Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




8 класс. Природа России

В. Г. Чапковская

Пояснение:

Самостоятельное изучение раздела географии в старших классах предполагает занятия дома с использованием учебника, атласа, контурных карт. Продолжительность самостоятельных занятий один-полтора часа в неделю. Результаты изучения в виде вопросов и ответов на них должны быть записаны в тетрадь, также фиксируется дата, время начала и конца занятий. Ответы на вопросы должны быть краткими, содержать определения, если они есть, и конкретные примеры. Можно чертить схемы, таблицы и наносить информацию для наглядности на контурную карту. Тетрадей должно быть две, одна сдается на проверку, в другой выполняется очередное задание. В заданиях по контурной карте тоже должны быть отмечены время и дата выполнения. В последнюю неделю четверти учащийся пишет контрольную работу. Она составлена по пройденным за четверть темам. Аттестация производится по сданным еженедельным заданиям и оценке за контрольную работу. Аналогичным образом подводится итог за год.
При выполнении домашнего задания можно использовать любые источники информации: учебники, пособия, энциклопедии, интернет. За неделю до итоговой контрольной работы можно получить консультацию по неясным для учащегося вопросам.

Рекомендуемые учебники:
1. Э.М. Раковская «География. Природа России»
2. География. 9 класс. Экзамен на 5. (Экзаменационные вопросы и ответы). Авторs-составителb И. В. Душина, Е. А. Таможняя/
3. Атлас для 8-9 классов и комплект контурных карт.

Первая четверть: 8 недель (сентябрь — октябрь)

Тема 1. Географическое положение

1-я неделя
1. Каково влияние географического положения на условия жизни населения.
2. Назовите и покажите на карте все государства, с которыми Россия имеет границу по суше.
3. Укажите основные особенности географического положения нашей страны.
4. Какое влияние оказывают океаны и моря на другие компоненты природы?
5. Как используются моря и океаны человеком?
6. Каковы особенности морей Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов?

Задания:
По карте определите расстояние между м. Канин нос и городом Махачкала.
Определите приближенно протяженность страны с запада на восток в км.
Определите координаты четырех материковых крайних точек нашей страны.
Надпишите названия соседних государств.

2-я неделя
1. Что такое местное время, декретное время, летнее время?
2. В каких часовых поясах расположена наша страна?
3. Сколько часов разделяют Чукотку и Калининградскую область?
4. Какое время показывают часы на вокзалах? в аэропортах? на автобусных станциях?
5. Что такое московское время?

Тема 2. Рельеф

3-я неделя
1. Какие сведения можно получить из геохронологической таблицы?
2. Что изображено на тектонической карте атласа? Где на территории России находятся сейсмические зоны?
3. Какие внешние процессы формируют рельеф? Какие внутренние?
4. Что такое — оползни, обвалы, морены и сели?
5. На какой лит. плите находятся Сибирская и Русская платформы? Какие формы рельефа им соответствуют?

Задания:
Нанесите на контурную карту основные литосферные плиты и линии разломов.

4-я неделя
1. Расскажите о размещении крупных форм рельефа на территории России.
2. На каких литосферных плитах находятся крупнейшие равнины России?

Задания по контурной карте:
нанести по памяти и подписать.
Рельеф: Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Валдайская, Тиманский кряж, Приднепровская.
Горы: Кавказ, Уральские, Алтай, Саяны, Хибины; Хребты:Верхоянский, Черского, Яблоновый.
Вулканы: Щивелуч (Камчатка), Ключевская сопка (Камчатка), Авачинская сопка (Камчатка).

5-я неделя
Какими полезными ископаемыми богата Россия?

Задания по контурной карте:
нанести по памяти и подписать основные месторождения железной руды, угля из перечисленных ниже:
Основные месторождения полезных ископаемых:
Урал — железные, медные, хромовые и никелевые руды, золото и платину, драгоценные и полудрагоценные камни.
Горы Забайкалья — полиметаллические, железные и медные руды, асбест и золото.
Хибины — апатиты и железные руды.
Алтай — запасы полиметаллические руды и ртуть,
Саяны — железные руды.
Горы Северо-Востока и Дальнего Востока — олово, полиметаллические руды, вольфрам и золото,
Кавказ — полиметаллические и вольфрамово-молибденовые руды.
Курская магнитная аномалия (КМА) — железная руда.

