Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Переработки нескольких тем по предметам «История России», «Граждановедение», «Обществознание»

-

Мы исходим из того, что интерес к истории есть у каждого нормального ребенка, как часть общего интереса к познанию мира. В современном образовательном процессе он гаснет, прежде всего, из-за информационной перегрузки. Например, во введении к учебнику 7-го класса на одной странице используются слова этнонимика, сфрагистика, палеография.

В 9-10 лет дети с удовольствием читают приключенческую литературу, которой близок жанр рассказов по истории.

Для того чтобы сохранить интерес к этому одному из основных образовательных предметов, нужно перерабатывать школьные учебники и пособия для абитуриентов. Мы пользуемся такой схемой: берем за основу те учебники, которые нам по разным критериям нравятся. На их основе либо пишем реферат, либо делаем компиляцию для создания текста, который наш ученик может прочесть с пониманием. Затем составляем краткий конспект темы, включая в него только то, что нужно запомнить. По нашему опыту, после того, как конспект выучен, дополнительные детали основного текста лучше укладываются в памяти.

Предложены переработки нескольких тем по предметам: «История России», «Граждановедение» и «Обществознание». На сайтах www.litra.ru , www.examens.ru даются краткие ответы по этим предметам для выпускных экзаменов в 9 и 11 классах. Отличие предлагаемых нами материалов в том, что они прошли опробование. В течение четырех лет учащиеся семейной формы обучения сдавали в государственной школе экзамены на «хорошо» и «отлично».

Перед ознакомлением с материалами раздела «Практика обучения», советуем прочитать статью «Если вы выбрали семейное образование…».

Отметим, что по каждому разделу предмета «История» у нас имеются законченные и опробованные курсы. За материалами можно обращаться по электронной почте. Но лучше пытаться самим обучать своих детей, и уж только в крайнем случае прибегать к помощи. Здесь действует аналогия с пищей: большинство любому ресторану предпочитает еду, приготовленную мамой. Можно предложить другую аналогию: лучше жевать самому, чем...

Предмет: «История России»

Предмет: «Граждановедение»

Предмет: «Обществознание»

Предмет: "История России"

Учебники:
1) Кацва Л.А., Юрганов А.Л. "История России VIII-XV вв.", учебник для 7-го класса средних учебных заведений. - М. МИРОС, АО "Моск. yчебн.", 1996.
2) Экзаменационные вопросы и ответы. История. 9-й и 11-й выпускные классы: Учеб. пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.

Тема 1. Восточные славяне в VI - VIII веках

В первом учебнике тема занимает 55 страниц, во втором учебнике 11 страниц.

Наш вариант изложения темы:
1. Происхождение и расселение восточных славян

Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в исторической науке. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, включавшей в себя предков германцев, байтов, славян и индо-иранцев. Постепенно из индоевропейского единства выделились общности cо своими различными языками и культурой. Одной из таких групп и стали славяне.
Согласно данным археологов древнейшие праславянские племена проживали на территории Восточной Европы уже с середины I тыс. до н. э. В первых письменных свидетельствах античных авторов славяне упоминается как "венеды" (историк Тацит, I в. н. э.; римский писатель Плиний Старший; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.), "склавины" и "анты". Под названием "славяне" они появляются в источниках лишь в VI в. н. э.
Расселение славян по Европе проходило по трем основным направлениям:
  • на юг Балканский полуостров;
  • на восток и север по Восточно-Европейской равнине;
  • на запад - между реками - Дунай, Одер, Эльба.
В результате славянского расселения ими были заселены обширные пространства Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы.
В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена смешались с предками современных эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы и др.
В VI-VIII вв. в ходе перемещений и расселения у славян начинается формирование отдельных славянских языков. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политический характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания и особенностей ландшафта (например, поляне - живущие в поле; древляне - живущие в лесах) или названия реки (бужане - от р. Буг, мораване - от р. Моравы).
Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви, которые впоследствии стали называться: восточными (русские, украинцы, белорусы), западными (поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы) и южными славянами (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). К VI в. относится полное обособление из единой славянской ветви восточного славянства, ставшего основой русской, украинской и белорусской народностей.
Территории восточных славян в VIII-IX вв. охватывали почти всю Восточно-Европейскую равнину, от озера Ильмень до Причерноморья и от Восточных Карпат до Волги. Согласно летописным источникам к этому времени сложилось 12 (по другим данным 15) славянских союзов племенных княжеств.

