© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Школа / Аттестации / ИУП — индивидуальный учебный план

ИУП — индивидуальный учебный план

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

13.11.2020

ИУП — индивидуальный учебный план

Алина Дьякова

Статья рассматривает понятие Индивидуального Учебного Плана со ссылками на законодательство РФ. 

Статья содержит объемные таблицы. Рекомендуем просматривать страницу с экрана компьютера или развернуть мобильное устройство в горизонтальное положение. 

Что такое ИУП

Начнем с Закона об образовании РФ, который дает определение ИУПа во 2 статье. Нам пригодятся 3 пункта: п.15, п.22, и п. 23.

П. 23 дает само определение ИУП. Но оно раскрывается через 22 пункт.

П.15 нам нужен, чтобы удостовериться, что мы — обучающиеся, что мы, как и очники, имеем все академические права, в том числе, право на ИУП.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 15) обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

 22) учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

 23) индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Таким образом, ИУП – это учебный план, который отличается от общего школьного (УП), и рассчитан только на одного ученика. Вся школа учится по школьному УП, а вот этот конкретный обучающийся, независимо от формы обучения — нет.

Чем же ИУП может отличаться от общего школьного учебного плана?

  • Количеством или перечнем предметов
  1.  больше предметов (но не больше максимума часов в неделю, установленного примерным учебным планом — документом федерального уровня);
  2.  меньше предметов (но не меньше федерального минимума);
  3.  или можно выбрать другой предмет из дополнительных, тех, что не входят в федеральный минимум. К примеру, выберете удмуртский язык вместо ОБЖ, который школа внесла в УП как школьный компонент
  • В трудоемкости (то есть количестве часов в год по курсу)
  1.   Базовый уровень предмета, по которому нагрузка будет в количестве часов в год, указанном в Примерном плане (документ вы увидите ниже), хотя в вашей гимназии преподается повышенный уровень. В таком случае в школьном плане часов в год будет больше, чем у вас — а значит, это другой учебник, и выше требования на экзамене, и это вам не нужно. Поэтому вы выбираете базовый уровень, и аттестуетесь по более простому учебнику.
  2.   Повышенный уровень изучения предметов, хотя Ваша школа преподает этот предмет на базовом уровне. Бывает и такое. На моем пути встречались родители, которые хотят большей нагрузки на аттестации, считают, это необходимо их ребенку.
  • В распределении по периодам обучения учебных предметов

Школа предлагает практически всегда параллельное изучение: например, 5 часов в неделю математики каждую неделю в течение всего учебного года, плюс параллельно изучаются еще 15 предметов.

Но предметы можно изучать и последовательно (блочно): сначала Русский язык 70 часов за весь курс, потом Литература 105 часов за курс, затем, Иностранный язык 105 часов, далее Математика и тд. Или сочетать параллельное изучение с последовательным: весь год Вы изучаете иностранный по 3 часа в неделю, остальные предметы блоками. Можно создать и другие варианты, где блоки будут меньше, чем годовой курс.

Это очень ценные возможности. На мой взгляд, аттестоваться в конце года сразу по всем 10-15 предметам учебного плана — слишком тяжелая нагрузка не только для ребенка, но для взрослого. Аттестация по четвертям еще тяжелее. Просто вспомните вуз — даже студентов не заставляют так напряженно работать.

Кто имеет право на ИУП

Итак, мы используем право на ИУП для того, чтобы повлиять на порядок аттестации. Ведь порядок аттестации по закону — это компетенция школы. И только право на ИУП дает нам возможность опереться на закон, когда школа утверждает, что все тут решает она, а не мы.

И все же, когда мы ссылаемся на это право, школа часто очень удивляется и говорит, что это право не относится к семейному образованию. Поэтому, возвращаемся ко второй статье, где говорится о том, что мы — обучающиеся, потому что учимся на СО, а значит, осваиваем программу. Зачем нам это нужно?

Потому что все академические права из 34 статьи Закона об образовании — это права обучающихся.

