© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские 
© Все права защищены
По вопросам использования материалов пишите  
в форму обратной связи
Главная / Практика Семейного Обучения / 10-11 класс + ЕГЭ / В биологии тоже решают задачи! Финальные задания ЕГЭ. Статья №5

В биологии тоже решают задачи! Финальные задания ЕГЭ. Статья №5

Семейное образование

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт сотен семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

30.01.2024

В биологии тоже решают задачи! Финальные задания ЕГЭ. Статья №5

7 января 2020

Если вы решили сдавать ЕГЭ по биологии, вам придется нелегко! Это мы не запугиваем, а предупреждаем: подойдите к подготовке серьезно! Тут пригодятся и фактические знания, и просто широкий кругозор вкупе с логикой. Мы постарались немного облегчить вам задачу и разобрать экзамен как можно подробнее. Для тех, кто запутался, это уже пятая (но, к счастью, заключительная) статья по теме. Если что-то пропустили, возвращайтесь и изучайте. А мы пока завершим обзор самых сложных вопросов в ЕГЭ.

Задание 26.

Тематический раздел – «Эволюция и экологические закономерности». В нем три тематических блока: «Общебиологические закономерности», «Основы экологии», «Человек».

Снова рассмотрим задание на конкретном примере. Возьмем вопрос из каталога заданий на сайте «Решу ЕГЭ» по тематическому боку «Основы экологии»: «Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?»

Правильный ответ должен состоять из нескольких утверждений. Начинаем «раскручивать» вопрос с конца.

1. Хищные рыбы питаются растительноядными, и если хищников будет мало, то сначала численность растительноядных рыб возрастет.

2. Следовательно, между растительноядными рыбами увеличится конкуренция за пищевой ресурс, и те особи, которые проиграли в конкурентной борьбе, будут слабеть от отсутствия пищи и в большей степени будут подвергаться различным заболеваниям.

3. Так как рыб разведется много, то заболеваемость среди них будет расти из-за большой плотности популяции, и в итоге численность растительноядных рыб неизбежно сократится.

Приведенный выше пример мы взяли потому, что в 26-м задании подавляющее большинство вопросов из тематического блока «Основы экологии» — это именно задачи на пищевую цепочку, пищевые пирамиды. В таких вопросах, так же, как и в нашем примере, нужно проанализировать, кто находится до и после указанных организмов в пищевой цепочке и к чему приводят изменения в этих звеньях. Также часто важно бывает разобраться, кто разлагает указанные в вопросе организмы в случае гибели.


ВНИМАНИЕ! Общая рекомендация по 26-му заданию такова: учитесь анализировать информацию, рассуждать, мыслить логически и до конца раскручивать цепочку рассуждений: о чем свидетельствует тот или иной факт, чем он был обусловлен в прошлом, что может случиться с его учетом в настоящем и как это повлияет на последующее звено событий в будущем. Не забываем, что кроме прямых связей есть еще и обратные. Пытаемся их понять и сформулировать, как они могут сработать. Чтобы задачи на способность рассуждать логически не ставили вас в тупик, постарайтесь во время подготовки к экзамену прорешать как можно больше тренировочных вариантов 26-го задания.


Задание 27.

Это задача по цитологии, по одному из трех тематических блоков: «Биосинтез белка», «Деление клеток», «Правило Чаргаффа/Энергетический обмен». Подходы к решению задач в каждом тематическом блоке различаются, поэтому поговорим отдельно про каждый из них.

Итак, биосинтез белка. Тому, кто знаком с программой по биологии за 9-й класс, известно, что это процесс, в ходе которого наследственная информация, закодированная в генах ДНК, реализуется в определенную последовательность аминокислот в белковых молекулах. А раз это процесс, то все его этапы можно записать в виде цепочки последовательных стадий.

Делаем на черновике шаблон схемы синтеза белка. Первые две строчки оставляем для записи буквенного обозначения ДНК, поскольку она состоит из двух полинуклеотидных цепочек, каждая из которых имеет свое обозначение. Затем с неё списывается по правилу комплементарности информационная РНК, для записи ее обозначения – третья строчка. К кодонам (триплетам) информационной РНК будут, опять же, по комплементарности подбираться антикодоны транспортных РНК. Для них оставляем четвертую строчку. И, наконец, на пятой строчке будем записывать буквенное обозначение синтезированного белка.

