Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 



Связаться с авторами

С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи





Вопрос - ответ

-

 

Вопросы, возникавшие при оформлении семейной формы обучения и в течение учёбы  

 

Вопросы по практике семейного обучения

 

О нашем объединении родителей 

 

Психологические вопросы

К началу «Вопросов и ответов»

Вопросы, возникавшие при оформлении семейной формы обучения и в течение учёбы  

  Родители, выбирающие семейное образование, принимают на себя полную ответственность за результаты образования и готовы преодолеть неведомые им пока трудности на протяжении ближайших десяти лет. Если у человека не хватает решимости и терпения, то эти внутренние качества определенным образом можно укрепить.

Законы, положения и т.п. по оформлению на семейную форму обучения могут меняться, дата последней редакции - март 2016 года.

Как оформить ребёнка на семейную форму обучения?

Необходимо написать 3 заявления: о приеме/переводе на СО в школу, заявление-уведомление о выборе формы в УО, заявление о проведении ПА в школу (если Вы решили воспользоваться своим правом на промежуточную аттестацию).

 Более подробно - читайте здесь.

Существует ли узаконенный перечень документов по организации семейного образования или могут быть варианты?

Не существует.

Возможный комплект документов по организации семейного образования

Подчёркиваем, что это лишь возможный комплект, т.к. узаконенного нет.

  1. Заявление родителей о приеме/переводе на обучение в форме семейного образования.
  2. Приказ по ОО о переводе на обучение в форме семейного образования.
  3. Приказ по ОО, регламентирующий аттестацию учащегося.
  4. Протокол заседания педагогического Совета.
  5. Приказ по ОО об итогах аттестации учащегося.
  6. Расписание консультаций и аттестации учащегося.
  7. Протоколы аттестации.
  8. Журнал регистрации заявлений на перевод учащегося на семейную форму получения образования.
  9. Договор об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между ОО и родителями (законными представителями) обучающегося либо Договор об организации промежуточной аттестации между ОО и родителями (законными представителями) обучающегося.

Обязательно ли заводить персональный журнал для учащегося-семейника или можно учитывать его успеваемость в общем классном журнале?

Не обязательно. Ведение классного журнала - это проблема школы. Для родителей и обучащегося-семейника важен перевод в следующий класс, который окончательно фиксируется в протоколе педсовета. Если аттестация будет проходить один раз в год, или блоками, то в отметках в журнале нет необходимости. Вы можете знакомиться с документами школы, в том числе получать решения педсовета.

Как правило, обучащийся-семейник прикреплен к одному из классов соответствующей параллели, куда и проставляются отметки за четверти или сразу за год.

Нужны ли протоколы аттестаций и, если да, то по какой форме их составлять: на каждый предмет? на каждый зачет?

Законодательно установленного порядка нет. В известной нам практике заведен такой порядок: на каждый предмет и на каждый экзамен составляется ведомость. В заголовке пишется предмет и класс, а ниже пишется фамилия и инициалы учащегося и отметка (если аттестуется несколько учеников-семейников сразу, то в одну ведомость вносятся данные на каждого). Еще ниже подпись, фамилия учителя и дата. Это устраивает и школу, и управление образования. Принимает экзамены – учитель, и только в случае неаттестации собирается комиссия (ст 58 часть 6 Закона об образовании РФ)

 

Что прописывать в приказе, регламентирующем аттестацию учащегося, и существует ли утвержденное положение, определяющее, в какой форме и с какой периодичностью должна проводиться аттестация в частности в начальной школе?

Никакого утвержденного положения нет. 

По закону об образовании, порядок аттестации определяет школа:

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

Школа обязана издать локальный акт: Положение школы о промежуточной аттестации (ПА), где она определяет понятие ПА (одна годовая или четыре четвертные аттестации), порядок и формы ПА.

Бывает, что в школьном Положении промежуточная аттестация - это 4 четвертные оценки, но ребенку и родителю это не подходит. И даже тогда есть возможность все же сдавать один раз в год, сославшись на то, что порядок промежуточной аттестации должен учитывать индивидуальный учебний план обучающегося, в котором предметы изучаются блоками, подробнее можно почитать здесь.

Также порядок, формы и сроки аттестаций могут быть закреплены в договоре между родителями и школой. Часто родители устно договариваются с ответственным за семейное образование в школе лицом о сроках сдачи экзаменов. Очень существенно: формы экзамена выбирают родители, т.к. по закону за образование ребенка, обучающегося в семье, отвечают родители, и они же, естественно, определяют наилучшую для него форму экзамена: устный, письменный, тестирование, собеседование, реферат. Для детей начальной школы экзамен незнакомому учителю является стрессом, поэтому было бы лучше для ребенка в аттестовывать по контрольным, которые они пишут дома, а экзамены дети начинают сдавать с пятого класса. В соответствии с 34 ст. Закона об образовании ПА является правом, а не обязанностью, поэтому, когда переговоры со школой об условиях аттестации заходят в тупик, бывает, что родители выбирают совсем не проходить аттестацию до 4 или 9 класса.