2. Социальная организация и занятия славян


В основе формирования славянских племен лежало кровное, языковое, территориальное и религиозное родство. Славяне старались селиться в лесистых труднодоступных местностях. Развитие земледелия и скотоводства подготовило распад родовых объединений (все жители одного поселения в прошлом родственники).
Постепенно звеньями социальной организации становилась семья и соседская (территориальная) община - вервь. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в процессе их расселения на территории Восточной Европы в VI-VII вв. Общинников теперь объединяло прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной деятельности.
В общине были две формы собственности - личная и общественная. Члены верви совместно владели лесными и водными угодьями. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. Пашенные земли и покосы были поделены между отдельными хозяйствами семей, входящих в общину Соседские общины объединялись в "племенные княжества", а княжества - в союзы племен.
Основой хозяйства восточных славян являлось пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была распространена залежная система земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет. Когда почва на этом участке истощалась, его забрасывали до восстановления плодородия почвы и переходили на следующий участок.
В северных районах, покрытых лесами, практиковалась подсечная система земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего его выжигания. После этого удобренная золой почва в течение нескольких лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых земель.
Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях) и соху (на севере). Среди зерновых культур преобладала пшеница, известны также были просо, гречиха, рожь и ячмень. Подчиненную роль в хозяйстве восточных славян играли скотоводство, охота, пушной промысел, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел).
Наряду с земледелием у восточных славян было развито ремесло. С развитием ремесла появилась внутренняя и внешняя торговля. Постепенно начали появляться города, как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как пункты обороны от внешних врагов и центры власти князя с дружиной. В большинстве случаев города строились на торговых путях. Такие города, как Киев и Новгород, стояли на важнейшем торговом пути "из варяг в греки", шедшем с Балтийского моря по Неве и Днепру до Черного моря и далее до Константинополя.
Распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда сильно увеличило количество собираемого зерна дало возможность содержать господствующий социальный слой (князей с дружинами).
Основу господствующего слоя составляла военно-служилая знать во главе с предводителем - князем. Князь был главой "племенных княжеств" и "союзов племен", укрупнявшихся в результате военных захватов территорий соседей или путем объединения с соседними союзами для защиты.
Союзы племенных княжеств представляли собой сложную социальную организацию. Их центром являлся укрепленный град (некоторые грады постепенно превращались в города). В укрепленной центральной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками и торговцами.
В градах происходили собрания свободных общинников (вече), на которых решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции выдвигается слой профессиональных воинов - дружинников во главе с князем. По данным византийских источников дружины существовали у славян уже в VI-VII вв. К IX столетию дружинники становятся привилегированной общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках власть в союзах племен. Все эти изменения способствовали формированию государства.
3. Культура и быт. Религиозные верования восточных славян
Об уровне культуры восточнославянских союзов племенных княжеств этого времени известно мало. Общее представление о нем дает анализ фольклора и данных археологических находок, относящихся к VI-VII вв. Изобразительное искусство и фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством. Археологические данные позволяют восстановить хотя и отрывочную, но очень интересную картину быта и культуры древних славян.
Главными божествами славян являлись:
  • Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня),
  • Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра),
  • Велес (бог скота),
  • Перун (бог грозы, покровитель плодородия и жизненных сил).
В честь богов ставились идолы и приносились жертвы. Славяне носили височные кольца, цепи и венки, приписывая такой геометрической фигуре, как круг, магические свойства.
По мере развития восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне (списке богов): главным божеством военно-служилой знати стал Перун, превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались языческие святилища. Похороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы - курганы, справляли "тризну" (поминки), сопровождавшиеся военными состязаниями.
Краткий конспект:
Восточные славяне в VIII-IX веках
Территория:
От Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут и Днестр на юге, от предгорьев Карпат на западе до междуречья рек Оки и Волги на востоке. Племена (племенные союзы)

Занятия населения:
Скотоводство, бортничество, охота. Земледелие - залежное, подсечно- огневое, пашенное

