© 2005-2020 Игорь и Валентина Чапковские
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите
в форму обратной связи

Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

20.06.2021

Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Экзамен состоит из трех частей. Две из них – сжатое изложение и сочинение – направлены на развитие связной речи. Еще есть тестовая часть, которая раньше состояла из 13-ти заданий, а теперь, судя по перспективной версии ОГЭ, будет состоять из семи вопросов по разным темам школьной программы (орфографии, грамматике, пунктуации, фразеологии и т.д. – полный перечень тем можно найти на интернет-портале ФИПИ).

ИЗЛОЖЕНИЕ:
Требования к изложению и подготовка к нему

На экзамене вам предложат дважды прослушать небольшой аудиофайл: текст из трех абзацев. Задача – записать его и изложить коротко. Но не дайте себя запутать! Чтобы получилось короткое изложение, сначала нужен длинный текст, из которого вы потом уберете все лишнее.

Во время прослушиваний старайтесь записать как можно больше. В первый раз главное – уловить начало фраз и важные моменты, а также – оставить большие промежутки между строками. Тогда при втором прослушивании вы сможете дописать пропущенное.

ВАЖНО:

!!! ДА, в итоге работа должна быть короткая, но в ней все равно нужно учесть все смысловые акценты исходного текста. Своя микротема есть в каждом абзаце – их нужно уловить все.

!!! ДА, абзацы есть, и все их тоже нужно определить. В начале каждого абзаца диктор делает заметные паузы. Их надо услышать, чтобы в нужных местах изложения начинать писать с новой строки.

Прослушав текст два раза и сделав записи, проверяем, правильно ли мы разделили их на микротемы (и, соответственно, на абзацы). Затем приступаем к сжатию текста, ведь от нас требуется написать именно краткое изложение, а не передать услышанное дословно. Тщательно обдумываем, без какой информации можно обойтись, а что нельзя упустить.

Существует три способа сжатия текста: исключение, обобщение и упрощение. Сейчас не будем говорить о них подробно: информации на эту тему достаточно и в пособиях по подготовке к ОГЭ, и на образовательных ресурсах в интернете. Какой бы способ сжатия вы ни использовали, в итоге текст следует сократить примерно вдвое: из 160-200 данных слов сделать связный текст порядка 80-100. Необходимо, чтобы объем изложения после сжатия текста был не менее 70-ти слов.

Итак, не забываем про три обязательных условия хорошего изложения:

1) Отразить все важные микротемы, не упустив и не добавив ни одной из них.

2) Применить один или несколько приемов сжатия текста в каждом абзаце.

3) Не нарушить последовательности изложения и правильно разделить текст на абзацы.

Как готовиться к изложению?

Писать изложения дети учатся с начальной школы, но вот с передачей на письме именно услышанного текста часто возникают проблемы даже у старшеклассников. Поэтому начинаем подготовку к изложению сразу в формате ОГЭ: учимся слушать, извлекать из услышанного главную мысль и представлять ее в виде собственного связного текста. На портале ФИПИ есть множество готовых аудиозаписей текстов для изложений – тренируйтесь на здоровье! Сначала можно позволить себе прослушивать аудиозапись не два раза, как на экзамене, а три-четыре. В остальном – подход тот же: начинаем с записи основного (грамматической основы предложений), но оставляем пробелы между строками.

Кстати, здесь ключевое слово – «основное»! Частая ошибка – пытаться записать все, что слышишь, со всеми вводными словами, служебными частями речи и второстепенными конструкциями. В итоге – не успеваешь за диктором, теряешь нить и путаешь смысл всего текста.

«А если я пишу очень быстро?» — Это тоже не слишком полезно! Повторяем, от вас просят не записать текст дословно. Если сделаете это, максимального балла все равно не получите, – не начислят баллы за сжатие текста. Да, есть такой критерий, и эксперт обязан оценить, насколько правильно выпускник смог сжать исходный текст.

Поэтому правило номер один: передача текста один в один не работает. Готовясь к изложению, стараемся формулировать своими словами то, что услышали. На первых порах, если с изложением мысли проблемы, берем тексты небольшого объема, примерно 120-150 слов.

И сразу правило номер два: следим за тем, чтобы текст был связным! Записывая за диктором, мы опускаем вводные слова и конструкции, но в своем изложении обязательно их используем! Текст не должен выглядеть как разрозненные предложения и обрывки мысли, которые следуют друг за другом без всякой логики.