И Закон об образовании (ст. 44 ч. 1), и Семейный Кодекс (ст. 64) закрепляют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Как проводится итоговая аттестация детей по таким предметам, как ИЗО, труд, физкультура, музыка?

ИЗО, технология, физкультура, музыка входят в федеральный минимум и обязательны для изучения. Следовательно, при прохождении промежуточной аттестации они сдаются.
Если вам удается договориться со школой о сдаче основных предметов (математика, русский и т.д.), то с аттестацией по не основным предметами трудностей не будет. Например, если ваш ребенок ходит в музыкальную или художественную школу, то по музыке и рисованию ему поставят пятерку, а если нет, то, может быть, четверку.

По ст. 34. Закона об образовании (Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования)

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Это положение действует на практике, многие школы удовлетворяются справкой из музыкальной или художественной школы, спортивной секции.

На основании каких законов в настоящее время я имею право обучать ребенка без обязательного посещения школы, в семье?

январь 2016

Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08  "Об организации получения образования в семейной форме"

 

Когда оформляются все необходимые документы по поступлению в школу на семейную форму образования? Беспокоит то, что прием документов в школы заканчивается в конце мая, а определенности у меня пока нет.
Прием в школу регулируется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 января 2014 г. N 32 Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с этим порядком

14. Прием заявлений в первый класс ОООД для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.

Зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение 7 рабочих дней после приема документов.

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

5. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Если я пишу заявление на семейную форму, то ребенка зачисляют в первый класс и окончить его он сможет не раньше чем через год хотя по результатам тестирования готов начать обучение со 2-го или 3-го класса. Что делать, искать другую школу или писать заявление на экстернат?
На семейной форме 34 статьей Закона об образовании предусмотрена аттестация в качестве экстерна, а также дается право на досрочную, по мере подготовленности учащегося, промежуточную аттестацию, то есть досрочный перевод из класса в класс. Вы учите своего ребенка в соответствии с его развитием. Варианты:

1. Первые два месяца он числится в первом классе, а затем пишет (желательно дома, ведь аттестация в первом классе не проводится в соответсвии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 Об организации обучения в первом классе...) контрольные по русскому языку и математике и, если школа будет настаивать, сдает чтение и окружающий мир. Еще через пару месяцев сдаете за второй класс.
2. Школа аттестует Вашего ребенка за второй класс и принимает сразу в третий класс на семейное образование.
Описанные мной варианты не придуманы, а взяты из практики семейного образования в городе Москве. Выбирайте тот, который Вам больше подходит, и добивайтесь от школы его осуществления. Не забывайте, что законодательством РФ Вам предоставлено преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

В каких школах в Москве семейная форма образования практикуется, а не только задекларирована в Уставе?
Могу посоветовать позвонить на горячую линию в Департамент образования, спросить, кто отвечает за семейное образование. Вам назовут чиновника, у него спросите, в какую школу он Вам рекомендует обратиться. Начните поиск с его рекомендации. А дальше опирайтесь на закон жизни – кто ищет, тот найдет!

Чем принципиально отличается экстернат от семейной формы обучения?
Семейная форма - это форма обучения (ст. 17 Федерального закона от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

Экстернат как форма обучения с 1 сентября 2013 года отменен, теперь он является формой аттестации (ст. 34 ч. 3)

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Можно ли оформить семейное образование или экстернат не там, где прописан ребенок, а в школе другого города?
По действующему законодательству ребенок обучается там, где это удобно, вне связи с регистрацией, правда, при наличии мест в школе. Так что учите, где желаете, но, по-моему, отступать в неблизкие места стоит только в том случае, если действительно невозможно решить проблему на месте.

Дочке идти в школу только через год. Хотелось бы учиться, не испытывая мук с учебной бюрократией и медицинскими справками.

С 17 апреля 2012 года в России изменен порядок приема детей в школы. Теперь для записи и приема ребенка в общеобразовательную школу не нужны медицинские карты и иные заключения о здоровье детей, они предоставляются только по желанию родителей. Новые правила были установлены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 февраля 2012 г. N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения».

Думаю, что вам стоит устроить ребенка на семейное образование. Затем начать девочку учить. Если возникнут трудности, мы вам поможем советом, а если вы зайдете в тупик, или трудности станут неразрешимыми, тогда мы вам поможем практически.
В наше объединение родителей входят те, кто уже имеет какой-то опыт защиты своего ребенка перед учебной бюрократией. Иногда мое предложение сделать что-то самостоятельно люди воспринимают как вежливый отказ в помощи, а это не так, родители должны самостоятельно пытаться открыть дверь в образовательное пространство, называемое обучением в семье.
Первое, что нужно в начале пути, — это знание законов и своих прав. Уточню терминологию: домашнее обучение было всегда, в том числе и в СССР, для больных детей. Здоровых детей можно было учить только в школе. Возможность отдавать ребенка в школу или обучать его в семье, была законодательно разрешена с 1992 года. Право выбора формы предоставлено родителям. Директор должен зафиксировать Ваш выбор и обеспечить обучение. Права отказа в выбранной родителями форме образования у администрации школы нет.

