Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Тема - "Самостоятельность в обучении (Москва)"

Здравствуйте, гость!

  Форум для родителей-практиков семейного образования
   > Самостоятельность в обучении (Москва)
[ Новая тема ]

Ego Darling

Администратор
Самостоятельность в обучении (Москва)
11:45:32 24 Февраль 2007
[ Профиль ]
Это тема выносится мной отдельно из нет мотивации к учебе.

По нашему опыту, в начальной школе дети не могут обучаться самостоятельно, т.к. ещё не умеют сами выходить из тупиков.

Возможность обратиться за помощью к родителям должна быть всегда. Воспитание - это искусство, здесь оно состоит в том, чтобы помощь была своевременной. Нужной, полезной, ненавязчивой и по делу - несомненно. В идеальной ситуации ребёнок ощущает, что он сделал это САМ и САМ хотел это сделать. Этому как раз и способствует готовность взрослого оказать своевременную помощь в интерактивном режиме: есть неясность, вопрос, проблема - решаем тут же, не надо никаких мучительных пробуксовок в тупиках.

"Сам хотел" - это из мотивации, и я продолжу об этом в той теме.
"Сделал сам" будет честным, если помощь родителя будет лишь там, где она необходима, но всегда доступна - чтоб не было простоев, когда ребёнок бессмысленно тычется в тупике, теряя время и интерес. От родителей тут требуется особая деликатность и "настроенность" на ребёнка, ибо IMHO проблема нашего общества - это потеря доверительного контакта между детьми и родителями. Семейное образование будет успешным, если родители смогут это взаимное доверие сохранить или вернуть, помня при этом, что они - родители, много старше и опытнее, поэтому о равенсте в ответственности здесь речи быть не может.

"Сделал сам" - оно ведь всегда "сам": написал хотя бы, прочёл, сел за стол, нашёл учебник-тетрадку и т.д. Великолепно, когда объяснение нового материла идёт так, что ребёнок уверен, что это всё очевидно и он понял это сам. Кстати, разве можно понять не самому?

Конечно, очень хочется начать приучать к самостоятельному обучению сразу. Ловушка для родителей здесь кроется в том, что, лишь вместе со взрослым выходя из тупиков, ребёнок накапливает позитивный опыт решения проблем вместе с уверенностью в своих силах и в 5-6 классах готов начать учиться самостоятельной обработке нового материла, его оценке, а позже - и выборе источников материала, т.е. полностью самостоятельной учёбе. Но в начале обучения ребёнок обычно может и готов сам переписать из учебника, сам решить примеры и т.д. - и родитель ловится: "Ребёнок может учиться сам!". Однажды пример не решается, задачи надоедают, переписывать надоедает ещё больше и прочие варианты на тему "тупик" - ребёнок не может найти решения и чаще всего просто пытается уклониться от учёбы. Его поведение кажется странным, ленивым или ещё каким, а малыш просто запутался.

Далее я на личных примерах постараюсь проиллюстрировать эту теоретическую часть.


Ego Darling

Администратор
Re(1): Самостоятельность в обучении (Москва)
10:05:05 27 Февраль 2007
[ Профиль ]
Из теории ещё хочется добавить такой важный момент:
Самостоятельность - это качество, нужное любому человеку, независимо от наличия у него младших/старших сестёр/братьев. Количество детей в семье несомненно влияет на то, как живёт семья, как строится в ней процесс домашнего образования. В любой конкретной ситуации с чем-то будет легче, с чем-то сложнее. Например, единственный ребёнок скорей рискует столкнуться с гиперопёкой, старший при многих младших - с самостоятельностью в виде принудительного кормления. И то и другое не есть хорошо, родители должны помнить об этом. (Хочу подчеркнуть, что этот момент опять из области психологии, его пришлось бы решать при любой форме обучения.)

Val

Пользователь
Re(2): Самостоятельность в обучении (Москва)
18:16:45 28 Февраль 2007
[ Профиль ]
Я пока полутеоретик, систематически не занимаемся, поэтому просто делюсь ссылкой. Может быть, кому-то поможет в самоорганизации деток: http://www....0529-06.htm -
"Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников". Там некоторые пункты даны в привязке к школьной системе, но если их выбросить, вероятно, для части деток этот метод окажестя полезен.





 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100