6-я неделя

Задания по контурной карте:
нанести по памяти и подписать основные месторождения нефти, газа из перечисленных ниже:
Нефть и газ: в центральной части Западной Сибири; на северо-востоке Русской равнины (река Печора), между Волгой и Уральскими горами, в предгорьях Северного Кавказа и на острове Сахалин.

Тема 3. Климат и климатические ресурсы

7-я неделя
1. Факторы, определяющие особенности климата России
2. Как влияет на климат географическое положение?
3. Что такое солнечная радиация, суммарная радиация, радиационный баланс?
4. Как влияет подстилающая поверхность на радиационный баланс?
5. Что такое — атмосферные фронты. Как образуются циклоны и антициклоны.
6. Распределение осадков по территории страны. Коэффициент увлажнения.
7. Типы климатов России. Агроклиматические ресурсы.

Задания по контурной карте:
Нанесите на карту страны направления преобладающих воздушных масс, зимних и летних.
Отметьте на карте типы климатов. Опишите климаты в во всех типах, взяв для примера по одному городу.

8-я неделя
Повторение материала первой четверти.

1. Необходимо знать следующие термины:
Местное, декретное, летнее время, часовые пояса, платформа, щит, сброс, грабен, горст, длина, падение, уклон, режим питания, половодье, паводок, межень, ледоход и ледостав, речной сток, солнечная радиация, суммарная радиация, радиационный баланс атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, коэффициент увлажнения.
2. Необходимо наносить по памяти на контурную карту следующие географические объекты:
Моря: Берингово. Охотское, Северное, Балтийское, Черное, Азовское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно — Сибирское, Чукотское.
Заливы: Ботнический, Финский, Канадалакшская губа, Онежская губа, Обская губа, Енисейский залив,
Проливы: Берингов, Лаперуза, Татарский.
Острова и архипелаги:
Командорские, Курильские, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Сахалин, Врангеля.
Полуострова:
Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
Равнины и низменности:<br> Прикаспийская, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.

Контрольная работа за 1-ю четверть (пример)

Тема 1. Географическое положение

1. Какая точка нашей страны является крайней восточной на континенте?
2. С какими государствами Россия граничит на севере по суше и морю?
3. Выделите моря Атлантического океана, которые омывают берега России.
4. В каком море, омывающем берега нашей страны, наблюдаются самые большие приливы?
5. Определите, какие острова, полуострова, горы разделяют моря:
Чёрное и Каспийское. Баренцево и Карское
Море Лаптевых и Восточно-Сибирское. Охотское и Берингово
6. Какое море, омывающее берега России, богато нефтью?
7. Определите, сколько часов составляет разница во времени между Москвой и Новосибирском?
8. Определите, какие территории России неблагоприятны для заселения и развития хозяйственной деятельности.

Тема 2. Рельеф.

9. Нанесите на карту следующие формы рельефа: Хребет Черского; горы Кавказ и Алтай. Приволжская низменность; Среднесибирское плоскогорье.
10. Назовите формы рельефа, созданные внутренними процессами в земной коре.
11. Почему на Камчатке и Курилах проявляется активная сейсмическая деятельность?
12. Для какой тектонической структуры характерно только горизонтальное залегание горных пород?
13. Почему Уральские горы так богаты полезными ископаемыми?
14. К каким тектоническим структурам приурочены месторождения в основном рудных полезных ископаемых?
15. Как образовались осадочные горные породы?
16. Какие процессы, вызванные силой тяжести, наблюдаются на берегах рек, в горах, на склонах оврагов?

Тема 3. Климат

17. Какие факторы влияют на формирование климата?
18. Какие горы являются препятствием для проникновения воздушных масс во внутренние районы страны?
19. От какой поверхности солнечная радиация отражается меньше?
20. Почему континентальность климата в умеренном поясе увеличивается с запада на восток?
21. Определите общие черты для климатов умеренного пояса.
22. Сравните климаты городов: 1. Москва. 2. Якутск. 3. Владивосток - по диаграммам на климатической карте.









 


© 2005-2021 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100