Подскажите нам, группе родителей, которая решила перевести своих детей на семейное обучение, как это оформить юридически и с чего лучше начать. Возможно, ли нам договорится с одной школой? Мы планируем со временем создать свою начальную школу, а затем и среднюю, по системе одного известного педагога…

В 2015 году в Москве и области начали возникать объединения родителей. Что делается в других регионах, мне неизвестно. У нас, как правило, собираются несколько живущих недалеко друг от друга семей вокруг мамы, обучившей одного или более детей до 5 класса или старше. Каждая семья оформляется в школу, к которой прикреплены дети опытной мамы. Необходимость в образовании юридического лица возникает только в связи с арендой помещения. Какую конкретно организационно-правовую форму выбрать, зависит от региона, подсказать лучший вариант могут местные юристы.

 Образовательный процесс в объединении не похож на то, что происходит в маленькой школе. В основном детей учат родители у себя дома, какие-то консультации проводит в группе одна из мам, семьи вместе регулярно посещают музеи по этнографии, истории, географии, зоологии и изобразительному искусству. К аттестациями готовятся специально в конце учебного года, больше беспокоясь о том, чтобы изучаемые предметы были интересны. 

 Есть родители, которые учат детей сами без оформления в школе, предполагая сдавать все аттестации перед ОГЭ. Таких семей пока мало, так как закон, позволяющий такой вариант обучения, вступил в силу только в 2013 году.

 Что касается организации начальной школы и старше - у меня такого опыта нет. На мой взгляд, семейное образование настолько превосходит обучение в любой классно-урочной системе, что для любого родителя, готового обеспечить обучение в семье, я бы советовал попробовать именно СО. Вернуться в систему всегда возможно.

 Все дети разные. Любая методика, примененная к произвольно подобранной группе, обязательно породит насилие в отношении каких-то членов этой группы. Вы думаете, что для каждого ребенка невозможно написать свой учебный план? Есть целые страны, которые право на образование в своем законе записали не в общем виде, как в большинстве стран, а в виде права на индивидуальное образование — это Япония и Финляндия. Педагоги в этих странах выяснили, что есть социально значимое количество детей, не способных «хлебать знания» из общей тарелки. Я считаю, что каждый ребенок достоин того, чтобы знания ему давались в соответствие с его склонностями и темпом его развития. Иначе говоря, я сторонник индивидуального обучения. В наших условиях это можно осуществить, давая образование в семье. Опыт нашей семьи и десятков других доказал, что возможно обучить детей от 1-го до 11-го класса самостоятельно.

Мы помогаем родителям подобрать для каждого ребенка учебники, объясняем, в каком темпе их надо проходить, сколько всего по времени нужно заниматься в течение дня. Дети приходят к нам один раз в неделю. Мы проверяем, что сделано за неделю, и даем рекомендации. Важно то, что большую часть образовательного процесса осуществляют родители, ребенок действительно получает образование в семье.

При какой форме обучения у ребенка больше прав? Можно ли пользоваться литературой и учебниками из школьной библиотеки и получать бесплатные консультации преподавателей на семейной форме обучения?

При зачислении в школу ребенок пользуется всеми правами по 34 статье Федерального закона от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Обучающиеся на семейной форме зачисляются в образовательную организацию в качестве экстерна. Как обучающиеся - экстерны - они, в числе других прав, имеют право на  бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации, обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучениеразвитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятия, и многое другое.

Регулировать отношения со школой может договор. В последнее время бывает трудно заключить договор на семейное обучение, но нужно стремиться заключить хотя бы договор О промежуточной аттестации - и не в той куцой версии, которые частенько предлагает школа. В этот договор можно добавить условия, которые важны для вас,  типового договора нет. Например, в законе отдельно не оговаривается право на консультации перед экзаменом, это можно закрепить договором.

Общее замечание: когда преодолеете сопротивление школы в отношении вас, то надо наладить обучение вашего ребенка (в том числе и аттестацию) как совместное дело со школой. К сожалению, на налаживание этих отношений уходит иногда месяцы, а то и годы.

Мне сообщили ужасную новость! Вышел какой-то приказ, отменяющий семейную форму обучения. Пожалуйста, подскажите, что делать.
Эта новость появляется каждый год, начиная с 1992 г. Сообщаю Вам новость, противоположную ужасной. Семейное образование как было предусмотрено Законом РФ «Об образовании» 1992 года, так и осталось. Новый федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" подтвердил право родителей учить детей в семье. 

В 2005 году сняли федеральное финансирование семейного образования, но осталось местное финансирование. Поясняю. Родители, дающие образование детям в семье, получают финансовую компенсацию. В настоящее время эту компенсацию получают обучающиеся на семейной форме некоторых регионов РФ  по местным законам и подзаконным актам.

В г. Москве тоже имеется такой закон: Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. №25 «О развитии образования в городе Москве» (с изменениями на 25 июня 2014 г.)

В данный момент органы образования города Москвы не исполняют этот закон, несмотря на то, что законодатели посчитали эту норму не противоречащей новому законодательству.

Если я заберу ребенка на семейную форму обучения, как это скажется на школьной учительнице в плане материальном, теряет ли она какие-то деньги за то, что в ее классе сидит на одного ребенка меньше? (Отношения с учительницей хорошие, но уровень образования меня все равно не устраивает, и нагрузка на детей большая.)
Если Ваш ребенок учится в общеобразовательной школе, то изменения в классе на одного человека в середине учебного года ни на что не влияет.

