Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Переработки нескольких тем по предметам «История России», «Граждановедение», «Обществознание»

-

Мы исходим из того, что интерес к истории есть у каждого нормального ребенка, как часть общего интереса к познанию мира. В современном образовательном процессе он гаснет, прежде всего, из-за информационной перегрузки. Например, во введении к учебнику 7-го класса на одной странице используются слова этнонимика, сфрагистика, палеография.

В 9-10 лет дети с удовольствием читают приключенческую литературу, которой близок жанр рассказов по истории.

Для того чтобы сохранить интерес к этому одному из основных образовательных предметов, нужно перерабатывать школьные учебники и пособия для абитуриентов. Мы пользуемся такой схемой: берем за основу те учебники, которые нам по разным критериям нравятся. На их основе либо пишем реферат, либо делаем компиляцию для создания текста, который наш ученик может прочесть с пониманием. Затем составляем краткий конспект темы, включая в него только то, что нужно запомнить. По нашему опыту, после того, как конспект выучен, дополнительные детали основного текста лучше укладываются в памяти.

Предложены переработки нескольких тем по предметам: «История России», «Граждановедение» и «Обществознание». На сайтах www.litra.ru , www.examens.ru даются краткие ответы по этим предметам для выпускных экзаменов в 9 и 11 классах. Отличие предлагаемых нами материалов в том, что они прошли опробование. В течение четырех лет учащиеся семейной формы обучения сдавали в государственной школе экзамены на «хорошо» и «отлично».

Перед ознакомлением с материалами раздела «Практика обучения», советуем прочитать статью «Если вы выбрали семейное образование…».

Отметим, что по каждому разделу предмета «История» у нас имеются законченные и опробованные курсы. За материалами можно обращаться по электронной почте. Но лучше пытаться самим обучать своих детей, и уж только в крайнем случае прибегать к помощи. Здесь действует аналогия с пищей: большинство любому ресторану предпочитает еду, приготовленную мамой. Можно предложить другую аналогию: лучше жевать самому, чем...

Предмет: «История России»

Предмет: «Граждановедение»

Предмет: «Обществознание»

Предмет: "История России"

Учебники:
1) Кацва Л.А., Юрганов А.Л. "История России VIII-XV вв.", учебник для 7-го класса средних учебных заведений. - М. МИРОС, АО "Моск. yчебн.", 1996.
2) Экзаменационные вопросы и ответы. История. 9-й и 11-й выпускные классы: Учеб. пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.

Тема 1. Восточные славяне в VI - VIII веках

В первом учебнике тема занимает 55 страниц, во втором учебнике 11 страниц.

Наш вариант изложения темы:
1. Происхождение и расселение восточных славян

Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в исторической науке. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, включавшей в себя предков германцев, байтов, славян и индо-иранцев. Постепенно из индоевропейского единства выделились общности cо своими различными языками и культурой. Одной из таких групп и стали славяне.
Согласно данным археологов древнейшие праславянские племена проживали на территории Восточной Европы уже с середины I тыс. до н. э. В первых письменных свидетельствах античных авторов славяне упоминается как "венеды" (историк Тацит, I в. н. э.; римский писатель Плиний Старший; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.), "склавины" и "анты". Под названием "славяне" они появляются в источниках лишь в VI в. н. э.
Расселение славян по Европе проходило по трем основным направлениям:
  • на юг Балканский полуостров;
  • на восток и север по Восточно-Европейской равнине;
  • на запад - между реками - Дунай, Одер, Эльба.
В результате славянского расселения ими были заселены обширные пространства Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы.
В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена смешались с предками современных эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы и др.
В VI-VIII вв. в ходе перемещений и расселения у славян начинается формирование отдельных славянских языков. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политический характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания и особенностей ландшафта (например, поляне - живущие в поле; древляне - живущие в лесах) или названия реки (бужане - от р. Буг, мораване - от р. Моравы).
Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви, которые впоследствии стали называться: восточными (русские, украинцы, белорусы), западными (поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы) и южными славянами (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). К VI в. относится полное обособление из единой славянской ветви восточного славянства, ставшего основой русской, украинской и белорусской народностей.
Территории восточных славян в VIII-IX вв. охватывали почти всю Восточно-Европейскую равнину, от озера Ильмень до Причерноморья и от Восточных Карпат до Волги. Согласно летописным источникам к этому времени сложилось 12 (по другим данным 15) славянских союзов племенных княжеств.

