Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




ПОДЧИНИТЕ АТТЕСТАЦИЮ ОБУЧЕНИЮ А не наоборот

Алина Дьякова

ПОДЧИНИТЕ АТТЕСТАЦИЮ ОБУЧЕНИЮ А не наоборот 

Семейное образование позволяет обучать наших детей наиболее подходящим для них способом. Улучшение здоровья, крепкая семья, развитие самостоятельности – бесценные результаты СО, и можно перечислить их много. Как правило, и с точки зрения успеваемости СО даёт лучшие результаты, чем школа. 

Как сложатся отношения с администрацией школы и учителями, насколько порядок прохождения ПА будет соответствовать интересам семьи ‒ зависит не только от школы, но и от понимания родителем своей роли в образовании ребенка.

Что нужно сделать родителю, для того, чтобы аттестация не повредила обучению, процесс обучения  проходил наиболее рационально, и семья достигла поставленных целей?

В большинстве случаев не придется обращаться к законодательству и писать жалобы. Заявить любые свои пожелания в порядке проведения ПА родитель может в заявлении о зачислении для прохождения промежуточной аттестации в качестве экстерна.

Мы поможем разобраться с тем, как предотвратить неприятности на аттестации, как настоять на своем варианте проведения ПА и как найти этот подходящий именно вашему ребенку способ аттестации. А начнем с простого, но важного понимания, что обучение и аттестация - это разные процессы, и для нас важно, что стоит на первом месте, а что занимает подчиненное положение.

 

СО ПРЕДПОЛАГАЕТ ДВА ПРОЦЕССА, КОТОРЫЕ ЛУЧШЕ ЧЕТКО РАЗДЕЛИТЬ: ОБУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЮ 

В сфере обучения родители – свободные люди и им не нужно озираться на учительницу. Учите как хотите, как лучше для вашего ребенка!

Но в сфере аттестации у нас не только есть обязанности перед законом, у нас есть другой участник отношений – школа, и с ней нужно уметь договариваться.


⚠   1. ОБУЧЕНИЕ НА СО НИКЕМ НЕ КОНТРОЛИРУЕТСЯ 

Родитель не обязан отчитываться за то, сколько времени, когда и чем он занимался со своим ребенком. Хотя государство обязало родителя обучать своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного Кодекса РФ), нигде не прописаны условия обучения. Более того – родителю дано преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами (ч. 1 ст. 44 закона «Об образовании в Российской Федерации»). 

Словом, как и когда мы будем учить ребенка – решает родитель. Он может учить самостоятельно, а может привлекать для этого любых специалистов, любые ресурсы. Можно обучать по любым программам и учебникам или вовсе без учебников и программ, можно следовать любым педагогическим системам или создавать свои правила, и это вдохновляет и родителя, и ребенка. 

Как правило, родители справляются с преподаванием самостоятельно, так как для освоения предметов базовой школьной программы знаний специалиста-предметника не требуется. В интернете достаточно материалов по всем предметам, нередко намного более удобных, чем учебник. Для углубления в любимые предметы дети посещают кружки, дома творчества школьников, научные сообщества. Для удовлетворения профессиональных интересов семья иногда нанимает репетиторов или находит научного руководителя в вузах и НИИ. 

С другой стороны в этом деле совершенно необходим организатор, и эта роль для родителя естественна. Именно семья – та среда, в которой вырастают дети, становятся полноценными взрослыми. Что значит стать взрослым? В отличие от ребенка он полностью самостоятелен и может сам организовать себя на достижение жизненных задач. Обучать самостоятельности сознательно и планомерно, с любовью следя, как дети овладевают все большим количеством умений – суть родительства. 

⚠   2. ВТОРАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЯ НА СО – ОРГАНИЗОВАТЬ АТТЕСТАЦИЮ 

В отличие от полной свободы в обучении, аттестация – это уже совсем другая история: она во многом определена законом, и превратить эту часть семейного образования в выгодную невозможно.

При нормальном отношении школы к своим обязанностям на первом плане у школы будут стоять интересы ребенка и в этом случае обращаться к законодательству не придется.

Что же делать, если школа не имеет опыта и не знает, как действовать, или пытается подмять под себя проведение ПА, настаивает на неприемлемых условиях аттестации?

 

Подготовить к аттестации придется не только ребенка. Школы в России пока тоже не готовы к аттестации СОшников. 

Зачастую оказывается, что свобода, к которой стремились, выбирая семейную форму, с каждым требованием школы сужается, подготовка к ПА занимает все больше времени и сил, нагрузка приближается к школьной и даже больше. Школа, привыкшая к текущей аттестации очников, стремится распространить тотальный контроль и на СОшников.

