Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Обзор форм образования

Алина Дьякова

Выбор формы образования

Государство РФ поддерживает различные формы образования.

В законе РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" перечисляется 2 формы образования («в» и «вне» образовательной организации) и 5 форм обучения (ст. 17)

Решение о выборе формы образования – безусловное право родителя

Отказ в переводе ребенка на другую форму обучения законодательством РФ не предусмотрен. Это решение принимается с учетом мнения ребенка (ст. 3 часть 1 п. 7, ст. 34 часть 1 п. 1, ст. 44 часть 3 п. 1, ст. 63 часть 4).

Для перевода на любую из форм от родителя требуется только заявление в школу о выборе формы, другие документы не требуются. Директор обязан издать по этому заявлению приказ о переводе, иначе будет нарушено ваше конституционное право на образование. Это право не может зависеть от того, есть ли, например, выбранная вами форма в Уставе школы – напротив, Устав школы должен соответствовать законодательству РФ.

Написать заявление о выборе формы вы можете в любой момент, закон ничем не ограничивает ни сроки, ни максимальное количество изменений формы, а это значит, что учащиеся или (и) законные представители вправе менять форму обучения хоть ежедневно. Рекомендуем не писать заявление перед окончанием четверти: после получения четвертных оценок вы уменьшаете количество аттестационного материала еще на одну четверть.

Сроки приема заявлений о зачислении в первый класс оговариваются Приказом Минобрнауки РФ от 22 января 2014 г. N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля.

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест.

Школы, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

Зачисление в школу оформляется приказом в течение 7 рабочих дней после приема документов.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Школы часто берут детей больше нормы 25 учащихся на класс (если, конечно, их не смущает Ваш выбор формы). По логике на семейном обучении не требуется свободного места, но так как это не оговорено в документе, школы часто пользуются формальным поводом для отказа из-за нежелания иметь дело с данной формой обучения.

Формы образования в РФ

В РФ 2 формы образования:"В организации" и "Вне организации"

Им соотвествуют 5 форм обучения: очная, очно-заочная, заочная, семейная, самообразование.


Форма получения образования


В организации

Вне организации


Форма обучения


очная

очно-заочная

заочная

семейная

самообразование


Зачисление в школу


для обучения и аттестации

для аттестации в качестве экстерна


Кто информирует местные органы управления образованием


школа

родители

 


Где обучается ребенок


в школе

в семье

самостоятельно


Промежуточная аттестация


в школе очно

в школе очно или дистанционно

в школе очно или дистанционно


Государственная (итоговая) аттестация


в школе очно и одинаково для всех форм обучения


Кто выбирает форму получения образования и форму обучения


родители с учетом мнения ребенка

Родители или ребенок (после получения основного общего образования или после достижения 18 лет)

           

 

Возможность большей самостоятельности в образовании ребенка, чем мы привыкли, содержится во всех 5 формах обучения, в том числе при очном обучении.

Очное обучение.

Очники, так же как и обучающиеся на других формах образования, имеют право на обучение по Индивидуальному Учебному Плану (ст. 34, часть 1 п. 3). ИУП позволяет очнику изучать предметы в более свободном режиме, не меняя форму обучения (см. отличия от надомного образования ниже).

Заочное обучение.

При заочном обучении отвечает за результат школа, задания дает школа, она определяет, сколько дать заданий, и как часто вы обязаны (или имеете право) консультироваться с учителем, то есть может обязать вас бывать в школе хоть каждый день; а может пригласить вас сразу на экзамен за год. Нет никаких регулирующих актов на федеральном уровне, порядок получения образования в заочной форме определяет сама школа. На деле может оказаться, что это самое настоящее образование в семье, только деньги за него будет получать школа.

Очно-заочная форма.

Эта форма – прекрасный выбор для тех, кто не готов расстаться со школой полностью (или не готов полностью в ней присутствовать).

Например, мы можем ходить в школу один раз в неделю, потому что не готовы возить ребенка в школу каждый день; или посещать только урок ИЗО, так как ради него мы и выбрали эту школу, либо урок английского языка, так как не хотим нанимать репетитора, а уровень знания языка недостаточен для преподавания. А остальные предметы мы будем изучать самостоятельно, с аттестацией один раз в год по курсу.

Эти же условия можно организовать с помощью сочетания форм (ст. 17 часть 4)

При выборе подобных вариантов необходимо в заявлении точно указать, как именно вы предполагаете обустроить Ваше посещение школы, в связи с вашим ИУПом.

Семейное образование

Семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2).

Зачисление в школу.

Отчисления обучающегося в связи с изменением формы обучения и переходом на семейную форму обучения федеральными нормативными правовыми актами в сфере образования не предусмотрено.

Отказ в зачислении обучающегося в семье на основании 17 статьи Закона об образовании, относящей семейную форму обучения к формам образования «вне» образовательной организации, попытки отчислить обучающихся на основании выбора семейной формы неправомерны и нарушают 61 статью, которая регулирует отчисление из школы. По статье 2. п. 15, ст. 33. п. 9 дети, получающие образование в семейной форме, являются обучающимися, зачисляются в школу в качестве экстернов и имеют все права по 34 статье.

