© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи

Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

20.06.2021

Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Анастасия Бородина
15 декабря 2022

Отредактировано 29 августа 2023 года
Соответствует требованиям 2023-2024 учебного года

Экзамен состоит из трех частей. Две из них – сжатое изложение и сочинение – направлены на развитие связной речи. Еще есть тестовая часть, которая теперь, судя по перспективной версии ОГЭ, будет состоять из одиннадцати вопросов по разным темам школьной программы (орфографии, грамматике, пунктуации, фразеологии и т.д. – полный перечень тем можно найти на интернет-портале ФИПИ).

ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ

В соответствии с проектом ФИПИ 2024 года, выложенным на официальном сайте для ознакомления, есть следующие обновления:

  1. Добавлено задание на синтаксический анализа текста. Вместо только второго задания (как было в прошлом году) теперь второе и третье просят выбрать верные синтаксические характеристики предложений приведённого текста. Для выполнения этого задания придётся вернуться в программу 8 класса и повторить типы односоставных предложений, а также правила выделения грамматических основ, изучаемые с начальной школы на протяжении нескольких лет.
  2. Четвёртое задание является новым для формата ОГЭ. Девятиклассникам нужно соотнести пунктуационное правило с примерами, его иллюстрирующими. Здесь важно не забыть о причастных и деепричастных оборотах, вводных словах, обращениях, а также о видах сложных предложений, изученных в 8 и 9 классах.
  3. Задание 5 направлено на пунктуационный анализ текста и просит назвать цифры, на месте которых стоит верный знак препинания (запятая, тире, точка с запятой).
  4. Задания 6 и 7 посвящены орфографии (правописанию). Задание 6 является привычным для ОГЭ, оно обобщает изученные в рамках основной школы орфографические правила и просит выбрать варианты ответов, в которых дано верное объяснение правописанию в конкретном слове. А вот задание 7 стало новинкой, хотя формат у него привычно школьный: вставить пропущенные буквы в предложенный текст и выбрать нужные варианты ответов.
  5. Задание 8 проверяет школьников на знание грамматических норм и просит выбрать и записать верную форму для нормативного сочетания предложенных слов.
  6. Задание 9 также осталось с прошлогодних версий и проверяет умение школьников перестраивать заданное словосочетание, изменяя вид подчинительной связи между словами.

ИЗЛОЖЕНИЕ:
Требования к изложению и подготовка к нему

На экзамене вам предложат дважды прослушать небольшой аудиофайл: текст из трех абзацев. Задача – записать его и изложить коротко (не менее 70, но не более 90 слов). Но не дайте себя запутать! Чтобы получилось короткое изложение, сначала нужен длинный текст, из которого вы потом уберете все лишнее.

Во время прослушиваний старайтесь записать как можно больше. В первый раз главное – уловить начало фраз и важные моменты, а также – оставить большие промежутки между строками. Тогда при втором прослушивании вы сможете дописать пропущенное.

ВАЖНО:

!!! ДА, абзацы есть, и все их тоже нужно определить. Обычно в текстах ОГЭ их три. В начале каждого абзаца диктор делает заметные паузы. Их надо услышать, чтобы в нужных местах изложения начинать писать с новой строки.

!!! ДА, абзацы есть, и все их тоже нужно определить. В начале каждого абзаца диктор делает заметные паузы. Их надо услышать, чтобы в нужных местах изложения начинать писать с новой строки.

Прослушав текст два раза и сделав записи, проверяем, правильно ли мы разделили их на микротемы (и, соответственно, на абзацы). Затем приступаем к сжатию текста, ведь от нас требуется написать именно краткое изложение, а не передать услышанное дословно. Тщательно обдумываем, без какой информации можно обойтись, а что нельзя упустить.

Существует три способа сжатия текста: исключение, обобщение и упрощение. Сейчас не будем говорить о них подробно: информации на эту тему достаточно и в пособиях по подготовке к ОГЭ, и на образовательных ресурсах в интернете. Какой бы способ сжатия вы ни использовали, в итоге текст следует сократить примерно вдвое: из 160-200 данных слов сделать связный текст порядка 80-90. Необходимо, чтобы объем изложения после сжатия текста был не менее 70-ти слов.

Итак, не забываем про три обязательных условия хорошего изложения:

1) Отразить все важные микротемы, не упустив и не добавив ни одной из них.

2) Применить один или несколько приемов сжатия текста в каждом абзаце.

3) Не нарушить последовательности изложения и правильно разделить текст на абзацы.

Как готовиться к изложению?

Писать изложения дети учатся с начальной школы, но вот с передачей на письме именно услышанного текста часто возникают проблемы даже у старшеклассников. Поэтому начинаем подготовку к изложению сразу в формате ОГЭ: учимся слушать, извлекать из услышанного главную мысль и представлять ее в виде собственного связного текста. На портале ФИПИ есть множество готовых аудиозаписей текстов для изложений – тренируйтесь на здоровье! Сначала можно позволить себе прослушивать аудиозапись не два раза, как на экзамене, а три-четыре. В остальном – подход тот же: начинаем с записи основного (грамматической основы предложений), но оставляем пробелы между строками.

Кстати, здесь ключевое слово – «основное»! Частая ошибка – пытаться записать все, что слышишь, со всеми вводными словами, служебными частями речи и второстепенными конструкциями. В итоге – не успеваешь за диктором, теряешь нить и путаешь смысл всего текста.

