© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи

Средняя школа

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

10.12.2020

Средняя школа

Если этап начальной школы пройден успешно, т.е. ребенок умеет читать, считать и писать , то у него есть образовательные инструменты, и целью средней школы является – научить этими инструментами самостоятельно пользоваться.

В школе ищут учителя, который хорошо объясняет. Родители стараются создать условия, чтоб ребенок хорошо усвоил. «Хорошо объяснил» характеризуется тем, что в тот момент учащемуся кажется, что он понял. Выясняется через неделю, когда для большинства можно начинать объяснять сначала.

 

А «усвоил» — это то, что осталось надолго, иногда – насовсем.

 

Лучшим способом усвоения является самостоятельное открытие. Т.е. то, что ребенок понял сам.

 

Из этого подхода вытекает принцип обучения в семье. Педагогических усилий должно быть минимум. Их надо давать тогда, когда ребенок не может самостоятельно освоить предлагаемые знания.

 

Бывает, что мы сами увлекаемся и нас «распирает» желание рассказать. В этот момент стоит остановиться и понять, что это мы делаем для себя, а для ребенка будет полезнее понять самому.

И, надо сказать, когда у него это получится несколько раз, он будет сам Вас останавливать, т.к. радость от самостоятельного знания гораздо больше, чем полученное «разжеванное» знание.

 

На практике уходит 2-3 года на то, чтобы научить ребенка извлекать из текстов то, что необходимо.

 

Лучше всего начать с составления конспектов по параграфам учебника. Например, история. Если три варианта:

 

  1. Можно сделать ксерокопию параграфа и предложить ребенку подчеркнуть «самое интересное» (или «самое важное»)
  2. почему-то лучше работает второй вариант: вычеркнуть все, что ребенок считает ненужным (неважным)
  3. Когда нет возможности копировать, делим тетрадный лист на узкую (1/3) и широкую (2/3) части. В узкой предлагаете ребенку выписать имена собственные, даты, понятия. В широкой части дать им объяснение и сказать ребенку, что это и есть конспект параграфа.
    Можно обратить его внимание на то, что он что-то упустил или на то, что, по вашему мнению, можно было не писать.
    Т.е. как-то оценить его работу. И, в любом случае, похвалить!

 


2-я ступень обучения завершается ОГЭ. Т.е. государственной итоговой аттестацией, где по каждому предмету определяется сумма требований. Например:

  • Все экзамены являются письменными, а значит, у ребенка должен быть хороший почерк.
  • Все экзамены начинаются в 10 утра (а общий сбор и проход – в 9:00), т.е. вы должны обеспечить, чтобы утром ребенок был в хорошей форме.
  • Есть еще требование к предоставлению результатов на экзамене.

Всю сумму требований принято называть форматом экзамена.

К каким-то частям этого формата можно начинать готовиться уже с 5кл, создавая у ребенка ощущение, что экзамен – дело не страшное.

Поделиться