Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Требования к образованию в РФ

Алина Дьякова

Структура системы образования в РФ

 Уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Уровни профессионального образования:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование - бакалавриат;
  3. высшее образование - специалитет, магистратура;
  4. высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

(Часть 4 и 5 ст. 10 Федерального закона от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»)

 

Требования к образованию в РФ

Школьное образование в России – одновременно и право, и обязанность.

Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» изменил уровень обязательного образования в России.

До 2012 года было достаточно получить 9-летнее школьное образование. По Конституции РФ (ч. 4 ст. 43) обязательно основное общее образование (9 классов).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» расширил данную норму и обязал родителей обеспечить получение среднего общего образования (11 классов):

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

Конституция РФ, Закон об образовании РФ, Семейный Кодекс РФ говорят о том, что родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми образования.

Что это значит – «обязаны обеспечить получение детьми образования»?

На любой форме образования родитель обязан обеспечить освоение программ до 11 класса. Программы 10 и 11 классов входят и в среднее профессиональное образование, таким образом, при выборе училищ и техникумов после 9 класса это требование тоже будет выполнено.

! Требование обязательности получения образования сохраняется до достижения ребенком 18 лет, если он не получил это образование ранее этого возраста.

Но на семейной форме не обязательно следовать привычному школьному порядку учебы, программам и предписанным учебникам, и даже переводиться каждый год в следующий класс.

Чтобы понимать как обязанности, так и возможности на семейной форме, важно учитывать, что образование предполагает два процесса: обучение и аттестацию.

1. Обучать, то есть дать ребенку знания, родитель может любым образом, государство ни одним правовым актом не предписывает порядок обучения на семейной форме, а также не дает никому права контролировать родителя – этим СО выгодно отличается от очного.

Родитель сам решает, как и когда учить ребенка, и кто будет это делать – сам родитель или приглашенный преподаватель. Для этого ему не нужны ни педагогическое образование, ни оформление ИП или получение лицензии.

Можно привлекать для этого любые учебники или другие ресурсы: образовательную литературу разного уровня можно найти в библиотеке, образовательные сайты предлагают огромный выбор обучающих материалов бесплатно, включая видеоуроки, можно найти подходящую дистанционную школу, можно задействовать репетиторов и изучать любые предметы в любом объеме.

2. Но аттестация должна проводиться согласно требованиям государства.

 

Требования государства одинаковы для школы и семьи: освоение знаний в рамках ФГОС и обязательная государственная итоговая аттестация в 9 и 11 классах. Освоение программ сопровождается промежуточной аттестацией, но она по закону не является ежегодной – можно сдавать экзамены в качестве экстерна, сразу за определенный курс, предмет, период.

Но школа обязана доказывать государству, что она следует ФГОС на каждом этапе обучения, и отчитываться за каждый день.

А на СО фактически проверка осуществляется только на государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 (ОГЭ) и 11 (ЕГЭ) классах с обязательными условиями допуска – промежуточными аттестациями за 9, 10 и 11 классы. Выполнили условия, сдали ГИА – родительские обязанности выполнены, государство претензий не имеет. Да и ФГОСы на практике родители не изучают, а готовятся сразу к ОГЭ и ЕГЭ по пособиям и сайтам.

 ! Обучен ребенок на СО или нет, проверяется только на экзаменах

Когда ребенок учится в школе, он подчиняется правилам школы, а школа, в свою очередь, обязуется соответствовать требованиям государства. Но на СО родителю необходимо самому ознакомиться с этими требованиями, чтобы быть готовыми успешно сдать Государственную итоговую аттестацию (ГИА), которая согласно ст. 59 Закона об образовании РФ обязательна.

Кроме общих, предписанных государством, в каждой школе имеются собственные правила, закрепленные Уставами и Положениями о промежуточной аттестации. И для очников почти повсеместно промежуточная аттестация является ежегодной и обязательной для перевода в следующий класс.

! Очень важно знать, что с точки зрения закона перевод в следующий класс на семейной форме не обязателен.

Тем не менее, многие родители выбирают сдавать ежегодно, для собственного спокойствия – однако государство этого не требует, хотя право сдавать ПА каждый год дает.

