© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Практика Семейного Обучения / 10-11 класс + ЕГЭ / ЕГЭ по литературе: сдавать нельзя помиловать

ЕГЭ по литературе: сдавать нельзя помиловать

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

31.08.2023

ЕГЭ по литературе: сдавать нельзя помиловать

Анастасия Бородина
15 января 2023

Отредактировано 29 августа 2023 года
Соответствует требованиям 2023-2024 учебного года

Для поступления на некоторые гуманитарные специальности приходится сдавать ЕГЭ по литературе. Часто возникает вопрос: как рассчитать свои силы, чтобы получить высокий результат и при этом не утонуть в бесконечных книгах, справочниках и методичках? Отвечает эксперт фонда «Свободное развитие», кандидат педагогических наук Анастасия Бородина.

Начнем с цифр.

  • 11 заданий включает в себя экзаменационный вариант.
  • 6 из них – тестовые вопросы.
  • 5 оставшихся – задания с развернутым ответом (кратким или объёмным сочинением).
  • 48 первичных балла составляют максимальный результат экзамена. Из них 42 первичных баллов ученик получает за написание сочинения и развёрнутых ответов на предложенные вопросы и только 6 за выполнение тестовой части.
  • 3 часа 55 минут (235 минут) – столько отводится на выполнение всего варианта.

Есть ли изменения в 2024 году?
Да!

25.08.2023 г. ФИПИ опубликовал на своём сайте https://fipi.ru/ проекты КИМ ЕГЭ на 2024 год. В варианте по литературе есть изменения содержания и структуры экзамена. Вступят ли они в силу в полном объёме? Вероятно, да.  

Окончательное утверждение структуры и содержания экзамена будет позже, поэтом пока разберём принципиальные отличия экзамена от формата прошлого года на уровне проекта. Итак, что может измениться в ЕГЭ по литературе?

  1. На одно тестовое задание стало меньше.
    К отрывку из первой части теперь задаётся три, а не четыре тестовых вопроса, где ответ вписывается в строчку или соотносится между предложенными вариантами.

Не спешите радоваться: теперь заработать «лёгкие» баллы сложнее, следовательно, придётся ещё внимательнее относиться к заданиям с развёрнутым ответом.

  1. Теперь первичных баллов 48, а не 53, как в прошлом году:
  • Только 6 баллов составляют «вес» тестовой части экзамена, остальное – баллы за развёрнутые ответы и сочинение, так что писать придётся хорошо и вдумчиво;
  • Задания 4 и 9 на анализ эпизода (раньше это были задании 5 и 10) оцениваются теперь по двум критериям вместо трёх и набирают всего по 4 балла (вместо 6, как в прошлом году);
  • Задания 5 и 10 на сопоставление (раньше это были задания 6 и 11) по-прежнему «стоят» целых 8 баллов каждое;
  • Задание 11 (раньше это было задание 12) по-прежнему самое «дорогое» и оценивается 18 баллами.

Это значит, что перевод из первичных баллов во вторичные (в 100-балльную систему), будет ещё строже и потеря первичного балла может привести к уменьшению итоговой суммы аж на 4 балла. Литература в этом плане держит планку одного из самых строгих предметов. Стоит быть готовым к тому, что набрать приличную сумму 85+ баллов в этом году становится ещё сложнее.

  1. Увы, грамматика теперь тоже оценивается. Долгое время литература обходила её стороной, оставляя на откуп русскому языку. Но в этом году в последний критерий проверки развёрнутых ответов и сочинения добавился пункт с грамматикой. Раньше оценивалась только речь и орфография с пунктуацией (в большом сочинении). Теперь эксперт снижает балл и за грамматические ошибки: если будет хотя бы по одной ошибке трёх видов (логическая, речевая, грамматическая), это приведёт к потере балла. Вероятно, это связано, опять же, с намерением «отсеять» искателей лёгких баллов и уменьшить статистику высоких отметок по предмету для того, чтобы на бюджет прошли самые целеустремлённые. В целом проверка речи ужесточилась: в сочинении задания 11 теперь можно допустить не более одной ошибки каждого вида (речевая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая), вместо двух, как было в прошлом году.
  2. Формулировка свободной темы 11.4 изменилась.

В вариантах прошлого года тема 11.4 формулировалась свободно и просила раскрыть заданное понятие на примере русской (или зарубежной) литературы. Теперь школьникам помогут с выбором: в тему уже будут включены имена трёх писателей-классиков, из которых требуется выбрать одного.

Пример из демоверсии: «Страницы истории в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)».

С одной стороны, это облегчает муки выбора старшеклассникам. А с другой – сужает творческое направление мысли и увеличивает риск попадания вопроса в круг незнания школьника.

  1. Изменения в кодификаторе.

Кодификатор – это список произведений для подготовки к ЕГЭ, знание которых помогает продемонстрировать набор знаний, умений и навыков, необходимых для аттестации 11-классника по предмету.

Во-первых, в кодификатор 2024 года добавили несколько произведений, которых не было ранее, например, роман Н.Г. Чернышевского «Что делать», роман-антиутопию Е. Замятина «Мы», произведения В.В. Набокова, роман Фадеева «Молодая гвардия» и другие тексты (и даже хорошо знакомый выпускникам советской школы автобиографический роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь»). Полный обновлённый список произведений можно найти в файле кодификатора к экзамену на сайте ФИПИ https://fipi.ru/. Создатели экзамена предупреждают, что новые тексты не будут включены в ЕГЭ, однако могут помочь при ответе на сопоставительные задания 5 и 10, а также при работе над развёрнутым сочинением (задание 11).  Так что знакомиться школьникам с ними, вероятно, придётся. 