Сроки зачисления в качестве экстерна

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 говорится, что обучающийся в семье зачисляется в школу в качестве экстерна, и «по желанию родителей (законных представителей) образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка».

Таким образом, можно писать заявление о проведении промежуточной аттестации в конце каждого учебного года, а в остальное время даже не числиться в школе; а можно писать такое заявление в начале каждого года, чтобы, будучи зачисленным для прохождения промежуточной аттестации, получать бесплатно учебники в школьной библиотеке, справки, что ребенок числится в школе, и выплаты, там, где местные органы уже разработали порядок выплаты компенсаций.

Аттестация на СО

При всех формах образования контроль за качеством образования (в рамках Федерального Государственного стандарта общего образования) в нашей стране остается за школой.

Согласно ст. 34 ч. 3 «Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе»

Поэтому текущая аттестация на СО не проводится, экстерны проходят только промежуточную (переводящую в следующий класс) аттестацию и государственную итоговую в 9 и 11 классах. Обязательным в РФ по Конституции является общее образование, то есть 9 классов. По Закону об образовании, принятом в 2012 году, обязательным считается среднее общее образовании.

 

Ни в законе об образовании, ни в письме Минобра от 15 ноября 2013 года не говорится об обязательности ежегодного прохождения ПА, речь идет только о праве.

Однако в п. 9 Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» говорится:

«9. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных)».

В 11 классе условия участия в ЕГЭ другие:

«9. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных)».

Порядок проведения государственной итоговой аттестации, утвержденный приказом Минобра РФ 26 декабря 2013 г. N 1400 в 2014 году редактирован пункт 9:

В обоих приказах условия допуска обучающихся на семейной форме вынесены в отдельный 10 пункт:

«10. Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации…»

Этот пункт позволяет рассматривать ежегодное прохождение ПА для допуска к ГИА необязательным (экстерном означает: сразу за весь школьный курс, причем только по предметам инвариантной части базисного учебного плана).

Договор на СО

По закону обучающиеся на семейном образовании и самообразовании имеют право на ПА в качестве экстерна (часть 3 статьи 34). Положение об экстернате отменено в 2013 году и сейчас нет документа, регулирующего прохождение ПА в качестве экстерна на федеральном уровне. Тем более важно заключение договора между родителем и школой, который защитит Ваши права.

Заключение договора о СО или ПА не предусмотрено Законом об образовании, но и не противоречит ему. Опыт родителей говорит о том, что заключение продуманного договора, выгодного обеим сторонам, предотвращает многие проблемы. В нем можно предусмотреть право ребенка на индивидуальный учебный план, форму экзаменов, консультации перед экзаменами, методическую помощь, Ваше присутствие на экзаменах и т.д. Местные Положения о семейном образовании обычно обязывают школу заключать договор, образец которого дается в приложении к Положению. Так как в нашей стране существует свобода заключения договора (ГК РФ глава 28), вы имеете право вести переговоры со школой об условиях договора, вносить свои пункты, исключать пункты из типового варианта, никто не может принудить Вас подписать не устраивающий вас договор.

Ответственность

При получении образования в форме семейного образования школа не несет ответственность за качество образования, но несет ответственность за организацию и проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Ст. 58 Закона об образовании: «Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации».

Компенсации за СО

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» установлен принцип нормативно-подушевого финансирования обучающихся, согласно которому «деньги следуют за учеником».

Региональные бюджеты выделяют деньги на образование всех детей, независимо от формы образования. Если ребенок учится в семье, деньги должен получать родитель. Для финансирования семейного образования региону не нужно изыскивать дополнительные деньги. Нормативно-подушевое финансирование предполагает, что на обучение ребенка уже заложена сумма в бюджет.

Родитель получает компенсацию за счет субвенции из бюджета региона на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, что значительно меньше всей суммы, потраченной на обучение «очника» в школе, то есть выгодно государству.

Однако местные власти не спешат приводить местное законодательство в соотвествие федеральному. Всего несколько регионов приняли необходимые правовые акты для регулирования выплаты компенсаций родителям. В Москве выплаты предусмотрены ст 6 п 3.1 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 г. №25 «О развитии образования в городе Москве» http://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=Vzgliad&b=2&a=6

Обычно такие решения принимаются местными властями только под давлением родителей. Например, в Омске этим летом в результате действий родительницы Ирины Глазковой восстановили отмененное в 2013 году финансирование, теперь на обучающегося в семейной форме снова положены выплаты:

1 ступень (начальное общее образование) – 7816 рублей в месяц;

2 ступень (основное общее образование) – 9770 рублей в месяц;

3 ступень (среднее общее образование) – 11724 рубля в месяц.

Приказ Министерства образования Омской области от 16. 06. 2015 Об утверждении Порядков выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования

 

Самообразование

1. Предполагает самостоятельное изучение общеобразовательной программы без зачисления в образовательное учреждение.

2. Для прохождения аттестации и получения документов об образовании зачисляется в школу в качестве экстерна в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.