Если вы аттестуетесь в качестве экстерна, можно впервые прийти в школу в 9 классе. Нужно учитывать, что аттестат 11 класса не получить без аттестата 9 класса.

Иными словами, наша обязанность перед государством – учить и аттестоваться (в 9, 10 и 11 кл.). Но в процессе обучения закон дает полную свободу:  учите, как удобно Вам и ребенку, и никто – ни школа, ни органы управления образованием, ни органы опеки или КДН – не могут диктовать свои условия или проверять, как проходит процесс обучения. А вот аттестация проводится в рамках, предписанных государством, и в порядке, который определяется договоренностью родителя и школы.

Итак, «обеспечить получение детьми образования» означает учить любым образом без контроля какими-либо органами, а потом пройти ГИА (выполнив условия допуска к ГИА).

Таким образом, за весь период получения среднего общего образования обязательны следующие аттестации:

ПА в 9, 10 и 11 классах

Итоговое сочинение (или изложение для определенных лиц) в декабре перед сдачей ЕГЭ в 11 классе

ГИА в 9 классе (ОГЭ)

ГИА в 11 классе (ЕГЭ)

Это требование сохраняет силу до достижения возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (ч. 5 ст. 66 Закона об образовании РФ).

 

Какими документами определены конкретные требования государства к аттестации (объем знаний, сроки, качество)?

 

1.   Государственная итоговая аттестация (ГИА).

В соответствии с Законом об образовании (ч. 5 ст. 17) все формы обучения должны привести к одному и тому же результату – освоению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Для определения, соответствуют ли знания выпускника этим требованиям, государство проводит государственную итоговую аттестацию (ОГЭ в 9 и ЕГЭ в 11 кл.), которая по Закону об образовании является обязательной.

Фактически это означает, что:

в 9 классе ребенок получит аттестат, если сдаст не менее, чем на "3":

  • ПА за 9 класс в качестве допуска к ОГЭ (14 предметов федерального минимума за 9 класс), и, как обещают, устный экзамен по русскому языку
  • Два обязательных экзамена на ОГЭ: по русскому и математике
  • Два предмета на ОГЭ по выбору (для больных детей, имеющих рекомендацию ПМПК, они не обязательны)

В 11 классе ребенок получит аттестат, если сдаст не менее, чем на "3":

1. Допуск к ЕГЭ в виде:

  • ПА за 10 класс (10 предметов федерального минимума за 10 класс)
  • ПА за 11 класс (10 предметов федерального минимума за 11 класс)
  • Итоговое сочинение

2. Два обязательных экзамена на ЕГЭ: по русскому и математике

! Все остальные предметы требуются для поступления, а не для аттестата, и сдавать их, если ребенок не поступает в этом году, не нужно. Лучше сдать их перед поступлением, потому что сертификаты ЕГЭ действуют всего 4 года. А можно разделить подготовку к поступлению в вуз на два года - сначала получить аттестат и два сертификата по обязательным русскому и математике, а на следующий год - все остальные нужные для поступления в вуз сертификаты.

При условии успешного выполнения этих требований выпускнику выдают: в 9 классе – аттестат об основном общем образовании, а в 11 классе – аттестат о среднем общем образовании.

На СО обучающийся участвует в ГИА наравне со всеми и получает точно такой же школьный аттестат, какой получают очники.

Общие требования к процедуре аттестации на ГИА определены двумя документами:

1. В 9 классе – «Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (утв. приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394)

2. В 11 классе – «Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (утв. приказом Минобрнауки РФ от 26.12.2013 N 1400).

А конкретные сведения (относящиеся к содержанию экзамена: демоверсии, спецификации, кодификаторы) размещаются на сайте http://fipi.ru Эти материалы разрабатывает «Федеральный институт педагогических измерений» – организация, находящаяся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Так проходит контроль знаний на ГИА, как для очников, так и для СО: в вопросе ГИА и выдачи аттестатов разницы между формами обучения нет.

2.   Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация (ПА) на очном в школе проводится каждый год, на её основании обучающегося переводят в следующий класс.