То, что мы, СОшники — обучающиеся, говорит и 33 статья. Так что разговор со школой короткий — либо прислушиваетесь к нам, к ребенку, либо нарушаете право ребенка на образование.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

15) обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

Статья 33. Обучающиеся

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

9) экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Таким образом, лица, осваивающие образовательную программу в семейной форме, являются обучающимися и как экстерны, и как лица, осваивающие образовательную программу. Следовательно, они обладают всеми правами обучающихся в соответствии с 34 статьей.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

Итак, все обучающиеся имеют право на ИУП, независимо от формы образования.

Возможности, которые дает ИУП

1.  Возможность снизить колИЧЕСТВОво предметов для ПА

Обязательный, минимальный перечень учебных предметов, а также объем учебного времени для каждого из этих предметов описывает нормативный правовой акт федерального уровня. Отдельно для каждого из трех уровней образования в РФ:

  • начального (1-4 классы)
  • основного (5-9 классы)
  • среднего образования (10-11  классы). 

Для тех, кто перешел на новый ФГОС (2011 года, чтобы не путали, ведь в 19 году для началки снова приняли новый ФГОС), этот документ называется «Примерная основная образовательная программа». Для тех, кто не перешел, еще не успел (это касается только 10-11 классов для 2019-2020 учебного года) — он называется «Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (БУП)». Этот документ принят в 2004 году, и, как только все перейдут на новый ФГОС, он окончательно перестанет действовать. Так как в стране все еще есть школы, пользующиеся этим документом, мы его тоже приведем (только ту часть, что для 10 и 11 классов).

Примерные планы (или БУП) являются основой для разработки как учебных планов образовательных учреждений, так и ИУПов.

Школы часто возражают против минимума предметов на аттестации, говорят, что региональный компонент и школьный компонент обязательны.

Давайте обратимся к документам. 

По БУПу 2004 года, который используется для создания школьных УП для среднего  и старшего звена, школа обязана включить в УП региональный и школьный компонент:

  • федеральный компонент – не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
  • региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 процентов;
  • компонент образовательного учреждения – не менее 10 процентов.

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

Как вы можете видеть из текста, часы регионального и школьного компонента могут идти не только на расширение списка предметов. Но этот документ уже можно не рассматривать — в Примерных программах, по которым обучаются учащиеся начальной и основной школы,  понятия региональный и школьный компонент отсутствуют. Но есть их эквивалент, «часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений», и с ней все еще проще :

Примерный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность.

По внеурочке экзамены не сдаются.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: региональный и школьный компонент необязательно должен быть использован на урочную деятельность, обучающийся на СО не обязан включать школьный и региональный компонент в ИУП, и не должен сдавать по ним экзамены. Если уж на то пошло, он может включить их в ИУП, как экскурсии или как лишние часы в обязательных предметах, но все это — никому не нужный формализм: мы вообще никому не обязаны предоставлять наши планы и вообще составлять их — нам право на ИУП нужно только как обоснование права влиять на составление школой графика аттестаций!

Итак, настало время посмотреть — что за предметы входят в обязательную часть для каждого из классов.

Федеральный минимум

Конечно, есть еще ФГОС, там тоже указаны обязательные предметы, но Примерные программы (их  3, по отдельному документу на каждый уровень образования) конкретизируют положения ФГОСа, и школа работает именно по ним. Например, второй иностранный во ФГОСе есть, и все тут. А в Примерных программах есть табличка с обязательным минимумом на второй иностранный, без второго иностранного, с родной речью к качестве отдельного предмета, без родной речи — есть варианты на каждый случай.

Так будем пользоваться минимальным вариантом!

Вот нужная табличка из Примерной программы для начальной школы, она находится в последней, третьей главе документа:

 

Примерный учебный план

начального общего образования

годовой

Одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Предметные области

учебные

предметы

классы

Количество часов в год

Всего

I

II

III

IV

 

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык

165

170

170

170

675

Литературное чтение

132

136

136

136

540

Иностранный язык

68

68

68

204

Математика и информатика

Математика

132

136

136

136

540

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66

68

68

68

270

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

34

34

Искусство

Музыка

33

34

34

34

135

Изобразительное искусство

33

34

34

34

135

Технология

Технология

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

99

102

102

102

405

Итого:

693

782

782

816

3073

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

102

102

64

268

Максимально допустимая годовая нагрузка

693

884

884

884

3345

 

А вот аналогичная табличка из Примерной программы для 5-9 классов:

Примерный недельный учебный план основного общего образования

(минимальный в расчете на 5267 часов за весь уровень образования)

Одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Предметные области

Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

 

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика и информатика

Математика

5

5

 

 

 

10

Алгебра

 

 

3

3

3

9

Геометрия

 

 

2

2

2

6

Информатика

 

 

1

1

1

3

Общественно-научные предметы

История России. Всеобщая история

2

2

2

2

2

10

Обществознание

 

1

1

1

1

4

География

1

1

2

2

2

8

Естественнонаучные предметы

Физика

 

 

2

2

3

7

Химия

 

 

 

2

2

4

Биология

1

1

1

2

2

7

Искусство

Музыка

1

1

1

1

 

4

Изобразительное искусство

1

1

1

 

 

3

Технология

Технология

2

2

2

1

 

7

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

1

1

2

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

Итого

26

28

29

30

30

143

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

1

2

2

3

10

Максимально допустимая недельная нагрузка

28

29

31

32

33

153

                 

 

Как узнать из этих табличек, обязателен ли предмет для вашего ребенка в этом году?

Посмотрите на столбик цифр для вашего класса: если цифра есть, значит предмет обязателен, в количестве 1, напрмер, часа в неделю по этому предмету. Если цифра отсутствует, то изучать этот предмет вы можете, но не обязаны. 

Если школа будет возражать против Вашего перечня предметов для аттестации на основании того, что учебный план в этой школе содержит и другие предметы, нужно ответить так: мы не учащиеся вашей школы, мы сдаем аттестацию в качестве экстерна, и выбираем минимум.

В старшей школе, или как это называет закон — для среднего образования (10-11 классы), могут действовать разные документы — мы выше говорили об этом.

Федеральный базисный учебный план 2004 года

БУП 2004 года постепенно уходит, в 2019-2020 уч. году он действовал только в 10-11 классах, а еще через два года будет окончательно отменен. 

В старших классах начинается профилирование, вы можете выбрать любые предметы и составить свой вариант, обязательно включать только федеральный компонент. БУП 2004 года приводит примеры разных вариантов, но следовать им необязательно. Чтобы с ними познакомиться, пройдите по ссылке и выберите таблицу с нужным профилем  (примерно с 60% документа.): «БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для среднего (полного) общего образования».

А здесь мы разместим только федеральный компонент:

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для среднего (полного) общего образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

 

     
   

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

 

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

 

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения*

Базовый уровень

 

Русский язык

70 (1/1)

Литература

210 (3/3)

Иностранный язык

210 (3/3)

Математика

280 (4/4)

История

140 (2/2)

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Естествознание

210 (3/3)

Физическая культура

210 (3/3)

ОБЖ

70 (1/1)

 

С 2017 года добавлена астрономия, она изучается в количестве 35 часов в любом из классов – или 10, или 11. И хотя в БУПе ее нет, она обязательна, просто для нее есть отдельный приказ Минобра РФ от 7 июня 2017 г. № 506

Как правило, школы делят математику на алгебру и геометрию, а естествознание – на физику, химию и биологию, хотя это не обязательно. так что получается, что обязательный минимум может включать от 10 до 13 предметов, и значит, от 10 до 13 экзаменов придется сдавать для перевода в следующий класс и получения аттестата.

Теперь познакомимся с новым Примерным планом для 10-11 классов: 

Предметная область

Учебный предмет

Уровень изучения

базовый

углубленный

Русский язык и литература

Русский язык

Б*

У

Литература

Б*

У

Родной язык и родная литература

Родной язык

Б

У

Родная литература

Б

У

Иностранные языки

Иностранный язык

Б*

У

Второй иностранный язык

Б

У

Общественные науки

История

Б*

У

Россия в мире

Б**

 

Экономика

Б

У

Право

Б

У

Обществознание

Б

 

География

Б

У

Математика и информатика

Математика: алгебра, геометрия

Б*

У

Информатика

Б

У

Естественные науки

Астрономия?

Физика

Б

У

Химия

Б

У

Биология

Б

У

Естествознание

Б

 

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Б*

 

Экология

Б

 

Основы безопасности жизнедеятельности

Б*

 
 

Индивидуальный проект*

   

В этом Примерном плане — новый принцип выбора предметов: не менее одного предмета из каждой предметной области. Но при условии, что обозначенные звездочками предметы должны быть выбраны.