Возможны ли занятия по системе семейного обучения с 12-13-летними, с таким прицелом, чтобы школу закончить, параллельно готовясь в вуз?
Как можно понять из прочтения статей, помещенных на сайте, мы предлагаем не идеи, а опыт. Мы с женой и десятки семей, известных нам, обучили своих детей от 1-го до 11-го класса самостоятельно. Было много таких, кто начинал не с 1-го класса, а с какого-то класса второй ступени, есть даже случаи, когда переходили на семейную форму с 10-го класса. Так что дорожки протоптаны.

Подавляющее большинство известных нам детей, обучавшихся на СО, успешно поступили в вузы или уже закончили их.

Что делать, если школа отказывает в выборе родителями семейного обучения их детей?
Родителям нужно написать заявление уполномоченному по правам ребенка Вашего региона о том, что ущемляется конституционное право Вашего ребенка на образование, а именно: государственная школа не обеспечивает предусмотренную законом форму "семейное образование". Если Ваш уполномоченный не будет помогать, то можно будет написать уполномоченному по правам человека при Президенте РФ.
Прочтите статью 43 Конституции РФ (о праве на образование), там в пункте 5 говорится, что РФ поддерживает различные формы обучения. Если в вашем городе и в области дети лишены этого права (учиться по семейной форме), то такое положение является прямым нарушением и Конституции и Федерального закона от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . Уполномоченный по защите прав детей обязан принять меры для исправления ситуации.
Также можно подать заявление в местную прокуратуру о нарушении Ваших прав или прав Вашего ребенка.

Мы, родители, оформление документов о переводе на СО переложили на школу, хотя школа объясняет нам, что это не их дело и именно мы должны ходить по чиновникам и все узнавать.
Формальная сторона вопроса такая: семья отвечает за воспитание и образование ребенка, а школа обязана правильно оформить результаты обучения и вести делопроизводство. Если же ребенок обучается в школе, то школа ответственна не только за оформление, но и за результаты.

Родители должны только написать заявление о переходе на семейную форму в школу и уведомить органы местного самоуправления о выборе формы.

Какие подзаконные акты местного уровня о семейном образовании родителям из регионов нужно искать?
Если раньше "семейники" получали компенсацию из федерального и местного бюджета, то теперь только из местного. Правовая же сторона осталась той же.

Сейчас Вы решаете правовые вопросы, когда они будут решены, тогда можно будет решать и финансовые. Ваше право обеспечивается Конституцией и Федеральным законом, и очевидно, что местные законы не могут вступать в противоречие с ними.

Чтобы узнать, какие местные законы регулируют выбранную Вами форму образования и прописаны ли в них компенсации, Вы можете включить в Ваше заявление о выборе формы фразу "Прошу ознакомить меня с местным Положением о семейном образовании, и в случае его отсутствия, прошу в месячный срок разработать необходимую правовую базу для сопровождения выбранной мною формы образования."

Необходимо ли согласие второго родителя для перевода на семейную форму обучения?
Вспоминается один старый знакомый, которого мы называли "юридированым". Он получил соответствующее образование и любую ситуацию пытался воспринять в юридических терминах. Отношения в образовательной системе в подавляющем большинстве случаев описываются категорией "де-факто": в частности, из-за того, что слабо разработана законодательная база. Проблемы решаются по смыслу, а не по букве.
Выбрав семейную форму обучения, Вы своими силами и ресурсами обеспечиваете процесс образования ребенка и отвечаете за результаты. Если второй родитель фактически не принимает участия в образовании, то есть выключен из содержания процесса, то тем самым лишает себя права выбора его формы. Если родители вместе участвуют в обучении, то чьих усилий больше, тот и решает. Как в акционерном обществе — у кого контрольный пакет, за тем и последнее слово.

К началу «Вопросов и ответов»

Вопросы по практике семейного обучения

Если мы за полгода осилили годовую программу по русскому языку и математике и др., стоит ли повторять пройденный материал или начать следующий год?
Родителями замечено, что изучение нового материала дается ребенку гораздо легче, чем повторение этого же материала спустя полгода.
Ребенок должен делать все, что он может делать. Тогда он развивается в полную силу. Что касается русского языка, то начиная с пятого класса, все, что было в начальной школе, повторяется. Кроме того, относительно каждого предмета нужно иметь свое суждение о том, как его осваивать. Не следует становиться в положение послушного исполнителя требований министерства образования. Лучше иметь собственное суждение о том, какова общая цель по данному предмету и как процесс обучения развертывается во времени, т.е. как ставятся частные цели, достижение которых приводит к окончательному результату. Поясню на примере. Маленькие дети практически все знают, что «жи-, ши-» надо писать через «и», и тем не менее пишут через «ы». Основная цель изучения русского языка — достижение грамотности. Грамотность — в руке, а не в голове. Поэтому изучение русского языка, а впрочем, и иностранного, это наработка навыков. В родном языке — письменной речи, а в иностранном — еще и устной. Для точности замечу, что в иностранном, конечно, изучение грамматики, облегчает освоение языка, а в русском — только отягощает. Речь идет о бытовом использовании языка, разумеется.