Если вы на СО, но сдаете ПА ежегодно, то и перевод в следующий класс происходит так же, как на очном, и школа вносит в ваше личное дело запись об этом.

Для СОшника это может быть один экзамен в год по каждому предмету, а можно сдавать и по четвертям, как очники.

При этом любой экзамен может сдаваться досрочно, можно сдать в сентябре за один час всю историю за весь год, а биологию за весь год в октябре – это называется блочное обучение. А можно сдавать и по четвертям, подобно очникам, изучая предметы как в школе – параллельно (одновременно все предметы с сентября и до мая), и параллельно их сдавать по четвертям. Можно изучать предметы параллельно, а сдать только по одному экзамену на каждый предмет в конце учебного года (не забывая при этом, что промежуток между экзаменами должен соответствовать нормам СанПиН).

 

Если говорить о рамках для ПА коротко и просто, то

  1. только 3 промежуточные аттестации обязательны по закону – за 9, 10 и 11 классы, хотя право проходить ПА с 1 по 8 класс у нас остается;
  2. конкретные требования на экзамене ограничены:
  • по содержанию – материалом выбранного вами учебника (из рекомендованных Минобром РФ),
  • по времени – одним уроком на каждый экзамен;
  • по объему экзаменационных заданий – соответствовать времени экзамена, то есть 40-45 мин.

     3. формы экзамена, количество аттестаций в году определяются в диалоге между школой и родителем.

 

 

Откуда взяты эти нормы

 

! Прежде чем начать перечислять документы, которых довольно много, отметим очень важное правило: когда соответствующих норм нет, нужно помнить, что преимущественное право определять интересы ребенка и защищать их – за родителем. И если вы считаете, что ребёнок не может сдавать экзамены в таком режиме без вреда здоровью и образованию – сдавайте в порядке, выбранном вами, выразив свою волю в заявлении.


1. обязанность сдавать экзамены определены тремя документами федерального уровня: Законом об образовании, приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394, приказом Минобрнауки РФ от 26.12.2013 N 1400, а именно: 

  • ч. 3 ст. 59 Закона об образовании, который говорит об обязательности ГИА; 
  • ч. 3 ст. 34 Закона об образовании, который даёт право сдавать ГИА в качестве экстерна тем, кто обучался в форме самообразования, семейного образования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе; 
  • пункты 9 указанных выше порядка проведения ГИА в 9 и 11 классах, которые оговаривают условия участия в ГИА:

успешное прохождение ПА за 9 класс для допуска к ОГЭ в 9 классе, (а со следующего года плюс устный экзамен по русскому языку)

9. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных).

и успешное прохождение ПА за 10 и 11 классы и итоговое сочинение – в качестве допуска к ЕГЭ.

9. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

 

2. Содержание аттестации определено тремя документами федерального уровня: ФГОС, образовательными программами и Федеральным примерным учебным планом; а также индивидуальным учебным планом (ИУП) обучающегося.

Фактически, для СО самым важным является право на ИУП. 

3.   Порядок и формы прохождения ПА определяются

  • Законом об образовании (ст. 2; ст. 28, ст. 34, ст. 58),
  • и локальными актами школы, которые не могут сужать права, данные федеральным законом (например, на ИУП или на прохождение ПА и ГИА в качестве экстерна).

На практике же реализация закона и локальных актов определяется заявлением родителя о прохождении промежуточной аттестации в определенных формах и в определенные даты согласно ИУПу обучающегося.

 

Каково место ФГОС и образовательных программ в обучении в семейной форме?

Фактически, родители на семейной форме не изучают ФГОС и программы, но это не нарушение, наоборот.

Обучение происходит по учебникам, и если это разрешённые учебники, нам не нужно заботиться о том, чтобы узнать требования государства.

Но здесь мы объясним, что такое ФГОС и программы, чтобы желающие могли разобраться с точки зрения закона, имеет ли смысл пользоваться ФГОСами и программами, и с какой целью.

ФГОС – это предельная рамка, которой должны соответствовать программы и учебники, ФГОС не описывает объем знаний для ежегодной промежуточной аттестации. Он предъявляет требования к результату каждой ступени:

ФГОС является основой для разработки учебных программ.