Заносим в получившийся шаблон ту информацию, которая дана в условии задачи. Анализируем. Из этих данных вычисляем, какова будет последовательность иРНК. Зная иРНК, можно воспользоваться таблицей генетического кода, которая прилагается к заданию, и выяснить аминокислотную последовательность белка. Конечно, надо еще научиться пользоваться этой таблицей.

Это задание требует большой внимательности, потому что тут очень важно – не перепутать соответствие букв в обозначениях ДНК, иРНК и тРНК. Один сбой – и ошибка пойдет по всей схеме и даст совершенно неправильный ответ.

Задачи по правилу Чаргаффа требуют хорошего владения той же теоретической информацией, что и задачи из уже рассмотренного нами тематического блока о биосинтезе белка.

В задачах на энергетический обмен, помимо знания теории по этой теме, следует обратить особое внимание на точность своих математических расчетов. Специалисты утверждают: задачи кажутся нереально сложными лишь для тех, кто не имеет представления о цитологии. Если человек в теме, он легко справится с ними, если ему хоть раз покажут, как это делается.

Что касается темы «Деление клеток», здесь нужно хорошо разбираться в митозе, мейозе и в жизненных циклах растений. Если вы хорошо знаете эти темы, проблем с задачей возникнуть не должно. Но обязательно начинайте с разбора уже готовых решений, которые потом сможете взять за образец.


ВНИМАНИЕ! Готовясь к экзамену, надо очень хорошо проработать теоретический материал по цитологии. Изучение теории совмещайте с решением задач из тренировочных вариантов ЕГЭ. Для начала разберите вариант, к которому уже дано решение. Если этого мало, найдите обучающий ролик на Ютюбе или на ресурсе «Интернет-урок». Все равно остались вопросы? Возьмите один-два урока у репетитора или позанимайтесь вместе с другим выпускником, который тоже готовится к ЕГЭ по биологии и уже справился с этой темой. Совместно прорешав несколько задач, вы усвоите принцип подхода к ним, и дальше будет значительно легче.


ЕГЭ по биологии генетика

Задание 28.

Это последнее задание ЕГЭ. Здесь предлагается решить задачу по генетике. Как показывает практика, каждый выпускник по-своему оценивает сложность этого задания. Кому-то оно дается очень легко, а кто-то не может разобраться даже с репетитором. Поэтому мы не будем брать на себя его роль и вдаваться в подробные объяснения. Они очень хорошо изложены в пособии для подготовки к ЕГЭ (С.И. Колесников: ЕГЭ и ОГЭ. Биология. Большой справочник для подготовки) или в пособии для тематического тренинга по генетике (А.А. Кириленко: ЕГЭ. Биология. Раздел генетика). Почитав тему в справочнике, сразу же проверьте свои знания решением задач в формате ЕГЭ. Начтите с моно- и дигибридного скрещивания, потом изучите тему про сцепление генов, потом – про генеалогический метод, а в конце – кодоминирование.

Наши консультанты рекомендуют подходить к решению задач по генетике так же, как к задачам из предыдущего задания по цитологии. А именно:

· разбирайте образцы решения, чтобы уловить общий принцип и шаблон, по которому требуется построить ответ (а для задач по генетике такой шаблон есть),

· ищите и изучайте видеоуроки на эту тему,

· советуйтесь с другими одиннадцатиклассниками, которые тоже готовятся к этому экзамену,

· если остаются невыясненные вопросы, запишите их и обратитесь к репетитору.

Общая рекомендация по подготовке к заданиям № 27 и 28.

В процессе подготовки к экзамену совмещайте выполнение тренировочных вариантов задач по цитологии и генетике и заданий с 3-го по 8-е – темы в них пересекаются.

Вообще, в подготовке к любому экзамену важен структурный подход. Объединяйте похожие задания, изучайте теорию целыми темами, и тогда знания усвоятся четко, и выудить их из памяти в нужный момент не составит труда! А чтобы при этом не отвыкнуть от формата экзамена, за месяц-два до ЕГЭ начинайте прорешивать пробные тесты целиком. Это универсальный рецепт продуктивной подготовки! Именно им мы завершим наш долгий (но полезный!) обзор ЕГЭ по биологии. Если вы только в начале пути, он может выглядеть пугающе. Но, поверьте, к концу учебного года вы справитесь с каждым из этих вопросов! Мы – точно верим!

 

 

Поделиться