Можно ли перевестись в следующий класс посередине третьей четверти? стоит ли? и если да, то как?
Относительно расположения ребенка в том или ином классе: нужно, чтобы он учился там, где у него на 90% получается, а на 10% — нет. Это касается и нагрузки по отдельным предметам. В нашей практике была девочка 8 лет, которая училась в шестом классе. Мы ее последовательно переводили из класса в класс, пока не нашли правильный вариант. Здесь может быть только проблема административных барьеров, препятствующих поиску правильных вариантов. Конкретно в Вашем случае при таком перемещении из класса в класс могут возникнуть трудности с администрацией школы.
Формально перевод осуществляется через аттестацию за очередной класс. Положение о семейном образовании предусматривает возможность аттестации, когда ребенок к ней готов, без привязки к началу или концу учебного года.

Если вы хотите аттестоваться, пропустив какой-то класс, например, после первого, сразу за третий, то можно воспользоваться правом на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение. Для этого нужно написать заявление, в котором просить аттестовать Вас за 3 класс в качестве экстерна в соответствии со ст. 34 часть 3, ст. 34 часть 1 п. 3.

Как быть, если темп изучения некоторых предметов отстает? Значит ли, что, к примеру, по одним предметам дитё в третьем классе, а по другим — в четвертом? И в классном журнале какого класса тогда мы будем значиться?
Числиться приходится в третьем, т.е. в том, по которому ребенок имеет наименьшую цифру. Эти проблемы обычно заканчиваются при переходе на вторую ступень, в 5-м — 6-м классе.

Могу ли я самостоятельно выбирать программу обучения для ребенка или я должна следовать той программе, которая применяется в школе, к которой мы прикреплены?
Вы можете углублять программу или снижать требования вплоть до так называемых коррекционных, можете ускоренно проходить программу. Есть случаи, когда необходимо замедлять темп учебы. Но вы не можете менять содержание образования. По наследству от СССР нам досталась политехническая школа. Это означает, что по объему часов математика занимает больше времени, чем русский язык. В старших классах предметы естественно-научного цикла занимают примерно 70% учебного времени.

Не знаете ли вы какие-либо очно-заочные центры/школы семейного обучения в Москве? Т.е. чтобы приезжать пару раз в год на аттестацию (или на учебу на все лето очно, а остальное время консультироваться дистанционно.) Мы живём не в России. С местной системой образования по вопросам семейного обучения сталкиваться не хочу по ряду причин:

1) планируем переезд в будущем, поэтому сразу хотелось бы ориентироваться на российскую программу, которая отличается даже в началке; 2) опыта с семейным образованием у местной системы нет никакого, чтобы просто узнать, как это оформить и подъехать с этим к школе, мне пришлось звонить в Министерство наробраза, ниже никто ничего не знает, не ведает.

Учеба летом связана только с поступлением в институт, занимаются с детьми только репетиторы. Если есть большая заинтересованность в дистанционном обучении, то мы можем попробовать его наладить, отвечая на вопросы заинтересованной стороны.

Где можно найти обоснование для отказа от изучения языка той республики, в которой мы живем?
Надо выяснить, является ли этот язык обязательным предметом. Есть перечень обязательных предметов, федеральных и региональных. Я думаю, что от регионального предмета можно отказаться или найти какой-то компромисс со школой так, чтобы не утруждать детей.

Известно, что родители Татарстана, не желающие, чтобы их дети изучали татарский язык,  уже подавали в Конституционный суд, и им было отказано: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. N 16-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан

В Башкирии, напротив, сам Президент республики Рустэм Хамитов высказался, что «Башкирский язык должен изучаться, но не насильно»

Как родители на семейной форме обучения занимаются с детьми по математике, русскому и английскому языкам, по устным предметам? У нас дети читают учебники, выборочно выполняют задания, а по устным предметам просто читают.
Просто чтения в принципе не должно быть. Этого явно недостаточно. Чтение параграфа учебника заканчивается письменными ответами на вопросы либо составлением конспекта по этому параграфу. И ответы на вопрос, и конспект должны быть родителями оценены с точки зрения полноты и правильности.

В чем вообще роль взрослого, а что ребенку надо делать самому?
Взрослый, прежде всего, организатор занятий. Нужно решить, когда детям естественно ложиться и когда вставать, в какой половине дня лучше заниматься. Затем нужно распределить занятия в течение недели: какими-то предметами нужно заниматься каждый день, какими-то два раза в неделю. В зависимости от способностей ребенка и его возраста, а также качества учебника, нужно определять, насколько самостоятельно он будет осваивать предмет. Распределение самостоятельности ребенка и участия взрослого по годам обучения выглядят примерно так: в начальной школе ребенка нужно, образно говоря, вести за руку (то есть присутствовать во время занятий), в пятом-шестом классах нужно учить добывать знания из книжки, объяснять как составлять конспект, давать ребенку, что возможно, осваивать самостоятельно. Как правило, к седьмому классу можно научить детей самостоятельно учиться, а именно, не объяснять им новый материал, а только отвечать на вопросы.

