Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Чапковский: семейное обучение в РФ – назревший этап развития образовательной системы

Екатерина Рылько, специально для РИА Новости

Интервью, данное РИА НОВОСТИ (в разделе "Образование"), опубликовано под названием "Чапковский: семейное образование может частично заменить школьное".

Публикуем авторский вариант интервью:

 

– Игорь Моисеевич, какие существуют формы получения общего образования за пределами школы?

– По российскому законодательству родители могут обучать ребенка вне стен школы в следующих случаях. Во-первых, перейдя на семейную форму обучения – ее могут выбрать родители любого школьника. Ребенок является учеником своей школы, проходит в ней аттестацию, но обучается дома. Формы аттестации и все условия взаимодействия со школой определяются договором между родителями и школой. Учащийся может приходить на консультации или отдельные занятия. Важная особенность этой формы обучения – компенсация. В ряде регионов родителям компенсируют сумму в размере норматива обучения на одного ребенка. В Москве в этом году сумма компенсации составляет от 73 тысячи рублей в год в начальной школе до 110 тысяч рублей в год для старшеклассников (10-й–11-й классы).

Во-вторых, экстернат. Учащиеся-экстерны обучаются самостоятельно. Для получения аттестата они обязаны пройти две аттестации – в девятом и в одиннадцатом классах в любой школе. Но компенсацию они не получают.

Кроме того, существует надомное обучение для больных детей на основании рекомендации врача. Учителя посещают учеников на дому по графику, установленному школой по согласованию с родителями.

– Почему родители предпочитают, чтобы их дети учились дома?

– Основная причина в том, что современная школьная система в значительной степени отстала от жизни. Современная школа возникла в эпоху индустриализации и была призвана ликвидировать безграмотность будущих рабочих. Общество радикальным образом изменилось, но школа продолжает работать, как в начале XX века.

Многие педагоги говорят о том, что классно-поурочная система устарела, однако во всем мире она продолжает существовать. Более того: у нас до сих пор нет подлинного разнообразия школьного обучения. Родители все чаще выбирают семейное образование или экстернат, чтобы обеспечить своим детям действительно индивидуальный подход и творческие методы обучения.

– Какие родители сейчас предпочитают воспитывать детей сами? С чем это связано?

– Родители самостоятельные, ответственные, смелые, креативные, жертвующие своим временем и силами ради детей. В России, увы, не ведется статистических исследований, позволяющих привести исчерпывающие данные. Однако в Москве – а это пока основной центр семейного обучения в России – обучать детей самостоятельно предпочитают люди с высшим образованием.

Среди семей, обучающих детей самостоятельно, примерно треть – многодетные, очень много семей с двумя детьми. Если старшего ребенка родители обучили сами, то второго, скорее всего, им будет намного легче также учить в семье.

Раньше семейное обучение или экстернат часто выбирали родители действительно проблемных детей. Сейчас в семейное образование приходят родители хорошо учащихся детей, оказавшихся психологическими аутсайдерами в школе. Оказывается, сверстники не любят «ботаников»! В нашей современной школе образовательная функция угасает, школа становится местом «тусовок» и «камерой хранения» для детей. Каких-то родителей, например, очень занятых на работе, это устраивает, а других – нет… Школьные коллективы формируются произвольным образом, атмосфера в них часто бывает нездоровая, поэтому все чаще родители выбирают для детей семейное обучение уже с младших классов.

– Не испытывают ли дети, учившиеся в семье, проблем с социализацией уже в вузах?

– Скорее наоборот. Такие дети привыкли много заниматься самостоятельно, у них нет проблем, которые испытывают их сверстники, попав в вузы: жесткого контроля учителя уже нет, а понимание, зачем нужно учиться, еще не сформировано. Недостатка в общении со сверстниками они тоже не испытывают: посещают кружки, спортивные секции, музыкальные или художественные школы. У них больше возможностей для гармоничного развития. Их социализация проходит более естественно и менее травматично.

Семейное обучение никогда не заменит школу полностью. Да и не всем детям и родителям оно подходит. Однако те, кто убедился в преимуществах семейного образования, уже не захотят от него отказываться.

Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней, помогающая и школе развиваться, улучшаться, находить новые современные формы обучения.

В тех странах, где семейное образование имеет давние традиции, родители объединяются и учат детей сообща. Они выбирают программы, организуют работу детей в малых группах и общие консультации для группы один-два раза в неделю. Такие подходы можно применить и в обычной школе, чтобы получить там и вариативность, и индивидуальный подход, и гуманную социализацию.

 









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100