2. Социальная организация и занятия славян


В основе формирования славянских племен лежало кровное, языковое, территориальное и религиозное родство. Славяне старались селиться в лесистых труднодоступных местностях. Развитие земледелия и скотоводства подготовило распад родовых объединений (все жители одного поселения в прошлом родственники).
Постепенно звеньями социальной организации становилась семья и соседская (территориальная) община - вервь. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в процессе их расселения на территории Восточной Европы в VI-VII вв. Общинников теперь объединяло прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной деятельности.
В общине были две формы собственности - личная и общественная. Члены верви совместно владели лесными и водными угодьями. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. Пашенные земли и покосы были поделены между отдельными хозяйствами семей, входящих в общину Соседские общины объединялись в "племенные княжества", а княжества - в союзы племен.
Основой хозяйства восточных славян являлось пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была распространена залежная система земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет. Когда почва на этом участке истощалась, его забрасывали до восстановления плодородия почвы и переходили на следующий участок.
В северных районах, покрытых лесами, практиковалась подсечная система земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего его выжигания. После этого удобренная золой почва в течение нескольких лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых земель.
Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях) и соху (на севере). Среди зерновых культур преобладала пшеница, известны также были просо, гречиха, рожь и ячмень. Подчиненную роль в хозяйстве восточных славян играли скотоводство, охота, пушной промысел, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел).
Наряду с земледелием у восточных славян было развито ремесло. С развитием ремесла появилась внутренняя и внешняя торговля. Постепенно начали появляться города, как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как пункты обороны от внешних врагов и центры власти князя с дружиной. В большинстве случаев города строились на торговых путях. Такие города, как Киев и Новгород, стояли на важнейшем торговом пути "из варяг в греки", шедшем с Балтийского моря по Неве и Днепру до Черного моря и далее до Константинополя.
Распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда сильно увеличило количество собираемого зерна дало возможность содержать господствующий социальный слой (князей с дружинами).
Основу господствующего слоя составляла военно-служилая знать во главе с предводителем - князем. Князь был главой "племенных княжеств" и "союзов племен", укрупнявшихся в результате военных захватов территорий соседей или путем объединения с соседними союзами для защиты.
Союзы племенных княжеств представляли собой сложную социальную организацию. Их центром являлся укрепленный град (некоторые грады постепенно превращались в города). В укрепленной центральной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками и торговцами.
В градах происходили собрания свободных общинников (вече), на которых решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции выдвигается слой профессиональных воинов - дружинников во главе с князем. По данным византийских источников дружины существовали у славян уже в VI-VII вв. К IX столетию дружинники становятся привилегированной общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках власть в союзах племен. Все эти изменения способствовали формированию государства.
3. Культура и быт. Религиозные верования восточных славян
Об уровне культуры восточнославянских союзов племенных княжеств этого времени известно мало. Общее представление о нем дает анализ фольклора и данных археологических находок, относящихся к VI-VII вв. Изобразительное искусство и фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством. Археологические данные позволяют восстановить хотя и отрывочную, но очень интересную картину быта и культуры древних славян.
Главными божествами славян являлись:
  • Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня),
  • Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра),
  • Велес (бог скота),
  • Перун (бог грозы, покровитель плодородия и жизненных сил).
В честь богов ставились идолы и приносились жертвы. Славяне носили височные кольца, цепи и венки, приписывая такой геометрической фигуре, как круг, магические свойства.
По мере развития восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне (списке богов): главным божеством военно-служилой знати стал Перун, превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались языческие святилища. Похороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы - курганы, справляли "тризну" (поминки), сопровождавшиеся военными состязаниями.
Краткий конспект:
Восточные славяне в VIII-IX веках
Территория:
От Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут и Днестр на юге, от предгорьев Карпат на западе до междуречья рек Оки и Волги на востоке. Племена (племенные союзы)

Занятия населения:
Скотоводство, бортничество, охота. Земледелие -