году. Этот случай, пожалуй, единственный случай, когда надо заранее по собственной инициативе обратиться в муниципальный орган для уведомления о выбранной форме обучения.


Все эти вопросы школа на сегодняшний день практически неспособна решать в интересах ребенка, подход к детям формализован, желания поддержать ребенка и родителя нет, семейное образование среди учителей и администраций школ авторитета не имеет. К ученикам предъявляются неадекватные требования, например, непонятно откуда взявшиеся нормы чтения  80 слов в минуту и более, в то время как даже раньше, когда оценки и проверка скорости чтения были обязательны, чтобы получить «тройку», нужно было читать со скоростью 20 слов в минуту, а 40 слов в минуту в конце 1 класса - это уже «отлично»! Эти же нормы упоминаются и сейчас в планируемых результатах, а проверка скорости и вовсе отменена.


3.В каком возрасте, и в каком классе мы обязаны зачислиться для аттестации в качестве экстерна?

Зачисление в качестве экстерна может произойти в любом возрасте в любой класс, решающим моментом здесь является только готовность ребенка. Экстерн не обязан предъявлять результаты аттестаций за предыдущие классы. Если у него уже есть личное дело с оценками за какой-то класс - можно и предъявить.

Обучающийся в семейной форме не обязан числиться в школе, а также не обязан аттестоваться до 9 класса: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08

Единственная обязательная аттестация по закону - это ГИА (ОГЭ в 9 и ЕГЭ в 11 классах), и на семейном обучении и самообразовании закон дает право пройти ее экстерном (ст. 34 часть 3 Закона об образовании, п. 10 Приказа Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования")

Даже обязательная ГИА законом об образовании не привязана к конкретному возрасту.

С этой точки зрения положения 67 статьи о возрасте начала обучения будут соблюдаться даже в случае одного только уведомления органов самоуправления о выборе семейной формы, без зачисления в школу для прохождения промежуточной аттестации.

Даже к отсутствию уведомления УО о выборе формы предъявить претензии нет оснований - так как закон не устанавливает сроков такого уведомления, а также санкций за неуведомление. Поэтому, если вы обучаете своего ребенка, начиная с установленного законом возраста на семейной форме, и не уведомили при этом УО (в Москве - Управу) и не зачислены в школу для аттестаций, вы не нарушаете закон. Вы не нарушили право вашего ребенка на получение образования, единственное, что вам нужно исправить - это  уведомить о выборе формы органы местного самоуправления прямо в тот момент, когда это выяснилось.

 

Поэтому видится разумным зачислять своего ребенка на СО в школу для ПА и подвергать его проверкам только с хорошо осознанными целями - и в возрасте, когда ребенок сможет справиться с весьма непростыми задачами, например, понять, что взрослые люди могут себя вести неадекватно, и это лично к нему отношения не имеет.

Какие это могут быть цели? Например, вы решили в качестве образования в более зрелом возрасте познакомить ребенка с системой, или вы хотите вернуться на очное - для этого понадобятся оценки за предыдущий класс, или ребенок готов и желает поступить в институт, и ему нужен аттестат и сертификат ЕГЭ - ему при этом может быть хоть 12 лет, это не имеет значения.

 

«Все аттестуются», «бабушки переживают», «муж не верит в мою способность обучать нашего ребенка, мне нужны доказательства», «я не уверена в своей способности обучать своего ребенка, мне нужна внешняя оценка» - это не цели и не руководство к действию. Эти аргументы нужно учитывать и можно обсуждать, но никогда не следует забывать, что действовать надо исключительно в интересах ребенка.

Опыт показывает, что в раннем возрасте ПА бывает часто вредна для психики ребенка и ничего не дает для его образования и развития. Этот опыт в законе учтен и позволяет прийти на аттестацию по мере готовности ребенка. Право определения готовности к ПА передано родителям, которые сделали осознанный выбор формы обучения, и которые могут достаточно точно установить, насколько усвоена программа и когда наступит благоприятное время для проверки.

 

Сноска:

Справка о готовности ребенка к обучению в школе

 

 

Справка о готовности ребенка к обучению в школе

 

Фамилия Имя Отчество, дата рождения

 

Отношение ребенка к обследованию адекватное. Легко идет на контакт. Умеет соблюдать дистанцию. Инструкции выполняет. Способна удерживать инструкцию на протяжении всего задания.  Самоконтроль развит. Аккуратна. Критична к результатам своей работы. Наблюдательна.

 

Мотивационно-волевой компонент деятельности сформирован.

 

Сформированность социально-бытовых навыков и навыков общения: высокий уровень.

 

Ребенок владеет навыками самообслуживания, сформировано представление об основных явлениях природы, смены времен года, дней недели и т.п. Сформировано общее представление об окружающем мире, о себе, о своей семье.

 

Высокий уровень сформированности программирующих и контрольных функций (произвольная регуляция различных сфер собственной деятельности) - девочка проявляет интерес к заданиям. Понимает устную инструкцию. Внимание устойчивое. Усидчива. Выработан навык планирования, самоконтроля, интерес  к учебной деятельности сформирован. Выполняет задания с интересом.

 

Высокий уровень развития целенаправленной деятельности.

 

Высокий уровень сформированности когнитивных функций. Память, мышление, пространственно-временная и причинно-следственная ориентировка, пространственный анализ и синтез, перенос нового способа деятельности на аналогичный материал в пределах нормы.

 

Способна анализировать воспринимаемые объекты, ситуации. Видит сходное и различное в объектах.

 

Уровень интеллектуального развития соответствует норме.

 

Обучаемость новым видам деятельности – высокая.

 

Особенности динамики психических процессов - все процессы в пределах нормы. Переключаемость внимания высокая. Непроизвольное  и произвольное внимание развито. Работоспособность высокая. Темп деятельности высокий.

 

Сформированность мелкой моторики: в пределах нормы. Речь развита в пределах нормы. Девочка способна дать речевое обобщение. Словарный запас высокий. Выраженная мыслительная активность. Понимает сложные речевые конструкции.

 

Тип латерализации – правосторонняя.

 

Адекватные самооценка и эмоциональная реакция. Девочке доступно понимание и оценка мотивов поступка, она может сделать правильный вывод.

 

Заключение: высокий уровень сформированности психических функций, преобладает учебная деятельность, девочка может обучаться в средней общеобразовательной школе, уровень притязаний высокий, коммуникативные навыки сформированы. Наблюдается соответствие уровня актуального развития возрастным и социально – психологическим нормативам. Личностная, волевая и интеллектуальная готовность высокого уровня.

 

Дата                                                                        Психолог

Источник

 

 

 









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100