Нужно заметить, что если в нужное время необходимые шаги по воспитанию самостоятельности не были предприняты, то не стоит ожидать от ребенка, что он освоит это автоматически.

Например, у ребенка не выработаны некоторые жизненно важные навыки или он не приучен к определенной работе. Не нужно надеяться, что это пройдет с возрастом.

Родительское воспитание в каких-то вопросах не имеет альтернативы.

Моя дочь перешла в 7-й класс православной гимназии. В конце учебного года я пришла к выводу, что хочу забрать ее из гимназии. Проблема состоит в том, что я не доверяю общеобразовательным школам, а платить за элитное образование нет возможности.
Выбор формы - безусловно, за Вами. Родитель всегда лучше знает, что необходимо его ребенку.

Со своей стороны мы можем сказать о распространенных проблемах.

До 7 класса Ваш ребенок проводил значительную часть жизни в школе. Многолетнее воздействие места формирует привычки, о которых принято говорить, что они вторая натура. Школа, бюджетная организация или, как говорили раньше, "казенный дом", решает лишь информационно-познавательные задачи, а воспитательные цели, в частности, достижение самостоятельности и независимости, прямо не ставятся. Воспитывает само пребывание в организации в образовательном потоке. Посмотрите, например, какие последствия возникают от многолетнего получения оценок. С одной стороны, оценки служат средством передачи родителям и вышестоящим инстанциям мнения учителя, с другой, через оценки формируется зависимость учащегося от системы и одновременно подавляется его самостоятельность. В СМИ много говорят о безоценочной системе образования, но на практике ничего не делается, потому что, если забрать у школы возможность ставить оценки, то процесс обучения распадется.

На семейном образовании все иначе. Если ребенок с начальной школы учился дома, то, как показывает опыт, к 7-8 классу у большинства детей удается сохранить интерес к познанию, их можно научить самостоятельно трудится для достижения результата и, что весьма важно, добившись результата, учащиеся умеют оценивать его сами. Коротко можно сказать так: если взяться за обучение в семье достаточно рано, то к 7-8 классу можно научить ребенка самостоятельно добывать знания. Переход на средней ступени потребует от родителей дополнительных усилий. Иногда приходится потратить год или два, чтобы освободиться от наработанных в школе принципов, мешающих образованию в семье.

Можно ли попробовать начать обучение (именно целенаправленно) уже с 6 лет или нужно ждать еще год?
Да, можно.

Можем ли мы при семейной форме обучения аттестоваться по предметам блоками за несколько классов?
Обычно полностью заканчивают по всем предметам какую-то параллель, а затем приступают к следующей. Через класс или даже через два в течение года переходят, но последовательно, как я сказал выше. Но у вас же может получиться иначе, никаких формальных запретов на то нет. Сегодня такой опыт уже известен, но пока не распространен. Есть даже школы (безотносительно к семейному образованию), где нет промежуточной аттестации вообще, их учащиеся изучают предметы как им (или их учителям) приходится по душе,  существуют эти школы не первый год и успешны.

Можем ли мы заниматься по выбранной нами программе или по своей собственной?
На семейной форме обучения ответственность за результаты образования несут родители. Школа вас только аттестует. Поэтому в рамках утвержденных Минобразом учебников вы можете выбирать тот, который, по-вашему, более подходит для ребенка. Здесь могут возникнуть трудности, например, учитель привык преподавать математику во втором классе по Моро, а вы хотите аттестоваться по Петерсон. Настаивайте на своем — это ваше право.

Когда вы заранее ведете переговоры со школой о программе обучения, сформулируйте Ваши требования и знайте, что все обучающиеся имеют право на ИУП. Что это и как этим пользоваться, рассмотрено в статье Индивидуальный учебный план (ИУП).

Где взять стандарт обучения, и одинаков ли он для всех школ?
Требования, которые Вам предъявят (должны предъявить) на аттестациях, прописаны во ФГОСе, и только по ступеням: для начальной школы, средней и третьей ступени. Они достаточно расплывчаты, и на них не стоит ориентироваться. Требования по конкретному классу прописаны в программах по каждому предмету, которые Вы выберете для обучения.

Выбирайте для себя учебники, утвержденные или рекомендованные Минобразом — этим будет обеспечен достаточно широкий выбор, а школа не будет спорить с учебниками, рекомендованными Министерством образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
Программу к выбранному Вами учебнику Вы найдете в Интернете. Обычно они состоят из перечисления результатов освоения курса, содержания материалов, перечня умений и навыков, критериев и норм оценки знаний обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) поэтапно вводятся с 2010/2011 учебного года.
С 1 сентября 2015 г. по ФГОС будут обучаться учащиеся 1-5 классов. В 6-11 классах действуют государственные образовательные стандарты, принятые в 2004 году: Базисный учебный план 2004 года

На уровне среднего общего образования в 10 классах переход на ФГОС намечен на 2020/2021 учебный год. По мере готовности образовательных организаций переход на ФГОС может осуществляться в пилотном режиме.

