Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Чтобы в школу не ходить

Елена Шарова

(Публикуется в сокращении)

Семейное образование 20 лет назад

Суровая советская школа давным-давно наводила родителей на естественные размышления о домашних учителях и гувернерах. Но к смельчакам, решившимся забрать ребенка из школы, до появления ныне действующего Закона об образовании применялись жесткие меры. Теперь же мамы и папы могут обучать детей чтению, письму, счету без помощи школьных учителей, и это право закреплено законом.

Проект семейного образования задумывался в первую очередь в помощь тем, кому учеба дается с большим трудом. Правда, на практике получилось наоборот: родители забирают из школы не двоечников и лентяев, а юных музыкантов, которым необходимо время для репетиций, спортсменов, вечно пропадающих на сборах, маленьких артистов, ежедневно занятых в театре. Родителей, решившихся на такой шаг, ждут серьезные проблемы: как обучать детей вне школы? Возможно ли самостоятельно охватить весь спектр школьных премудростей?

Мамы и папы, которые уже имеют солидный опыт преподавания в собственной семье, говорят, что справляются не хуже целого штата учителей. Но, чтобы решиться на такой шаг, нужны, во-первых, веские основания, во-вторых, осознанное желание взять на себя такую ответственность.

Игорь Чапковский, один из первопроходцев семейного образования, рассказывает: "Приходя из школы, сын долго не мог успокоиться: нервничал. После второй четверти стало ясно, что здоровье мальчика ухудшается, и мы с женой решили забрать сына из школы, чтобы заниматься с ним самостоятельно. Тогда, в 1987 году, Положения о семейном образовании еще не было. Школа всячески сопротивлялась нашей идее, но мы все же добились своего, хотя было трудно: в третьем классе сыну пришлось сдать шесть экзаменов за два дня. Страха, что не справимся с такой задачей, у нас не было. По прошествии трех лет мы с радостью отметили, что сын, во-первых, не потерял естественного детского интереса к познанию мира, во-вторых, научился самостоятельно трудиться. На совместные занятия у нас было немного времени: утром мы уходили на работу, а вечером смотрели, что он сделал за день, успевали только направлять его в учебе. Свой опыт мы предложили другим семьям, которых традиционная школьная система тоже не устраивала".

Бездельничать мы не даем

Люди обычно спрашивают, сложно ли перейти на семейное образование. А в ответ слышат: "Вы готовы взять на себя ответственность за обучение вашего ребенка? Если так, мы поможем, но учтите: за качество обучения отвечаете вы, и никто другой". Детей никто не подгоняет, дома обычных школьных перегрузок не бывает, каждый ученик движется к вершинам знаний в своем темпе. Нередки случаи, когда по одному предмету ребенок осваивает программу пятого класса, а по другому - седьмого. Но большинство детей опережают школу на класс, а то и два.

Основное отличие семейной формы обучения от обычной школы в том, что в противовес общепринятой лекционной системе ребенок учится извлекать знания из книг.

Ода отважным родителям

На семейное обучение решаются только те, для кого дети - самая большая жизненная ценность. Карьера, невыплаты зарплаты - все это отступает на задний план и меркнет по сравнению с важностью задачи воспитания ребенка. Ситуация, когда он "не вписывается" в рамки даже очень хорошей школы, не редкость. Тогда мама и папа берутся за дело сами. Конечно, такой смелый шаг вызывает бурную реакцию. "У вас ничего не получится! Вы же не профессионал, - говорят учителя. - Ребенок лишается коллектива!" Отрыв от общепринятых норм требует известного мужества, выбор придется постоянно подтверждать.

Надо отметить, что люди, берущие дело обучения детей в свои руки, отличаются завидным упорством. Одному мальчику было предложено вернуться в обычную школу, но его отец сказал: "Опять уйдет, как рыба в тину. Будет приносить тройки, четверки, пятерки, а я не буду понимать, что все это означает".

Проблемы семейного образования

Экзамены. Аттестовать ребенка придется в обычной школе. Как рассказывают родители, доброжелательности на экзаменах ждать не приходится - считается, что, раз ребенка из школы забрали, значит, она была ему не по зубам. Но по правилам на итоговом экзамене могут присутствовать родители. А это уже серьезная поддержка.

Трудные предметы. Физкультура, музыка, изобразительное искусство - предметы, которым родители могут обучить далеко не всегда. Как выйти из положения? На аттестацию в школе многие родители приносят справки из изостудии, музыкальной или спортивной школы.

Помощь родителям. Им необходима поддержка: методическая, организационная, правовая.

Что нужно знать родителям о семейном образовании?

При переходе на семейное образование ребенок остается записанным в конкретную школу, так что прав у него ничуть не меньше, чем у других ее учеников. Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, родители должны заключить договор с директором школы, определяющий взаимоотношения сторон: частоту аттестации (кроме годовой), оказание методической помощи, предоставление учебников…

Серьезный опыт домашнего обучения имеется пока только в Америке. Там эта система существует уже пятнадцать лет, создан Национальный исследовательский институт домашнего образования, издается журнал "Исследователь домашней школы". В США получают семейное образование около миллиона детей.

Чем дома лучше?

У родителей появляется возможность оптимально организовать рабочий день ребенка. Кто, как не они, знают, в какое время ему лучше сесть за учебники.

Индивидуальные занятия эффективнее работы с целым классом, а переоценить плодотворность учения с интересом практически невозможно. Чтобы освоить программу, скажем, первого класса, достаточно заниматься всего полтора часа в день. Остается масса времени для занятий спортом, искусством, языками. Дети, перешедшие на семейную форму образования, значительно раньше определяются с выбором профессии.

Через два-три года индивидуальной учебы ребенок сможет пользоваться навыком самостоятельной работы, который очень пригодится ему в дальнейшем.

Журнал «Домашний очаг», ноябрь 1997 г. – С. 152-153.









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100