Социально-политический строй

VIII-IX вв. - период перехода от военной демократии к феодальным отношениям. Военно-дружинная и родоплеменная знать начинают играть определяющее положение в обществе.
Структура власти
Вече. Князь. Дружина. Воеводы.
Феодальные отношения
Феодалы собственники земли;
получали доход с земли - Ренту
крестьяне общинники свободные и лично зависимые от феодала;
платили за пользование землей феодалу

Формы ренты
Повоз
Собирается путем объезда князем и дружиной подвластных земель
Полюдье
Дань, привозимая подвластным населением к княжескому двору (более поздняя форма)

Предмет: "Граждановедение"

Учебники:

1. Обществознание. Пособие для абитуриентов / под ред. В.Н. Князева и др. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 512 с. - (Домашний репетитор).
2. Воскресенская Н. М., Давлетшина Н. В. Граждановедение. Учебник. "Демократия: государство и общество". 10-11 классы, пособие для учащихся общеобразовательных заведений. - М.: Дрофа, 1997. - 192 с: ил.
Для освоения предмета оказалось, что достаточно составить краткий конспект.
Особенности составления конспекта: начинать всегда с определения, структурировать информацию по группам, если возможно, пользоваться схемами и таблицами.

9-й класс
Экзаменационный вопрос "Политические режимы"

Ответ занимает менее страницы, а составлен он на основании 11 страниц из двух источников: страниц 153-160 из первого вышеуказанного учебника и страниц 76-79 из второго.

Политический режим - Система способов и конкретных методов реализации власти

Составляющие политического режима

Принцип формирования органов власти (способы прихода во власть конкретных людей)  А) легитимный (законный) - либо выборный, либо наследственный
Б) насильственный захват власти
Государственные институты -министерства, ведомства и прочее.  Способы принятия решений
А) с привлечением населения
Б) внутриведомственные ;
Партийная система А) одна партия
Б) много партий
Форма государства А) абсолютная монархия
Б) конституционная монархия
В) Республика: а) президентская;
б) парламентская


В зависимости от воздействия политического режима на повседневную частную жизнь людей, режимы делятся на три типа:

Тоталитарный - полный контроль за всеми сферами жизни посредством прямого насилия.
Признаки тоталитарного режима:
  1. сверхцентрализованная структура власти;
  2. массовая монопольная властвующая партия;
  3. монопольная (единая) идеология - система обязательного для всех граждан мировоззрения;
  4. разветвленная карательная система (Гестапо, КГБ, Сигуранца, Штази- названия карательных органов в разных странах)
  5. отсутствие гражданского общества и ограничения основных свобод и прав человека (закон о тунеядстве - привлечения к уголовной ответственности неработающих на государство людей);
  6. милитаризация всех сфер жизни (ОСОВИАХИМ, Гитлерюгенд, Пионеры -молодежные военизированные государственные организации для воспитания молодежи в духе правящей идеологии).
Демократический
Признаки демократического режима:
  1. Равенство всех перед законом.
  2. принцип разделения и независимости ветвей власти (законодательная, судебная, исполнительная);
  3. гарантии гражданских, политических и социальных прав личности;
  4. конкуренция на выборах (честность);
  5. ) смена политических руководителей с помощью выборов;
  6. ограничение времени пребывания на высших политических постах (президент не более двух сроков).

Авторитарный
Признаки авторитарного режима:
  1. Политические решения принимаются единолично, или небольшой группой лиц - (монархия, диктатура);
  2. экономика и частная жизнь людей не подвергаются значительному давлению власти;
  3. Нет разделения властей;
  4. граждане никак не участвуют в принятии решений.

Предмет: "Обществознание"

Учебники:
  1. Обществознание. Пособие для абитуриентов / под ред. В. Н. Князева и др. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 512 с. - (Домашний репетитор).
  2. Философия (конспект лекций). - М.: "Издательство ПРИОР", 1999. -240с.
  3. История цивилизаций (конспект лекций). - М.: "Издательство ПРИОР", 2000. - 192 с.
Материал для подготовки к экзамену "Обществознание" состоит из стандартных вопросов к выпускному экзамену 11-го класса и кратких ответов на них. 62 вопроса разделены на три раздела: обществознание (1-23-й); экономика (24-57-й) и социальная сфера жизни (58-62-й). Изучение предмета на основании этого материала длится с сентября по март при одной полуторачасовой консультации два раза в месяц. Весь материал выдается в сентябре, дома дети изучают материал, при желании могут воспользоваться дополнительной литературой.
Оказалось, как и для "Граждановедения", для изучения этого материала достаточно кратких конспектов. Ниже приводятся по одному примеру из трех разделов.