Родной язык и родная литература могут быть частью предмета русский язык и русская литература. Так и экзамен по ним отдельный сдавать не нужно.

Второй камень преткновения в некоторых школах — второй иностранный. Отметим, что звездочки на нем не стоит, он не обязателен.

Индивидуальный проект — это не предмет, и следовательно, не экзамен. Проект выполняется в рамках одного из предметов ИУПа, или даже не одного — читайте Примерные программы, там все, о чем я тут рассказала, подробно описано (в 3 главе во всех документах).

Познакомиться с нормативными актами, из которых взяты все три таблицы по новым ФГОСам, можно на сайте https://fgosreestr.ru

БУП 2004 года можно посмотреть тут http://base.garant.ru/6149681/

 

Мы обсудили первую возможность, которую нам дает право на ИУП — снизить кол-во предметов для промежуточной аттестации (ПА). Перейдем ко второй:

 

2.        Возможность изучать предметы (или часть предметов) блочно. Это выгодно с точки зрения обучения (метод погружения в предмет, тему, блок)

Пример ИУПа, построенного на блочном изучении:

Так как я при зачислении в школу для аттестации не оформляла ИУП в полном соответствии с данным в 22 и 23 пп ст 2 определении, то есть я давала «перечень, трудоемкость», но не описывала «последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов», то и объяснять буду на нашем графике экзаменов — именно для этого документа только и стоит создавать ИУП. Этот график был у нас приложением к заявлению о проведении промежуточной аттестации.

8 кл

час за год

консультация

экзамен

Информатика и ИКТ

35

05.09

12.09

Основы безопасности жизнедеятельности

35

05.09

19.09

Обществознание

35

26.09

03.10

История

70

26.09

24.10

Литература

70

24.10

21.11

Биология

70

24.10

19.12

География

70

19.12

09.01

Физика

70

09.01

30.01

Химия

70

30.01

20.02

Алгебра

        105

20.02

18.03

Геометрия

        70

18.03

08.04

Иностранный язык

        105

08.04

29.04

Русский язык

        105

29.04

22.05

Данный график экзаменов исходит из ИУПа, в котором информатика в количестве 35 часов в год изучается с 1 по 12 сентября, то есть 10 дней по 3,5 часа в день. После этого сдается экзамен за год. Для сравнения, учащиеся школы изучали этот предмет 1 час в неделю с 1 сентября по 31 мая. Затем также изучаются все остальные предметы. При этом физкультура, технология и ИЗО изучаются в течение всего года.

Выбор, какие предметы Вашему ребенку лучше изучать параллельно, а какие блочно, необходимо делать исходя из особенностей Вашего ребенка. Представляется, что разумно сочетать изучение иностранного языка, занятия спортом и творчеством в течение всего года и блочное изучение все остальных предметов.

Обычно по такой системе работают опытные репетиторы. Курс по любому предмету за всю школьную программу Вы можете найти в интернете на многочисленных сайтах по подготовке к ГИА.

Режим погружения способствует лучшему усвоению программного материала: позволяет четко организовать умственную деятельность на основе изучения главного в учебном содержании, учащиеся проходят через все уровни усвоения учебного материала, от базового (минимально необходимого) до творческого, при непрерывном обучении внутри каждого блока.

Впервые блочное преподавание предмета в свою практику ввел В.Ф.Шаталов. В школе Щетинина тоже использовали погружение.

Также блочно-зачетная система помогает адаптации учащихся к обучению на более высоких ступенях образования, в которых подобная форма преподавания является преимущественной.

Блочный метод подходит и для глубокого погружения в предмет, и в том случае, когда предмет изучается на уровне «сдал-забыл».

Блочное обучение на семейной форме я считаю необходимым и потому, что он дает возможность сократить количество аттестаций в год.

3.        Блочное изучение дает возможность избежать четвертных, триместровых, полугодовых аттестаций

Мы уже говорили, что порядок аттестации определяет школа, это отражено в 28 и 58 ст. Закона об образовании РФ:

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

Вот школа и определяет — может решить, что ПА будет только один раз, сразу за год. А, например, в Ижевском Положении о СО Промежуточная аттестация определяется как четвертная (полугодовая в старшей школе), что накладывает обязательства на все школы города, в том числе и на нашу.

