Подскажите нам, группе родителей, которая решила перевести своих детей на семейное обучение, как это оформить юридически и с чего лучше начать. Возможно, ли нам договорится с одной школой? Мы планируем, со временем, создать свою начальную школу, а затем и среднюю, по системе одного известного педагога…
Договориться с одной школой можно. То, что дети из разных мест, значения не имеет
С 2015 года в Москве и области начали возникать объединения родителей. Позже этот процесс начался и в других регионах. У нас, как правило, собираются несколько живущих недалеко друг от друга семей вокруг мамы, обучившей одного или более детей до 5 класса или старше. Каждая семья оформляется в школу, к которой прикреплены дети опытной мамы. Необходимость в образовании юридического лица возникает только в связи с арендой помещения. Какую конкретно организационно-правовую форму выбрать, зависит от региона, подсказать лучший вариант могут местные юристы.
Образовательный процесс в объединении не похож на то, что происходит в маленькой школе. В основном детей учат родители у себя дома, какие-то консультации проводит в группе одна из мам, семьи вместе регулярно посещают музеи по этнографии, истории, географии, зоологии и изобразительному искусству. К аттестациями готовятся специально в конце учебного года, больше беспокоясь о том, чтобы изучаемые предметы были интересны.
Есть родители, которые учат детей сами без оформления в школе, предполагая сдавать все аттестации перед ОГЭ. Таких семей пока мало, так как закон, позволяющий такой вариант обучения, вступил в силу только в 2013 году.
Что касается организации начальной школы и старше — у меня такого опыта нет. На мой взгляд, семейное образование настолько превосходит обучение в любой классно-урочной системе, что для любого родителя, готового обеспечить обучение в семье, я бы советовал попробовать именно СО. Вернуться в систему всегда возможно.
Все дети разные. Любая методика, примененная к произвольно подобранной группе, обязательно породит насилие в отношении каких-то членов этой группы. Вы думаете, что для каждого ребенка невозможно написать свой учебный план? Есть целые страны, которые право на образование в своем законе записали не в общем виде, как в большинстве стран, а в виде права на индивидуальное образование — это Япония и Финляндия. Педагоги в этих странах выяснили, что есть социально значимое количество детей, не способных «хлебать знания» из общей тарелки. Я считаю, что каждый ребенок достоин того, чтобы знания ему давались в соответствие с его склонностями и темпом его развития. Иначе говоря, я сторонник индивидуального обучения. В наших условиях это можно осуществить, давая образование в семье. Опыт нашей семьи и десятков других доказал, что возможно обучить детей от 1-го до 11-го класса самостоятельно.
Мы помогаем родителям подобрать для каждого ребенка учебники, объясняем, в каком темпе их надо проходить, сколько всего по времени нужно заниматься в течение дня. Дети приходят к нам один раз в неделю. Мы проверяем, что сделано за неделю, и даем рекомендации. Важно то, что большую часть образовательного процесса осуществляют родители, ребенок действительно получает образование в семье.