Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Обращение руководителя общественного движения «Семейное образование» в Федеральный центр образовательного законодательства.

-

Федеральный центр образовательного законодательства

115 093 г. Москва ул. Люсиновская д.51 каб. 522

Директору  Насонкину В. В.

 От: Макаревич М.В.

 

                                                Обращение.

Уважаемый Владимир Владиславович!

В настоящее время, в связи с вступлением в силу  Закона об образовании № 273-ФЗ, возникла ситуация, когда  нарушается право детей, получающих образование в семье,  на бесплатное и доступное образование. В частности, москвичи столкнулись с тем, что должностные лица Департамента образования города Москвы и руководители образовательных учреждений неверно трактуют положения принятого Федерального закона, в частности п.1 ст. 17 – о том, что якобы от образовательных учреждений организационно и финансово отделены обучающиеся, получающие образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в формах семейного образования и самообразования), и что они исключаются из контингента образовательной организации, в которой они ранее обучались или числились в контингенте.

1)  В настоящее время в  Москве продолжают действовать, не признаны отменёнными, правовые нормы, не противоречащие федеральному закону об образовании, а именно Закон № 25 г. Москвы, в п.3.1. ст.6 которого прописана компенсация родителям, осуществляющим образование ребёнка в семье, и Распоряжение Правительства Москвы № 2737 от 20 ноября 2008г., согласно которому обучающимся, получающим образование в семье, должна выплачиваться компенсация за питание. Но  Департамент образования г. Москвы не выплачивает данные компенсации, объясняя это тем, что раз в новом законе об образовании в ст.17 сказано, что семейное образование – это образование, получаемое вне образовательного учреждения, а Конституция гарантирует бесплатность и общедоступность образования в образовательных учреждениях и на предприятиях, то  родители  не должны ничего получать. Дети, по мнению чиновников, не должны получать компенсацию за питание, поскольку, как заявляют чиновники, они не являются  обучающимися.

Такое толкование закона нарушает фундаментальное право ребёнка на образование.  При этом  права это юридические возможности человека, осуществление которых предполагает исполнение государственными органами соответствующих обязанностей, как  пояснила  Путило Н.В., кандидат юридических наук; заведующая отделом социологических проблем реализации законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в статье
«Правовой статус обучающихся в актах федерального законодательства и законах субъектов Российской Федерации» на сайте  Федерального центра образовательного законодательства.

 Также такое толкование закона чиновниками нарушает  конституционный принцип равенства прав.   Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции России государство гарантирует равенство прав человека независимо от имущественного и должностного положения, убеждений, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Очевидно, что различные формы получения образования могут быть вызваны различными убеждениями, той или иной социальной, национальной, религиозной принадлежностью и  ставят обучающихся в различное социальное, должностное положение, возлагают на них различные обязанности, однако это не должно ограничивать их права на образование в объёме федерального образовательного государственного стандарта (в т.ч. и на государственную поддержку его получения в различных формах) – независимо от убеждений, социальной, национальной, религиозной или иной принадлежности, которые и обусловили выбор той или иной формы получения образования.

В силу ч. 1 ст. 27 Конвенции о правах ребёнка ,

государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

Толкование закона  чиновниками от образования расходится  с заявлением министра образования РФ, который на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС 26 февраля 2014г. подчеркнул, что « в условиях нормативно-подушевого финансирования определенную сумму за каждого ребенка получает именно та организация, где он получает образование, и если это происходит в семье, то и выплаты должны осуществляться в семью».

Незаконно отказывая в возмещении затрат на образование и питание обучающимся в семейной форме, чиновники  ликвидируют тем самым гарантированную государством общедоступность образования в семейной форме, т.к. она ложится тяжёлым бременем на бюджет семьи, для которой не всегда посильными являются такие расходы, особенно если семья многодетная. А ведь в государственном бюджете эти средства предусмотрены на обучающихся, независимо от формы их образования. Куда же эти средства деваются, не попадая в бюджет семей, несущих расходы по обеспечению образования своих детей?

2)

Доктором юридических наук, научным консультантом «Федерального центра образовательного законодательства»,, профессором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Козыриным А.Н. были сделаны комментарии к  ст.10  предыдущего  закона об образовании № 3266-1, в которых он разъяснил, что образование может быть получено как в в образовательном учреждении о по следующим формам: очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам и

вне образовательного учреждения в форме семейного образования, самообразования и экстерната.

Согласно этим комментариям, и в предыдущем законе об образовании семейное образование было образованием, получаемым вне образовательного учреждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с Уставом Федерального центра образовательного права ( п.2.5., (з) ,Прошу Вас:

- подтвердить тот факт, что согласно  предыдущему закону об образовании №3266-1, семейное образование также являлось образованием, получаемым вне образовательного учреждения, так как  комментарии  к закону об образовании № 3266-1 с недавнего времени, к сожалению, не находятся в свободном доступе на сайте  Федерального центра образовательного права, вероятно, в связи с реорганизацией сайта;

- подтвердить тот факт, что дети, получающие образование в семье, являются обучающимися и в отношении них не может быть произведено изъятие социальных прав и гарантий, которые установлены  Законом об образовании № 273-ФЗ;

Также Прошу Вас в меру своих полномочий содействовать восстановлению прав обучающихся по семейной форме образования в Москве.

 

С уважением, Макаревич Маргарита Владимировна, руководитель общественного движения «Семейное образование».

30 июля 2014г.

 









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100