Программы

Собственно обучение в школе проходит по программам, которые в свою очередь должны соответствовать ФГОС. Именно программы определяют объем знаний и умений в рамках учебного года. И хотя в обучении мы можем и не пользоваться программами, или выбрать не одобренные Минобром, в подготовке к аттестации совершенно необходимо знать объем знаний, предложенный в программе, по которой пройдет аттестация – так намного легче ограничить требования учителей, это единственная твердая опора для взаимодействия со школой. Каждой программе соответствует учебник, и выходить за рамки этого учебника учитель на аттестации не имеет права.

При прохождении промежуточной аттестации учителя в школе будут ориентироваться на определенную программу. Мы имеем право выбирать, но стоит ли –  нужно сказать отдельно.

Итак, ФГОС определяет минимум знаний, и мы можем настаивать на минимальных требованиях на экзамене и отказываться от расширения требований, опираясь на ФГОС, это наше право по закону (ст. 17 чсть 5 Закона об образовании).

 

Нужно ли выбирать программу и где можно увидеть все программы?

Мы можем обучаться по любой программе, а для аттестации имеем право выбирать любую программу из разрешенных. Но фактически, мы выбираем не программу, а учебник.

Нам не нужно беспокоиться о программах, о ФГОСах, потому что любой разрешенный учебник уже соотвествует ФГОС и является частью учебно-методического комплекса (УМК), разработанного в рамках определенной примерной программы.

Пусть школы беспокоятся, как составлять программы, а министерство – как разрабатывать ФГОСы, а наша задача – учить, а как учили – исключительно дело родителя.

Тем не менее, мы расскажем, кто создаёт программы, и где с ними при желании можно познакомиться.


Начнем с того, что программы разрабатывают сами школы на основе примерных.

Выдавать аттестат имеет право только та школа, которая имеет государственную аккредитацию. Когда школа получает государственную аккредитацию, решается вопрос о том, соответствует ли работа школ ФГОСам.

По закону школы разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

То есть в школе детей обучают не по ФГОС, а по программам, соответствующим ФГОС. Именно программы определяют содержание образования (ст. 12 Закона об образовании РФ).

Примерные программы пишутся авторами учебников. Минобр утверждает федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

На каждый класс с 1 по 11 по каждому предмету существует несколько таких разрешенных учебников – и следовательно, несколько программ.

С актуальным в любой момент Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию, можно ознакомиться в правовой системе КонсультантПлюс по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162928/ по выходным и праздникам, а также с 8 до 12 вечера по московскому времени.

Родителям не нужно писать рабочую программу, как учителям в школе, или предоставлять школе свой ИУП, или каким-либо другим образом подтверждать свое право на обучение своего ребенка.

Можно обучать по любым программам и учебникам или вовсе без учебников, программ и планов.

А чтобы успешно аттестоваться, необходимо знать тот минимум, базовый уровень, который могут (точнее, имеют право) спросить на аттестации. Для этого достаточно прочитать выбранный для аттестации учебник – потому что примерная рабочая программа, которой он соответствует, будет полностью с ним совпадать. Конечно, если вы захотите и программу прочитать, её легко найти в интернете, набрав в поиске «рабочая программа (предмет) (класс) (автор учебника)».

 

Порядок ПА и ее формы по закону определяет школа, но в соответствии со ФГОСом, программами, нормами санэпиднадзора и особенностями ребенка и интересами семьи. А это означает, что наш индивидуальный учебный план определяет все – нужно только разобраться с тем, что мы можем с его помощью получитьчитать подробнее

 

Родители, взявшие на себя ответственность за образование своего ребенка, должны знать эти требования, с одной стороны, чтобы обеспечить достаточный уровень подготовки, с другой, чтобы оградить ребенка от излишних требований на экзамене со стороны учителя.

 

Для того чтобы определить, какие предметы в данном году являются обязательными (то есть составить Ваш ИУП) потребуется использовать всего одну табличку в одном из перечисленных документов: Примерный учебный план начального общего образования, Примерную основную образовательную программу начального общего образования,  (для 8-11 классов, все еще следующих старому ФГОСу - Базисный учебный план).

Подробно, как это сделать, читайте 









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100