Однако мы ни разу не сдавали четвертных аттестаций. Как у нас это получилось?

Дело в том, что определяя порядок прохождения аттестации, школа должна исходить из интересов ребенка, например, учитывать его учебный план:

Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

(Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ)

Если для Вас оказалось слишком затруднительно объяснить своей школе, что она не может игнорировать Ваш порядок изучения предметов, то можно писать 1 сентября заявление на промежуточную аттестацию только по одному экзамену: например, по информатике 12 сентября. А затем еще 15 заявлений в течение года, если на то дело пошло )) Но, конечно, спокойнее, когда все это, в том числе консультации, прописано в Вашем со школой договоре на весь учебный год.

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

(Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ)

***

Возможность сдавать предметы всего один раз сразу за весь курс иногда вызывает вопросы у родителей, например, могут возразить следующее: «Мой ребенок не справится со сдачей экзамена за весь год, необходимо разделить его на 4 части и сдавать по частям».

Сказать такое можно, только не подсчитав все внимательно. При экзаменах каждую четверть  нагрузка на ребенка вовсе не снижается, а возрастает, причем существенно. Не буду утомлять подсчетами, это арифметика 3 класс ))

Как составить ИУП

Для того, чтобы составить ИУП, необходимо ознакомиться с примерными планами, утвержденными федеральными органами (таблицы вверху).

В них по каждому классу прописан федеральный минимум (или федеральный компонент). Предметы сверх обязательного федерального минимума можно включать только по вашему желанию, но не более указанного максимума часов в год в строке «Всего».

Оформление ИУПа:

Предоставлять ИУП школе Вы не обязаны, так как обучение школой не контролируется, ее обязанность -= провести по вашему заявлению аттетсацию. Но иногда нам следует это сделать: в тех случаях, когда школа никак не может понять, на основании чего вы отказываетесь от четвертных аттестаций, например.

Тогда можно сделать к заявлению о проведении ПА свой график ПА, опирающийся на ваш ИУП.

Индивидуальный учебный план ФИО, учащегося ___ класса

на 2014 — 2015 учебный год

Предмет

Количество часов за год

Русский язык

105

Литература

70

Иностранный язык

105

Алгебра

 

Геометрия

 

Информатика и ИКТ

35

История

70

Обществознание (включая экономику и право)

35

География

70

Физика

70

Химия

70

Биология

70

Искусство (Музыка и ИЗО)

35

Технология

35

Основы безопасности жизнедеятельности

35

Физическая культура

70

При данном оформлении указаны «перечень, трудоемкость», но не описаны «последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов».

Можно вдобавок подробно написать, какой предмет сколько часов в день и в течение какого срока вы будете изучать, но в случае предъявления школой претензий, попробуйте напомнить, что это она должна оформлять всю документацию, возможно, требование расписывать подробно окажется необязательным. Или напомните о том, что мы – «вне», так что контролировать порядок изучения предметов школа не может.

Например, в нашем регионе обрнадзор, а вслед за ним и УО городов недавно «решили», что, так как Сошники – «вне», то право на ИУП их не касается. С другой стороны, и директора, по их словам, не должны требовать нашего соответствия школьному учебному плану. Поэтому маме, требующей восстановления права на ИУП по ст. 34 п 1 пп 3, разъясняли, что она «неправильно» понимает содержание понятия ИУП (причем, сослаться на статьи, которые бы подтверждали их «правильное» понимание, у чиновников не получилось), однако и с директором была проведена беседа и требования родительницы в итоге удовлетворены таким вот способом.

PS

Итак, требуется обсуждение того, что путают ИУП с другими понятиями.

1. В описанном случае чиновники, игнорируя закон, исходили из уже знакомой им практики, идущей еще из тех времен, когда иных форм образования еще не было, и дети, нуждающиеся в изменении привычного учебного плана (из-за соревнований, концертов, длительных командировок родителей, трудностей в освоении программ), переводились на «индивидуальный учебный план», то есть учились тогда, когда у них была возможность, числясь при этом на очном обучении. В таком смысле закон упоминает ИУП в п. 9 ст. 58 :

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Однако по ст 34 п 1 пп3 «обучение по индивидуальному учебному плану» является правом «обучающихся» и не ограничено ничем, то есть относится ко всем формам образования и обучения.