А на самом деле, все процессы в школе должны быть подчинены закону и интересам ребенка. Что означает для нас, что аттестации должны проходить согласно индивидуальному плану обучающегося, а не привычному школьному режиму. Государство называет индивидуализацию одним из приоритетов в развитии образования и подкрепляет достижение этой цели законодательно. По закону родитель может реализовать любой подходящий ребенку способ аттестации. Законодательство России позволяет большую свободу в определении порядка аттестации: в сроках, количестве аттестаций, в формах экзамена.

Проведение аттестаций должно соответствовать индивидуальному учебному плану обучающегося, который описывает чему и когда ребенка учили. А ведь в вопросе обучения школа никак не может контролировать семью, так что родителю нужно знать только, какие рамки для учебного плана установило государство (а не школа): количество предметов в учебном плане ограничено федеральным минимумом, а сроки освоения и вовсе ничем не предписаны.

Неудивительно, что заформализованная школа не в состоянии сразу принять такую свободу обучения в семье. Поэтому родителю придется изучить те нормативные акты, которые регулируют получение образования в семейной форме, научиться вести переговоры со школой и чиновниками – ведь иначе с очень большой вероятностью школа лишит ребенка большинства преимуществ семейной формы из-за условий аттестации, организованной в противоречии с обучением. 

РАЗДЕЛИТЕ ОБУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЮ И ПОДЧИНИТЕ АТТЕСТАЦИЮ ОБУЧЕНИЮ 

Большинство тех, кто выбирает семейное обучение, всё же предполагает, что их дети будут поступать в ВУЗ, нужен аттестат нужны хорошие баллы на ЕГЭ. Да и вообще, довольно часто во взрослой жизни необходимо предъявлять результаты своих трудов, и этому нужно учить, готовить к этой части действительности, где бывает и несправедливость.

Однако обучение этому немаловажному умению должно происходить в благоприятной обстановке.



Берите дело организации аттестации в свои руки – те родители, которые так поступили, уверенно заявляют, что дело того стоило. Да, родителю придется поработать, изучить документы, настойчиво искать пути влияния на школу, и это – наши время и труд. И результаты оправдывают эти усилия: администрации школ признают родительское право влиять на порядок аттестаций, в отношениях со школой устанавливаются мир и стабильность, дети могут спокойно получать знания, освобождаясь от лишних нагрузок и нервотрепки. 

❗ ВЫ МОЖЕТЕ ПО ЗАКОНУ: 

✔ Сдать только один экзамен в год по предмету, избегая четвертных аттестаций 
✔ На промежуточной аттестации сдавать только минимум предметов, а это означает – на несколько предметов меньше, чем в школьном учебном плане 
✔ Устанавливать собственный график экзаменов; самое выгодное для нас – это блочное изучение со сдачей экзамена сразу после освоения предмета. 
✔ Выбирать форму экзамена 
✔ Присутствовать на экзамене, чтобы предотвратить нарушения и поддержать ребенка 
✔ Узнавать все детали экзамена, включая критерии оценивания, получать перед освоением предмета демонстрационные материалы к экзамену 
✔ Отказаться от выполнения заданий повышенного уровня 
✔ Аттестоваться по адаптированным программам, если у вас ребенок с овз 
✔ Аттестоваться досрочно 
✔ Аттестоваться только по одному предмету 
✔ Передвигать сроки экзамена, если обстоятельства семьи того требуют 
✔ Аттестоваться первый раз только в 9 классе 

А если школа будет игнорировать интересы ребенка и указывать Вам, что сдавать и когда – тут придётся побороться, тут нужно учиться договариваться, нужно доказать на основании закона, что школой ущемляются права вашего ребёнка.

Нужно сказать, что те редкие неудачи, когда родители не справлялись с обучением своих детей и возвращались школы, возникали, как правило, не из-за трудностей в обучении. Такое случается в основном из-за неадекватных и непоследовательных требований на экзаменах, изнуряющих родителя и ребенка.

Чтобы каждый родитель при прохождении ПА и ГИА мог разобраться в нелёгкой правовой теме, на нашем сайте есть раздел «Об аттестации на СО», где будут размещаться статьи о наших правах и обязанностях по аттестации на СО, а также родительские истории о преодолённых трудностях.

Можно участвовать в родительском форуме, где в разделе «Аттестации по предметам» идет обсуждение опыта прохождения аттестаций, и помогать друг другу в решении вопросов взаимодействия со школой.

Вот некоторые из тем, котрые чаще всего обсуждаются на форуме:

Промежуточные аттестации
Аттестации с использованием ДОТ
Аттестация в начальной школе
СО без промежуточных аттестаций
Всероссийские проверочные работы (ВПР)









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100