На Вашем сайте в разделе «Практика обучения» есть рубрики «5-6 класс», «Алгебра»,  "Физика", «География», "История"... Хотелось бы почитать Ваши наработки и все, что можно, по 5-му классу и выше.
Сайт мы сделали как площадку для обсуждения подходов к теме «Образование своих детей дома» и убеждения родителей в том, что практически возможно. Поэтому мы обозначили рубрики, открыли форум для родителей-практиков семейного образования, на примере разработок по истории показали, как можно работать, а остальные предметы рубрики «Практика обучения» будем продвигать по конкретным запросам родителей. Скажем, Вас интересует что-то по 5-му классу, напишите, что именно, и мы дадим ответ. Еще мы надеемся, что свои разработки в рубрику «Практика обучения» пришлют родители-практики семейного образования.

Как при семейном обучении сдают экзамены по рисованию, физкультуре, труду, где мальчики проходят военные сборы?
Школа выдает аттестаты всем, в том числе и двоечникам, потому что она в этом заинтересована. Отсюда вывод: найдите школу, которая будет заинтересована обучать Вашего ребенка на семейной форме. Школьная администрация сама Вам подскажет, как сдавать вышеперечисленные предметы или примет Ваше предложение.

Школа требует писать календарно-тематические планы для контроля процесса обучения, вести журналы, т.к. перевод в другой класс осуществляется педсоветом на основе оценок в журнале и экзаменов в конце года. Какие мотивации, чтобы этого избежать?
Главными ответственными людьми за все аспекты жизни ребенка являются его родители. Это положение отражено точными юридическими терминами в Семейном кодексе.

Перевод в следующий класс осуществляется при семейном образовании по результатам положительных оценок на промежуточной аттестации, контролировать сам процесс обучения и осуществлять текущую аттестацию школа не имеет права. Наш совет: когда пишете заявление на проведение промежуточной аттестации, обязательно пишите: "прошу провести промежуточную аттестацию в качестве экстерна".

Мои дети (2-й и 4-й классы) хотели бы четвертные контрольные писать дома и приносить их в школу для аттестации, но школа требует все контрольные писать у них, чтобы контролировать наших детей. Что делать?
Когда Вы приходите в школу, то надо твердо держаться того, что Вы пришли в образовательное учреждение, где проблемы Вашего ребенка должны решаться с педагогических позиций, а ни с каких-то иных, например, бюрократических.

Есть ли у Вас какая-то литература или что-нибудь в помощь родителям, которые решили обучать своих детей дома?
Наш сайт и создан в помощь родителям, которые обучают своих детей дома. Почитайте раздел Практика обучения.
Задайте конкретный вопрос на Форуме сайта. Для того, чтобы задать свой вопрос, зарегистрируйтесь на Форуме. Когда у Вас самих накопится опыт обучения, поделитесь им, открыв свою тему в Форуме и став ее ведущим.

Считается ли непосещение школы прогулом?
По закону, родители обязаны давать образование своему ребенку. Выбрав семейное обучение, вы можете не посещать школу с момента уведомления о Вашем выборе директора школы.
Понятие "прогул" используется в трудовом законодательстве, а в образовательном процессе есть термин "посещение". В любом случае, если Вы напишете заявление и возьмете на себя ответственность за своего ребенка в пропущенные дни, школа снимет все вопросы.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу освободить от занятий в школе моего ребенка, ученика (-цу) 7 А класса (ФИО ребенка, дата пропуска) в связи с _______ (указать причину пропуска)
Я, _________________ , несу личную ответственность за качество образования , жизнь и здоровье (ФИО) в указанные дни.

Ребенок во время отсутствия в школе находится под моим контролем.

ИЛИ:

ЗАЯВЛЕНИЕ

   Мой ребенок, ученик (-ца) 7А класса ________пропустил занятия в школе ________(ФИО ребенка) ___ (дата пропуска) в связи с _____(указать причину пропуска)
 Я, _______________, несу личную ответственность за качество образования, жизнь и здоровье (ФИО ребенка) в указанные дни. Ребенок во время отсутствия в школе находился под моим контролем.

Как можно составить программу, по которой можно обучать детей дома?
В учебном году 34 недели. Весь объем конкретного учебника по конкретному предмету должен быть пройден за 28-30 недель, чтобы осталось время на подготовку к аттестации. Далее делим количество параграфов на 28-30 частей и вперед. Необходимо также учесть, что ребенок может и болеть какое-то время, т. е этот фактор тоже надо учитывать.

Также можно изучать предметы блочно: Подробнее
Для текущего контроля усвоения материала таких предметов, как география и биология, достаточно, чтобы учащийся письменно давал краткие ответы на вопросы в конце очередного параграфа.
Чтобы подробнее узнать о том, как заниматься по разным предметам, почитайте раздел Практика обучения.

В какой форме сдавать экзамены (кроме выпускных)?
Родители выбирают форму экзамена (форм экзамена установлено пять: письменный, устный, реферат, тестирование, собеседование). Родители же готовят экзаменационный материал. Это с очевидностью следует из того, что родители учили ребенка и лучше знают, какая форма экзамена ему подходит и на каком материале его проводить. Родители имеют право присутствовать на экзамене и в случае недоброжелательного или иного непедагогического поведения экзаменатора его прервать. Важно только, чтобы у родителей смелости на это хватило.