«А если я пишу очень быстро?» — Это тоже не слишком полезно! Повторяем, от вас просят не записать текст дословно. Если сделаете это, максимального балла все равно не получите, – не начислят баллы за сжатие текста. Да, есть такой критерий, и эксперт обязан оценить, насколько правильно выпускник смог сжать исходный текст.

Поэтому правило номер один: передача текста один в один не работает. Готовясь к изложению, стараемся формулировать своими словами то, что услышали. На первых порах, если с изложением мысли проблемы, берем тексты небольшого объема, примерно 120-150 слов.

И сразу правило номер два: следим за тем, чтобы текст был связным! Записывая за диктором, мы опускаем вводные слова и конструкции, но в своем изложении обязательно их используем! Текст не должен выглядеть как разрозненные предложения и обрывки мысли, которые следуют друг за другом без всякой логики.

СОЧИНЕНИЕ:
Требования к сочинению и подготовка к нему

Второе большое задание на ОГЭ по русскому языку тоже связано с заранее данным текстом, но на этот раз его надо не послушать, а прочитать. На основе этого текста предлагается написать сочинение-рассуждение по одной из трех заданных тем на выбор.

Первая тема – лингвистическая. Это задание не только предполагает комментарии из прочитанного текста, но и требует использования научного или публицистического стиля. Этот вариант задания считается самым сложным, поскольку для его выполнения необходимы знание лингвистики, владение терминами, умение анализировать текст с позиции лексики. Обычно в таком задании уже приведено какое-либо высказывание ученого-лингвиста, которое авторы предлагают использовать в качестве вступления или тезиса.

Вторая тема направлена на смысловое понимание текста, его идеи и проблемы; проверяется умение подбирать аргументы из прочитанного текста по заданному тезису. Здесь главное – понять, что хотел сказать автор, и подтвердить свои доказательства примерами из текста.

Третья тема предлагает самостоятельно составить тезис по заданной теме и привести два аргумента: из текста и из жизни. Например, что такое «Сила воли» (к тексту о детях-жителях блокадного Ленинграда).

На что смотрят проверяющие?

При написании сочинения-рассуждения желательно использование вводных слов, выражающих ваше отношение к поставленной проблеме или последовательность доказательств. Например: «думаю», «считаю», «по мнению автора», «во-первых», «во-вторых», «следовательно» и др.

Важно помнить, что пересказанный текст без собственных комментариев оцениваться не будет. Нельзя забывать о цитировании.

Чтобы не потерять баллы, необходимо придерживаться определенных шаблонов при написании сочинения. Шаблон, с одной стороны, ставит ученика в строгие рамки, но, с другой стороны (и это в подавляющем большинстве случаев), существенно облегчает задачу.

Сочинение-рассуждение строится по стандартной схеме:
  • Вступление (подготовка к восприятию темы рассуждения).
  • Тезис (основное утверждение, требующее доказательств).
  • Аргументы – доказательства верности тезиса (не менее двух доказательств).
  • Заключение (вывод-обобщение по теме сочинения).

Как показывает опыт, лучше выбирать либо вторую, либо третью тему и тренироваться по ним в течение всего периода подготовки.

План работы. Наши советы:

1. Прежде всего, внимательно прочтите текст и все варианты заданий.

2. Выберите тот вариант, который вам ближе и понятнее всего.

3. Набросайте план сочинения в черновике и начинайте последовательно излагать мысли, опираясь на прочитанный текст.

4. Перечитайте, проверьте стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.

5. Перенесите сочинение в бланк ответов аккуратным и разборчивым почерком.

В упомянутом выше банке заданий ФИПИ (раздел «Обработка текстов различных стилей и жанров) можно найти примеры текстов различной тематики, по которым предлагается написать сочинение. Так что – берем и тренируемся! Не забываем, что объем сочинения также не менее 70 слов. Максимальное количество баллов за сочинение – 9.

Критерий оценки грамотности

Кроме того, существует очень важный критерий оценки грамотности, включающий орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы.

По критерию грамотности максимальное количество баллов за сочинение и изложение вместе – 8.

Очень важно знать, что отметка «5» при наборе нужного количества баллов за выполнение всех частей работы выставляется только в том случае, если учащийся набрал не менее 6 баллов по критериям грамотности!!!

Отметка «4» выставляется при наборе не менее 4 баллов по критериям грамотности.

При выполнении письменных заданий вы имеете право пользоваться орфографическим словарем. Старайтесь использовать это право по максимуму.

Тестовая часть задания и подготовка к ней

Как упоминалось ранее, в тестовой части вместо тринадцати вопросов осталось только семь.

Как правило, задания тестовой части во всех вариантах идентичны, поэтому наш совет по подготовке – стандартный. Берем и решаем пробные варианты – набиваем руку, пока задания не решаются сами, «на автомате».

И еще одно. Очень важно внимательно прочитать задание! 
Нужно посмотреть, что именно требуется в этом вопросе (часть речи, цифра или цифры, номер или номера).

Если заниматься регулярно, прорабатывать задания многократно и подробно, то подготовиться к ОГЭ можно в течение второго полугодия.

Экзамен длится 3 часа 55 минут. Это долго. Но время пролетает незаметно, поэтому не стоит расслабляться, нужно четко организовать процесс. При четкой организации, как показывает практика, в спокойной обстановке ученики справляются в среднем за 2 – 2,5 часа.

Отредактировано: 29 августа 2023г

Поделиться