Во-вторых, в новом кодификаторе выделено 12 основных текстов, которые могут попасться в первой части КИМа, (задания 1–5):

  1. А.Н. Островский. Драма «Гроза»
  2. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  3. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  4. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  5. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  6. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  7. А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»
  8. М. Горький. Пьеса «На дне»
  9. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  10. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  11. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
  12. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Особенно стоит прокомментировать, что в предлагаемом проекте   кодификатора убрана вся первая треть XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и т.д.), это объяснено тем, что творчество данного периода проверяется ранее, при сдаче ОГЭ по литературе. Однако не спешим радоваться и выбрасывать классиков: вопросы и темы сочинений составлены таким образом, что привлекать тексты данного периода всё равно необходимо, например, задание 10 в демоверсии просит назвать «произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором картины природы отражают внутренние переживания лирического героя», сравнив приведённое стихотворение с текстом Н.А. Заболоцкого. Очевидно, что здесь ожидают как раз анализ лирики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, которые не включены в 2024 году в кодификатор по литературе. Вывод простой: не ведёмся на уловки, не усекаем никакие периоды русской литературы и повторяем все ключевые произведения для глубокого и точного понимания сути вопроса и аргументации ответа.

На этом изменения заканчиваются. Теперь давайте разбираться, с чего же стоит начать подготовку.

ЕГЭ литература Избавляемся от стереотипов

1. Избавьтесь от стереотипов.

Бытует мнение, что сдать литературу несложно, главное – это хорошо писать и уметь выражать свое мнение по прочитанному тексту. Это миф. Первое, что стоит принять как данность: ЕГЭ по литературе объективно признан одним из самых сложных выпускных экзаменов. Откажитесь от мысли, что хорошее владение речью и когда-то давно прочитанные вами книги помогут прилично сдать литературу. Хотите результат 70+? Настройтесь на то, что придется готовиться так же усердно, как к математике, русскому, физике и другим предметам.

2. Тестами не ограничиться.

В предыдущие годы нерадивые школьники могли позволить себе такую роскошь: решить только тесты, не приступая к сочинению, и получить минимальный балл. Сегодня вариант составлен таким образом, что решить только тесты и набрать минимальный балл, увы, не получится. Придется осваивать сочинение и работу с предложенным отрывком произведения.

3. Читать придется много. Очень много.

Увы, ЕГЭ по литературе проверяет знание не только подробностей и нюансов произведения (в тестах есть вопросы про названия глав, фамилии и имена героев, события их жизни). Нужно еще и понимание общей структуры текста, его композиционного замысла, идейно-художественного своеобразия. Поэтому, если вы не настроены проводить много времени с книгой, вероятно, не стоит выбирать ЕГЭ по литературе.

4. Структурируйте факты.

Чтобы не запутаться с названиями текстов, героев, сюжетных линий, репетиторы часто рекомендуют завести специальную тетрадь и записывать в нее основную информацию по текстам: автор, название произведения, имена главных и второстепенных героев, проблематика, финал, ключевые эпизоды. Такой тетрадью удобно пользоваться в течение года, а потом по ней же можно повторять материал перед экзаменом.

5. Тренируем память.

Одним из самых сложных испытаний для 11-классников, сдающих ЕГЭ по литературе, становится предпоследнее задание, требующее сопоставить лирические тексты по заданному направлению анализа. Например, к приведённому на экзамене стихотворению Лермонтова о природе придётся не только подобрать (т.е. самостоятельно вспомнить) аналогичный лирический текст другого автора на ту же тему, но и убедительно его процитировать. Здесь без осмысленного запоминания и заучивания большого количества текстов на разные темы, увы, не обойтись.  

6. Речь – наше всё.

Что это значит? Будьте готовы к тому, что ЕГЭ по литературе проверяет не только знание текстов, но и речь. При поверке работ отдельный балл выставляется за соблюдение речевых норм (орфографии, пунктуации и грамматики) и оформление текста сочинения. Чаще всего именно этот критерий «западает» у школьников и существенно портит конечный результат. Как с этим работать? Тщательно формулируйте мысль. Оттачивайте умение ёмко и коротко писать о том, что думаете, избегайте слишком длинных предложений, в которых увязнете и запутаетесь.

А теперь самое главное: стоит ли вообще выбирать и сдавать литературу, если все так сложно? Безусловно, стоит, как бы страшно ни было. Да, это потребует долгой и упорной работы, но есть у нее и неоспоримые преимущества. Во время подготовки вы подробно изучите лучшие произведения классиков. Больше того, вы их не только перечитаете, но и поймете, выработаете в себе способность аналитически мыслить и сопоставлять различные тексты.

Вы сможете логично и последовательно рассуждать на заданную тему, красиво оформлять собственную мысль, кратко и емко высказывать ответ на вопрос. А такие умения пригодятся, конечно, не только на экзамене!

Продолжение темы — в следующей статье ЕГЭ по литературе – не для пугливых. Структура экзамена

Поделиться