Юридическое основание для выбора формы родителем: Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

К началу «Вопросов и ответов»

О нашем объединении родителей

   Сообщите, пожалуйста, адрес и телефон (-ы) Вашей школы!

Напишите подробно, в чем Ваша проблема, и мы Вам ответим.
Пояснение. Наше объединение родителей — НЕ коммерческая организация. У организаторов нет погони за прибылью и желания заполучить к себе как можно больше детей вместе с кошельками их родителей. Со всеми желающими мы просто не справимся. Кроме желающих и даже остро нуждающихся в именно такой форме обучения, есть ещё любители просто поболтать, поспорить. Как естественно беречь своё мыло от спамеров, так естественно беречь свой телефон от желающих просто поболтать и обсудить проблему. Раз наше объединение не платный сервис коммерческих услуг, то и телефона с вежливым секретарём у нас нет.

Что же написать? Столько всего… И в ваших статьях уже написано как раз то, что я думаю!
Если решились написать, напишите, в чём проблема у Вас конкретно, какие шаги были предприняты для её решения, что не можете решить сами. В проблеме с нерешительностью родителей и их страхом ошибиться мы помочь не можем. Это проблема психологии, а не образования.

Помогите найти Учителя для моего ребёнка!
Мы занимаемся семейным образованием с 1986 г. Считаем, что лучшими учителями для ребенка являются родители (во всяком случае, те, которые так считают). Так что в поиске Учителя помочь не сможем.

Чем же тогда Ваш центр занимается?
Основная задача нашего родительского объединения — помочь родителям, которым не хватает опыта в решении как проблем образования своего ребенка, так и проблем его аттестации. По-иному можно сказать — мы помогаем в решении содержательных задач семейного образования и задач внешних, но тем, кто уже что-то делает и зашел в тупик или не может решить какую-то возникшую по жизни задачу.
Так как мы являемся практиками, то и поддерживаем практиков. К сожалению, мы не можем помогать тем, кто только размышляет о возможности вступления на этот путь. Если у Вас возникнут какие-то вопросы, ещё не затронутые здесь — задайте их на форуме, и мы с удовольствием на них ответим.

В каком случае Вы принимаете ребенка на обучение в свой центр?
Наш центр не решает собственных образовательных задач, мы поддерживаем родителей, которые обучают своих детей в семье. Если видим, что они действительно не могут без нас обойтись, то принимаем их в наше родительское объединение. Как правило, это родители, которые уже учат или хотя бы попытались давать образование детям в семье.

Как учатся дети тех, кто является членом вашего родительского объединения?
Наше объединение родителей не является учебным учреждением. Все дети являются обучающимися государственных или негосударственных аккредитованных московских школ, и их формы обучения с 2013 года - семейная или заочная. У нас они получают помощь: в подборе учебников, индивидуализации учебного плана, составлении расписания занятий в течении недели, а также периодическую помощь в контроле по освоению предметов. Школа оценивает их по аттестациям в конце года при семейной форме или по графику школы при заочной форме. В 9-м и 11-м классах дети сдают на общих основаниях государственные экзамены и получают аттестаты государственного образца.

Есть ли у Вас возможность осуществлять помощь родителям за пределами Москвы?
Были планы по разработке дистанционного обучения, но в связи с появлением в последние годы значительного количества такого рода школ в разных городах страны, мы ограничились Москвой и областью. Из близлежащих регионов в наше объединение обращались родители за однократными консультациями для последующей организации семейного образования у себя. Мы охотно делимся своим опытом.

 

Психологические вопросы

 

Мы не можем решиться! страшно! помогите!
Повторяю, в проблеме с нерешительностью родителей и их «страхом ошибиться» мы помочь не можем. Это проблема психологии, а не образования.

Как избежать ошибок в образовании? или Как поступать не спонтанно, а глубоко продумано?
С такой постановкой мне неоднократно приходилось встречаться. В более точной формулировке она звучит так: как поступать, не делая ошибок, не наступая на грабли и не имея рисков. Опыт жизни подсказывает: как глубоко не думай, ошибки будут, риски реализуются, и на грабли придется наступать. Мой собственный опыт формулируется по-другому: я говорю себе — ошибусь, исправлюсь. Знаю случай, когда человек весьма высокого интеллекта, решивший все продумывать безупречно, так ничего и не предпринял в жизни, остался лежать на диване, обдумывая как же поступать, не делая ошибок.

Общение со сверстниками и социальная адаптация. 
Это вопрос взгляда на жизнь. Я считаю, что детский коллектив, особенно школьный, то есть принудительное общение, является сугубо вредным для ребенка. Социально адаптирован человек, который понимает, как устроена жизнь, понимает людей и хорошо к ним относится. Чтобы достичь этого, семьи достаточно, а в школу ходить не только не обязательно, но даже вредно.
Когда наступает переходный возраст у детей, я часто говорю родителям, что это время испытания их зрелости. То же самое можно сказать и о выборе формы обучения.

Задайте Ваш вопрос на Форуме сайта
 









 


© 2005-2016 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100