По мнению некоторых источников http://profamilia.ru/read/1183, закон, вступивший в силу в 2013 году, изменил возраст, в котором возможна это форма:

Статья 63.

«1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования».

Из этих пунктов сделан вывод, что «образование может быть: дошкольным, начальным общим(1-4 класс), основным общим(5-9 класс), средним общим(10-11), и следовательно, вне школы на двух младших ступенях (1-9 кл) образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание)».

Однако те же строки толкуют и по-другому: три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они преподаются в средних школах; или даже так: во фразе «Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования» нет слова «только», поэтому самообразование возможно на любой ступени.

Логично было бы предположить, что при подобной форме образования учащийся не зачислен ни в одно учебное учреждение и аттестуется только на итоговой государственной аттестации (с одной промежуточной аттестацией в качестве допуска).

Но на федеральном уровне нет ни одного подзаконного акта, регулирующего самообразование, также нет и свежих комментариев. Последний дан на 2006 г. Федеральным центром образовательного законодательства http://фцоз.рф/faq/index.phtml?cat=91#a626:

«В настоящее время статус лица, получающего общее образование в форме самообразования, характеризуется тем, что обучающийся не зачислен для прохождения обучения или промежуточной и итоговой аттестации ни в одно из предусмотренных системой образования образовательное учреждение и самостоятельно изучает общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В форме самообразования осваиваются также образовательные программы гражданами, содержащимися в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях в соответствии с п. 12 ст. 50 Закона РФ «Об образовании». Статус лица, получающего общее образование в форме самообразования, не может быть подтвержден документально, что следует из п. 2.2. Положения о получении общего образования в форме экстерната, поэтому зачисление в общеобразовательное учреждение в качестве экстерна производится после установления уровня освоенных поступающим общеобразовательных программ в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения».

***

В связи с тем, что много вопросов возникает из-за отмененной формы образования «экстернат» и об индивидуальном обучении на дому, а также о дистанционном обучении, считаем нужным обсудить и эти термины, хотя они не являются формами образования или обучения.

Экстернат – форма прохождения аттестации.

Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает такую форму получения образования, как экстернат. Вместе с тем статья 17, статья 34 данного Федерального закона предусматривает возможность получения образования в форме семейного образования и самообразования.

Экстернат в новом законе является не формой получения образования, а формой прохождения аттестации. К сожалению, отменив в 2013 году Положение об экстернате в связи с вступлением в силу нового закона об образовании, Минобр не создал новый документ, поэтому прохождение ПА в качестве экстерна регулируется только самим образовательным учреждением.

Индивидуальное обучение на дому (Надомное обучение) – обучение школьным учителем на дому больного ребенка.

Как работники школы, так и родители иногда смешивают понятия «семейное обучение», «домашнее обучение», «индивидуальный учебный план», «индивидуального обучения на дому».

В соответствии с п. 5, п. 6 ст. 41, п. 10, п. 11 ст. 66 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании" для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому. При этом финансовое обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъектов РФ.

Существует с советских времен для детей-инвалидов. Учит школьный учитель (бесплатно).

"Надомное" - просто привычное для учителей название, так же как и "домашнее" - все для одного и того же «индивидуального обучения на дому». А в законе об образовании это звучит так:

"Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)", в документах Минздрава: "Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому"

Существует официальный перечень заболеваний, дающий право на надомное обучение.

http://psychiatr-spb.narod.ru/index.files/Page2086.htm

Решение принимает специальная медицинская комиссия. По справке от врача школа переводит ребенка на надомное обучение.

При этом количество часов сокращено.

В соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 25.10.88 г. N 93-01-703/11-14 количество часов учебного плана составляет: в I-IV классах - 8 часов, в V-VIII классах - 10 часов, в IX классе - 11 часов, в Х-ХI классах - 12 часов в неделю.

Подробнее: http://www.menobr.ru/materials/727/4994/#q1

Дистанционное образование – технология образования, применимая на разных формах обучения (заочной, семейной, самообразовании).

По ст. 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Закона об образовании "Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ http://www.rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html

Есть несколько возможностей использовать дистанционные технологии:

1. Аттестоваться (бесплатно) дистанционно, числясь на СО, заочной, очно-заочной формах обучения. В Ижевске я знаю точно о 2 школах, которые в состоянии это сделать - 80 и 97, в Москве - о 20 школах. http://snt.mos.ru/members.html

Кроме того, любая школа может участвовать в проекте https://statgrad.org/

2. Обучаться (бесплатно) дистанционно: школьные учителя проводят уроки по скайпу, школа контролирует полностью и процесс обучения, и аттестации. Такая возможность есть в указанных выше школах.

3. Обучаться и аттестоваться дистанционно в платных школах. Такие платные школы как экстерн-офис Битнера, ЦОДИВ, МШЗД ко всему прочему зачисляют учащегося на заочную (как правило) форму в обычную школу с ведением личного дела и пр., то есть вы и учитесь, и проходите ПА в этой школе.

 

2016

Редактировано:









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100