Обществознание

Общество как сложная динамическая система. Важнейшие институты общества

Обществознание - область научного знания об обществе в целом и его отдельных сферах.
Общество - сложная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Подчиняется объективным законам функционирования и развития.

Свойства общества:
  1. целостность (все его сферы необходимы);
  2. интеграция (сферы тесно связаны, влияют друг на друга, границы сфер нечеткие);
  3. самодостаточность (как самодостаточность организма, ничего нельзя добавить, ни удалить, развитие идет изнутри);
  4. открытость (готовность принять новых членов, как элементов общества).

Сферы общества и их взаимосвязь

Принятый подход к изучению общества - системный подход. (по аналогии с человеческим организмом).
Системный подход к изучению означает, что рассматриваются не отдельные элементы, а их связь друг с другом. Можно привести аналогии с изучением в биологии системы пищеварения.
Сферы общественной жизни -
Экономическая Социальная Политическая Духовная

- Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основа экономических отношений - способ производства и распределение материальных благ в обществе.
- Социальная сфера - система отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Общество структурируется как по горизонтали, так и по вертикали.
- Политическая (политико-правовая) сфера - система политических и правовых отношений между людьми и социальными группами, возникновение которых определено институтом государства.
- Духовная сфера - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества (культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство). Отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Все сферы общества взаимосвязаны и пересекаются.

Экономика

Понятия экономической системы. Типы экономических систем

Формы организации хозяйственной деятельности называют экономическими системами.
Экономическая система - система отношений между экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Экономические системы различаются:
  • Формой собственности на средства производства,
  • Способами координации хозяйственной деятельности,
  • Уровнем технического развития,
  • Характером экономических отношений.
Собственность - принадлежность материальных объектов определенным людям (субъектам) и возникающие в связи с этим отношения.
Структура отношений собственности
Формы собственности
  1. Частная
    • совместная
    • долевая
    • коллективная
    • общенародная
  2. Общая
  3. Государственная
  4. Смешанная
Объект присвоения
(что присваивается)
Предмет личного потребления
Собственность на природные ресурсы:
  • на землю
  • рабочую силу
  • средства производства
  • денежные средства, драгоценности ценные бумаги
Субъект присвоения
(кто присваивает)
  1. Человек
  2. Семья
  3. Социальная группа
  4. Группа совместных собственников
  5. Трудовой коллектив
  6. Население отдельного региона
  7. Народ целой страны
  8. Органы управления
Функция субъекта
Пользование
Распоряжение
Владение
Присвоение

Социальная сфера

Социальная структура общества, ее элементы

Социальные отношения - отношения между людьми, возникшие в результате совместной практической и духовной деятельности. Социальная структура -это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений.
Виды социальных общностей многочисленны и разнообразны:
  • устойчивые (нации),
  • неустойчивые (пассажиры в метро)
  • социально - классовые (классы, социальные группы, слои)
  • социально - демографические (молодежь, женщины, старики)
  • социально-территориальные (народности).
Социальные институты являются важным элементом социальной структуры, они представляют собой исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной деятельности. Примеры таких институтов:
  • Экономический институт собственности,
  • Институт родства, брака и семьи,
  • Воспитательный институт.
В настоящее время в современной социологии весьма популярна теория русского социолога П. А. Сорокина. Согласно его теории существует в человеческом обществе вертикальная и горизонтальная стратификация (разделение на слои - страты). Человек обязательно входит в какой-то слой. В вертикальной стратификации выделяют семь уровней:
  • Высший
  • Средний
  • Коммерческий
  • мелкая буржуазия
  • средне-технический
  • рабочий
Горизонтальное перемещение означает передвижение на одном социальном уровне: математик стал писателем, а инженер обнаружил в себе талант художника, гражданин одной страны переехал и сменил подданство.

Уважаемые родители! Присылайте нам свои апробированные методики, пишите о том, как вы готовите ребенка по разным предметам. Мы разместим ваши наработки на нашем сайте.









 


© 2005-2019 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100