СОЧИНЕНИЕ:
Требования к сочинению и подготовка к нему

Второе большое задание на ОГЭ по русскому языку тоже связано с заранее данным текстом, но на этот раз его надо не послушать, а прочитать. На основе этого текста предлагается написать сочинение-рассуждение по одной из трех заданных тем на выбор.

Первая тема – лингвистическая. Это задание не только предполагает комментарии из прочитанного текста, но и требует использования научного или публицистического стиля. Этот вариант задания считается самым сложным, поскольку для его выполнения необходимы знание лингвистики, владение терминами, умение анализировать текст с позиции лексики. Обычно в таком задании уже приведено какое-либо высказывание ученого-лингвиста, которое авторы предлагают использовать в качестве вступления или тезиса.

Вторая тема направлена на смысловое понимание текста, его идеи и проблемы; проверяется умение подбирать аргументы из прочитанного текста по заданному тезису. Здесь главное – понять, что хотел сказать автор, и подтвердить свои доказательства примерами из текста.

Третья тема предлагает самостоятельно составить тезис по заданной теме и привести два аргумента: из текста и из жизни.

На что смотрят проверяющие?

При написании сочинения-рассуждения желательно использование вводных слов, выражающих ваше отношение к поставленной проблеме или последовательность доказательств. Например: «думаю», «считаю», «по мнению автора», «во-первых», «во-вторых», «следовательно» и др.

Важно помнить, что пересказанный текст без собственных комментариев оцениваться не будет. Нельзя забывать о цитировании.

Чтобы не потерять баллы, необходимо придерживаться определенных шаблонов при написании сочинения. Шаблон, с одной стороны, ставит ученика в строгие рамки, но, с другой стороны (и это в подавляющем большинстве случаев), существенно облегчает задачу.

Сочинение-рассуждение строится по стандартной схеме:
  • Вступление (подготовка к восприятию темы рассуждения).
  • Тезис (основное утверждение, требующее доказательств).
  • Аргументы – доказательства верности тезиса (не менее двух доказательств).
  • Заключение (вывод-обобщение по теме сочинения).

Как показывает опыт, лучше выбирать либо вторую, либо третью тему и тренироваться по ним в течение всего периода подготовки.

План работы. Наши советы:

1. Прежде всего, внимательно прочтите текст и все варианты заданий.

2. Выберите тот вариант, который вам ближе и понятнее всего.

3. Набросайте план сочинения в черновике и начинайте последовательно излагать мысли, опираясь на прочитанный текст.

4. Перечитайте, проверьте стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.

5. Перенесите сочинение в бланк ответов аккуратным и разборчивым почерком.

В упомянутом выше банке заданий ФИПИ (раздел «Обработка текстов различных стилей и жанров) можно найти примеры текстов различной тематики, по которым предлагается написать сочинение. Так что – берем и тренируемся! Не забываем, что объем сочинения также не менее 70 слов. Максимальное количество баллов за сочинение – 9.

Критерий оценки грамотности

Кроме того, существует очень важный критерий оценки грамотности, включающий орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы.

По критерию грамотности максимальное количество баллов за сочинение и изложение вместе – 8.

Очень важно знать, что отметка «5» при наборе нужного количества баллов за выполнение всех частей работы выставляется только в том случае, если учащийся набрал не менее 6 баллов по критериям грамотности!!!

Отметка «4» выставляется при наборе не менее 4 баллов по критериям грамотности.

При выполнении письменных заданий вы имеете право пользоваться орфографическим словарем. Старайтесь использовать это право по максимуму.

Тестовая часть задания и подготовка к ней

Как упоминалось ранее, в тестовой части вместо тринадцати вопросов осталось только семь.

Как правило, задания тестовой части во всех вариантах идентичны, поэтому наш совет по подготовке – стандартный. Берем и решаем пробные варианты – набиваем руку, пока задания не решаются сами, «на автомате».

И еще одно. Очень важно внимательно прочитать задание! 
Нужно посмотреть, что именно требуется в этом вопросе (часть речи, цифра или цифры, номер или номера).

Если заниматься регулярно, прорабатывать задания многократно и подробно, то подготовиться к ОГЭ можно в течение второго полугодия.

Экзамен длится 3 часа 55 минут. Это долго. Но время пролетает незаметно, поэтому не стоит расслабляться, нужно четко организовать процесс. При четкой организации, как показывает практика, в спокойной обстановке ученики справляются в среднем за 2 – 2,5 часа.

Поделиться