Подобная логика чиновников объясняется как желанием вывести детей на СО из под действия законодательства, в том числе конституционного, так и привычкой ориентироваться не на закон, а на знакомую им практику (по которой, к тому же, слово начальника важнее закона).

Мнение о том, что ИУП – для обучающихся в образовательной организации, не находит подтверждения в законе: см. ст. 1, ст. 2, ст. 34, п. 1 пп. 3, где нет ни одного упоминания об образовательной организации, везде говорится только об обучающихся и образовании.

2. Также и родители часто ставят ИУП в один ряд с формами образования, формой аттестации – экстернатом, технологиями образования – ДОТ, путают с надомным обучением. Для того чтобы этого не делать, нужно разобраться и с этими понятиями.

ИУП в начальной школе

О блочном изучении. Как Вы понимаете, возможность сдавать экзамены последовательно в течение года в начальной школе, когда не усвоены такие навыки как чтение и письмо, в зависимости от особенностей ребенка, может быть ограничена. Кроме того, аттестация вообще особенно вредна именно в начальной школе.

Если бы мы были вынуждены проходить ПА в 1 классе (ПА в 1 классе запрещена письмом Минобра от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 Об организации обучения в первом классе), чего я максимально постаралась бы избежать вообще, я бы сделала такой график экзаменов, в соответствии с ИУПом: труды, ИЗО, физру сдали бы за год в сентябре – октябре, просто чтобы не было беспокойства об этих оценках. Занимались бы в это время спокойно тем, что реально нужно ребенку — если он в состоянии уже писать — то письмом (очень важно, чтобы мозг ребенка был готов к этому действию, что достаточно часто приходит позже, вплоть до 3 класса), если не умеет читать, чтением и тд. В ноябре-декабре сдали бы мир вокруг нас и музыку за год, а может быть, математику за год вместо музыки (в 1 классе по программе счет в пределах 20). Конечно, все зависит от конкретного ребенка. Это очень индивидуально. Остались бы на январь-март чтение и музыка и на апрель-май русский за год.

Как растянуть учебный год на 2 года

Представляется, что ИУП может иметь рамки не только учебного года, но и всего курса в целом. Есть даже школы, которые не имеют обязательных ежегодных промежуточных аттестаций вплоть до 9 класса, при этом в каких-то случаях курсы сдаются досрочно, даже на несколько лет раньше (школа Тубельского, Щетинина). О родителях, поступивших таким образом, у меня сведений нет, только о тех, кто либо сдавал досрочно – на это мы имеем право по той же ст 34 п 1 пп 3, либо вообще не проходил ПА ежегодно, то есть их свободное изучение не контролировалось школой. Возможно, однако, что такие случаи появятся, закон не ограничивает нас в этом плане.

Также в сообществе freeedu предлагалось использовать ст. 58 п. 9 для того, чтобы растянуть прохождение программ одного года на 2.

Ст. 58 п. 9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

http://freeedu.livejournal.com/881668.html

e_malina: Предлагаю два варианта:

1.Очно-заочная форма обучения — это форма получения образования в образовательной организации (ст. 17 ч.2).

Поэтому никаких санкций за задолженность вам не положено. Федеральный закон не содержит ограничения на количество лет повторного обучения. При этом четко прописывает, что вариант развития событий по факту неликвидации академической задолженности выбирают именно родители. По вашему заявлению, школа обязана оставить ребенка на повторное обучение (ст. 58 ч. 9)

Просто не явившись на аттестацию, по выбранным вами предметам (живописи и композиции), вы создаёте академическую задолженность (ст.58 ч.2, см. ссылку выше). В течение календарного года ребенок должен ликвидировать задолженность, срок ликвидации устанавливает школа (на май следующего года, например). (ст. 58 ч. 5, см. ссылку выше) При этом предметы по которым дочь аттестована, включать в ИУП на следующий год не надо.

2. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, и в интересах ребенка. То есть школа может растянуть обучение на 2 года, в рамках индивидуального плана.

п. 23 ст. 2 Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

п. 3 ч. 1 ст. 34 Обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Поделиться