Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Рассказ об одном дипломе

Т. Могильникова

Кем становятся дети, получившие образование в семье? Обычно на этот вопрос отвечают в «эпическом» жанре, перечисляя, в какие вузы поступают выпускники, какие профессии получают, где и как потом работают.

Другой ответ, более полный, можно получить, лично пообщавшись с человеком, который в детстве не ходил в школу. Еще лучше, если наблюдаешь этого человека за его профессиональным занятием или видишь результаты его работы. Такой опыт мне довелось приобрести на защите дипломов Высшей академической школы графического дизайна, из которого выпускалась Маша – девушка, получившая среднее образование в семье.

Небольшой зал. Несколько рядов стульев для комиссии и гостей. Перед ними стенды с заготовками и экран для презентаций дипломников. Почти все собрались и ждут нескольких опаздывающих. Маша защищается первой, у нее уже все готово. Но приходится подождать: директор вуза начинает мероприятие с длинного рассказа об институте, а затем не менее обстоятельно представляет членов комиссии, человек шесть, почти все с арсеналом званий и регалий. «Заслуженные» и «почетные» пиджаки в первом ряду выглядят строго и внушительно – их оттеняет женская часть комиссии. Рецензент, секретарь – все на месте. Можно начинать.

Несмотря на затянутое начало, Маша выглядит собранной, хотя волнение чувствуется. Она представляет свой диплом: «Дизайнерский орнамент: город, среда, культура». Ее работа о том, как с помощью простых графических средств превратить серый облик города в яркую, интересную среду, несущую положительные эмоции. Один и тот же рисунок орнамента (разновидностей много) может быть нанесен на любые поверхности, от одежды и зонтов до детского самоката, предметов интерьера и стен домов. Маша показывает несколько образцов на стенде, а потом предлагает посмотреть три видеоролика-презентации.

Первый ролик посвящен графике на городскую тему, второй – природному орнаменту, третий – этническому. Каждый видеоряд положен на свою музыку, которая задает тональность, с первого кадра увлекая зрителя в поток образов и настроений. В этом потоке как-то не обращаешь внимания на технику исполнения, не анализируешь качество и количество работы, а просто с интересом смотришь, получая визуальное и зрительское удовольствие вместе с хорошим эмоциональным зарядом. И уже после окончания презентации думаешь, что проделана большая и серьезная работа. Конечно, это взгляд со стороны неспециалиста, но и члены комиссии во время показа роликов выглядели словно бы мягче.

Впрочем, свое мнение они имели возможность высказать. Сначала были вопросы к дипломнику. Принципиален ли отказ от использования в работе сложных орнаментов? Зачем в названии диплома слово «дизайнерский»? В чем вообще Маша видит особенность своей работы? Нельзя сказать, что комиссия придиралась – скорее, смутить могла интонация, интонация суждений «с высоты опыта и заслуг». Машу, однако, это не смутило. Если вопрос не вполне понятен – переспрашивает. Отвечает так, как думает, затрагивая во многом личное отношение к своей работе, а не только и не столько общие концепции.

Тон разговора поменялся, когда высказалась одна из женщин в комиссии, тихо и доброжелательно прокомментировавшая увиденную работу. Дальше говорил научный руководитель Маши (в отличие от членов комиссии, одетый не в костюм, а в клетчатую рубашку). Он отметил, что Маша – рисующий дизайнер, что работать с ней было не тяжело, поскольку это было не копание в мелочах, а работа по существу, сотрудничество.

Затем выступила рецензент – сотрудник Пушкинского музея. Она сказала, что сначала с опасением отнеслась к теме Машиного диплома, поскольку за подобными названиями часто кроется нечто претенциозное, мудреное и вместе с тем навевающее скуку. Работу же Маши рецензент охарактеризовала как «витамин радости», оценив и идею диплома, и ее воплощение, и восприятие.

Кто-то из комиссии еще сделал пару критических замечаний – скорее, практического плана. А что до замысла работы, то один из «судей» отметил, что многими художниками орнамент воспринимается как маргинальная область и уже поэтому выбор такой темы необычен и интересен. Маше он пожелал, чтобы у нее получилось воплотить свою идею в жизнь, хотя, по его словам, это направление и не самое простое.

За диплом после обсуждения поставили «5». Меня же как зрителя больше порадовало другое: я стала свидетелем абсолютно самостоятельной, самобытной, а главное, честной и искренней работы. И такой же честной защиты своей работы со стороны Маши, которую не сбила с толку ни критика, ни снисходительный скепсис, проскальзывавший в словах «заслуженных мужей». Думаю, немалую роль в этом сыграла поддержка семьи, которая в свое время дала Маше и образование.









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100